Диссертация (Прижизненное полное собрание сочинений как структурно-семантическое единство в творчестве русских писателей (Д.С. Мережковский)), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Прижизненное полное собрание сочинений как структурно-семантическое единство в творчестве русских писателей (Д.С. Мережковский)". PDF-файл из архива "Прижизненное полное собрание сочинений как структурно-семантическое единство в творчестве русских писателей (Д.С. Мережковский)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Новиковсперва разрекламировал полное собрание сочинений Сумарокова в московскихи петербургских газетах, назначив «весьма умеренную» подписную плату ивзяв на себя расходы по пересылке книг иногородним подписчикам. Врозничную продажу тома поступали по более высокой цене. «Выгоды, – пишетИ.Ф.
Мартынов, – полученные подписчиками сумароковского 10-томника,послужили лучшим доводом в пользу этой формы книжной торговли» 170. ИдеяНовикова была впоследствии реализована многими книгоиздателями как дореволюции, так и в советское время. Но если, по утверждению Б.Д. Удинцева,«дореволюционный издатель реализовал подписные издания в рассрочку,Мартынов И.Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. М., 1981. С. 85.Лясов В.Ф. Возникновение рынка подписных изданий в России и книгораспространительская деятельностьН.И. Новикова // Книга: Исследования и материалы. Сб. 36.
М., 1978. С. 73 – 80.170Мартынов И.Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. М., 1981. С. 109.16816943стремясь прежде всего обеспечить себя заказами», то основная задачасоветских издательств, как писал тот же автор, – «организованно имаксимально полно обеспечить потребителя» 171.Преемником Новикова в истории русского книжного дела считаетсяА.Ф. Смирдин.Кэтомуединодушномупризнаниювременивлитературномисследователей,производстве,окончательнопоустановилисьтоварные отношения. И если для Новикова просветительские цели заслонялисобой коммерческий интерес, то Смирдин в сознании современниковпротивопоставлялся ему «как новый чисто коммерческий тип издателя икнигопродавца» 172. К середине XIX века затоваренность книжного рынка встране и общеэкономический кризис поставили Смирдина на грань разорения.Одним из средств, к которым прибегнул энергичный издатель, были книжныелотереи, благодаря которым он выплатил старые долги и взял у правительствановую субсидию, чтобы воплотить в жизнь новаторскую идею – издание серии«Полное собрание сочинений русских авторов».
Книги из этой серии выходилис 1846 года на манер французских изданий Жервэ Шарпантье по баснословнонизкой цене (рубль за том). По мнению Н.П. Смирнова-Сокольского, идеюсвоего издания Смирдин позаимствовал у В.Г. Белинского, который в связи свыходом в 1844 году девятого тома сочинений В.А. Жуковского сетовал нанедоступность произведений писателей для тех, кто действительно читает ипокупает книги. Сам же Белинский писал о смирдинской серии: «Почтенномунашему книгопродавцу А.Ф. Смирдину… приходило в голову много хорошихмыслей к пользе русской литературы.
Но никогда еще не приходило ему мыслииздания в маленьком красивом формате, сжатою (компактною) печатью,полногособранияблистательнейшаясочинениймысль,какаярусскихтолькоавторов…попадалаЭтоврешительноголовурусскогоУдинцев Б.Д. Издание и распространение подписных собраний сочинений классиков художественнойлитературы // Книга: Исследования и материалы. Сб. 2. М., 1960. С. 116.172Гриц Т., Тренин В., Никитин М. Словесность и коммерция (книжная лавка А.Ф. Смирдина).
М., 1929. С. 90.17144книгопродавца с тех пор, как существуют на Руси книгопродавцы!» 173 С 1846по 1856 год Смирдин издал свыше 70 томов более чем 35 русских авторов. Пословам Л.С. Кишкина: «Собрания сочинений некоторых из этих писателей,например, Аблесимова, Кантемира и Тредиаковского, были подготовленывпервые и сделал все это Смирдин по существу один.
Если бы он осуществилтолько это, и тогда бы имел величайшую заслугу перед русской культурой.Одного этого было бы достаточно, чтобы потомки помнили о выдающемсярусском книжнике» 174. Несмотря на то что серия «Полное собрание сочиненийрусских авторов» имела некоторый успех, вырученных средств не хватало,чтобыпокрытьсущественнымидолг.Кроменедостатками.того,начинание«СправедливостиСмирдинаради,–обладалоутверждаетИ.Н. Розанов, – следует заметить, что издание “Полного собрания сочиненийрусских авторов” имело некоторые дефекты, от которых свободны были книги,издаваемые Смирдиным раньше. Во-первых, с редакционной точки зрения,исправности текста, количества опечаток и т.д. издание это пользуется успециалистов плохой репутацией.
Во-вторых, это была первая и – увы!вызвавшая ряд подражаний – попытка, соблазняя читателя дешевизной,преподнести ему классиков в таком внешне непритязательном и неизящном(кроме формата) виде, на плохой бумаге и т.д. Это был первый показательныйпример начала падения “книжного и издательского искусства”» 175.
Но главнойпричиной неудач Смирдина было то, что к середине XIX века книжнаяпродукция стала поглощаться «толстыми» журналами, роль которых «в кризисекнижной промышленности начала сороковых годов не следует преувеличивать,но учесть необходимо, как своеобразное воздействие литературной формы(журнала) на экономический ряд» 176. Поскольку в те годы эта причина еще небыла столь очевидной, некоторые издатели пытались возродить смирдинскуюБелинский В.Г. ПСС.
