Диссертация (Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация". PDF-файл из архива "Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Их не очень много, но они представляют особый интерес: славянкисветлоокой,толпымногомильонной,стоустыйвопль,стоокиегромады,беломраморных вилл, стогласной славою. Среди них имеются и эпитеты,имеющие в своем составе наречия: оба одиноко-нечастные, звуков заунывнопечальных, безжизненно-недвижными судами, греховно-пылающий жрец, днязолотисто-лазурного, ты мертвенно-немая, мрачно-строгий лоб, безгрешно-60правильноймашинемирозданья,упоительно-прекрасна,фразнадуто-либеральных, широко-широко озаренные дали, радостно-светлый залив, бледнолазурным прудом. Эти эпитеты у Надсона являются индивидуально-авторскими.Среди составных эпитетов можно выделить группу с гиперболизацией качества:нечеловечески величественных дел, нечеловечески тяжелого страданья.Едва ли не в каждом втором стихотворении Надсона встречаются двойныеэпитеты, которые являются узнаваемой чертой его стиля.
Они используютсяпоэтом для уточнения, детализации, усиления эмоциональности, подчеркиваниязначимости обоих признаков: могучей, твердою стопой; труд, высокий и святой;пустой, блестящей мишурой; зеркальным, блещущим стеклом; и к цели светлой ивысокой; с фосфорической, полной луной; угрюм и бледен он лежал; ночкабезмолвная, ясная, он усталый, одинокий; труд высокий и святой; могучей,твердою стопой, тяжелой, безотрадной думой; я усталый и больной; суровый,грозный бой; мир, прекрасный и святой; безжизненной и мраморной руке; речкойбурною и дикой и др.
Эти эпитеты иногда могут противоречить друг другу:роскошною и душною тюрьмой, лукавый, гордый взор.Отметим, что в эпических произведениях встречаются и тройные эпитеты,характерные, например, для стиля Толстого, Тургенева. Однако в силу того, чтовписать такой сложный ряд в размер и ритм стихотворного произведениянепросто, они редко встречаются в поэтической речи (скажем, у М.
Цветаевой).У Надсона, тем не менее, есть примеры таких, тройных эпитетов. Несколькообразных определений, дополняя друг друга, образуют цепочку эпитетов,разносторонне характеризуя определяемое слово: запущенный, убогий, чахлыйсад; румяны, красивы и статны они; угрюмых, трепетных окованных рабов;чужие, дерзкие, докучливые очи; тупая, мертвая, гнетущая тоска; она прелестная,нагая и гордая; песнь соловьиная, звонкая, страстная. Из последнего примеравидно, что построение тропа может быть основано на постепенном усилениихарактеризуемого признака, нарастании экспрессии: сначала автор обозначает,чья эта песня, давая, по сути, безликое определение, затем указывает на еекачество и свойство, а уже после этого демонстрирует его эмоциональную61характеристику.
Иногда у Надсона определяемое слово может представлять собойсловосочетание. Тогда его признаки в цепочке дополнительно усиливаются:каменных гробов, и душных, и зловонных; знойные дни безоблачно тихи, светлыи ясны; наивные милые детские грезы; смелой, бесталанной головой кудрявой;осенний мрак, холодный и дождливый.Интересно также, что для поэтического стиля Надсона характерноиспользование эпитетов, определяющих оба существительных в словосочетании,где одно из них является несогласованным определением, что в итогеспособствует созданию усложненной метафоры: юный мир роскошных грез,робкий звук земного вдохновенья.4.
По степени освоенности эпитетов в языке у Надсона находим эпитетыа) общеязыковые (лазурное море, суровая борьба, вечерняя нега, труднаяборьба, забытый певец);б)индивидуально-авторские(озлобленныеноты,стоустыйвопль,разгневанные тучи, гульливое море (лишь однажды до этого – у Огарева),стоустый вопль, широкошумное море, медлительные ночи, оранжерейное лето.5. По степени устойчивости эпитеты Надсона могут быть разделены на:а) свободные (синие горы, родные поля, отрадные звуки);б) постоянные (вольная птица, светлое будущее, черные думы, жгучаяревность);в) фольклорные (соболиные брови, добрые люди, ясные очи) – представленыв незначительном количестве.6.
Стилистическая окраска эпитетов позволяет классифицировать их на:а) разговорные (цветастая радуга, нахальные комары, докучливая свита) – внаименьшей степени представлены у Надсона;б) нейтральные (бедный луч, нежные цветы, дрожащий свет, светлая гладь,тихая ласка);в) книжно-поэтические (мятежная душа, призыв отчаянный, злобной точкой,наболевшая грудь).62г) публицистические (беспристрастные небеса, беспристрастное преданье,малодушныйстон,беспредельнаямгла,надуто-либеральныхфраз,кощунственные речи).7. С точки зрения принадлежности к той или иной части речи эпитеты чащевсего выражены прилагательными или причастиями. В произведениях Надсонавстречаетсяпричастиямидостаточно(блещущеебольшоестекло,количествогрудьэпитетов,наболевшая,представленныхтоскунакипевшую,измученной душою, ночей ласкающих и нежных, подслушанная ложь,подмеченныйобманидр.),припреимуществе,конечно,эпитетов–прилагательных (рабский страх, жаркие лучи, светлая гладь, угрюмые волны,ветхой мишурою и др.), включая краткие прилагательные (угрюм и бледен онлежал, румяны, красивы и статны они, толпа пуста и низменна, бездушна и слепа– 4 определяющих слова ).8.
В зависимости от того, какова стилистическая направленность иконнотация признака, могут быть выделены эпитеты, построенные на основеположительной или отрицательной коннотации.Отрицательная коннотация передает чаще всего внутреннее состояниелирического героя и характер его взаимоотношений с обществом