В 13 т. Т. 10. М., 1956. С. 53 – 54.Кишкин Л.С. Честный, добрый, простодушный… Труды и дни Александра Филипповича Смирдина. М.,1995. С. 73.175Розанов И.Н. Книга и люди в XIX веке // Книга в России. В 2 ч. Ч. II. М., 2008. С. 454.176Гриц Т., Тренин В., Никитин М. Словесность и коммерция (книжная лавка А.Ф. Смирдина). М., 1929. С. 346.17317445серию.
Первым среди них был М.О. Вольф, который решил продолжить выпуск«Полных собраний сочинений русских авторов».Однако дело осложнялось тем, что себестоимость изданий Вольфавозрастала из-за повышения ставок авторского гонорара, стоимости материалови редакторских работ, необходимость которых была осознана в связи снедостатками книг из серии Смирдина. «Стремясь избежать подобных огрехов,– пишет Е.А. Динерштейн, – Вольф поручал вести свои монументальныеиздания специальным редакторам.
Правда, такие сотрудники в штате у него незначились, но их роль выполняли так называемые секретари. Когда в ответ насерию статей С.Ф. Либровича, посвященных состоянию книжного дела, впрессе раздались голоса: кто он такой, чтобы судить об этом предмете, то авторимел все основания заявить о своей кровной связи с предметом полемики.Именно за редакторским столом, готовя к изданию сочинения Даля,Писемского, Мицкевича, Лессинга, Гейне и многих других авторов, он начиналсвою работу и по этому поводу неоднократно совещался с “лучшими инаиболее выдающимися русскими писателями… как Гончаров, Тургенев,Григорович, Лесков, Максимов и многие другие, к советам и указаниямкоторыхвнимательноприслушивалсяВольф,выпускаявсветсвоииздания”» 177. Помимо Либровича редакторами вольфовских изданий былиА.Е.
Разин,В.Р. Зотов,В.Н. Майков,П.Н. Полевой,М.Л. Песковский,Ф.Ф. Резенер, П.М. Ольхин и др.Осуществить свой замысел полностью Вольф не успел. Как указываетДинерштейн: «Тому было немало причин: не хватило средств (на конец 70-хгодов приходится покупка участка на Васильевском острове и постройкацелого издательского городка), возникла необходимость в обновлениимашинного парка (приобретение скоропечатных машин, паровых двигателей ит.п.), давала о себе знать конкуренция на рынке приобретения авторских прав.Все эти причины вынуждали его крайне осторожно вкладывать средства в свое177Динерштейн Е.А. Российское книгоиздание (конец XVIII – XX в.). М., 2004.
С. 182 – 183.46начинание» 178. Несмотря на большую редакторскую работу, Вольфу, как иСмирдину, не удалось избежать погрешностей (ошибок, опечаток, искажений).К 1870-м годам стало очевидно, что осуществление смирдинской идеи вусловиях капитализации книжного рынка на старых основаниях простоневозможно. Подтверждение тому – не только опыт Вольфа. Не имело успехапредпринятоеФ.Т. Стелловским«Полноесобраниесочиненийрусскихавторов», как и «Библиотека современных писателей» А.Ф. Базунова 179.«Хорошо расходились, – поясняет А.И.
Рейтблат, – произведения авторов сименем и нашумевшие публикации, но таких книг было очень мало; вторым, атем более третьим изданием выходили очень немногие книги, собраниясочинений переиздавались обычно лишь через 15 – 20 лет. Поэтому,приобретая для издания какую-либо книгу, издатель отнюдь не был уверен вуспехе.
Отсюда низкие гонорары и низкие тиражи» 180.Необходим был принципиально новый подход к делу, учитывающийвозросшую роль периодических изданий (выпускать которые стало выгоднее инадежнее) в отношениях между словесностью и коммерцией. Подход этотприменил издатель А.Ф. Маркс, который пустил полные собрания сочинений вкачестве приложений к своему журналу «Нива». При этом нельзя забывать, чтоидея создания подобного периодического издания высказывалась ещеВольфом, у которого в 1864 году служил Маркс. «По существу, – поясняетДинерштейн, – речь шла о первом российском журнале для семейного чтения,подобномтем,чтобылитакширокораспространенывГермании.Предполагалось, что на его страницах будут публиковаться беллетристическиеТам же.
С. 183.«Почему Базунов, – пишет С.В. Белов, – предпринял издание серии “Библиотека современных писателей”?Никаких документов на этот счет не сохранилось, но можно предположить, что от своего отца, которыйработал сначала приказчиком у А.Ф.
Смирдина и которому Смирдин помогал в начальной стадии егособственной книготорговой деятельности, А.Ф. Базунов знал о широком издании Смирдиным современных емурусских писателей (не говоря уже о том, что издания Смирдина были в его магазине), и знал, конечно, опечальном конце этой филантропической затеи. Не исключено, что Базунов решил продолжить это благородноеначинание Смирдина, хотя, надо сказать, что уже с самого начала многие скептики не верили в успехиздательской серии Базунова “Библиотека современных писателей”» (Белов С.В. Издательская деятельностьА.Ф. Базунова // Роль книги в демократизации культуры: Сборник науч.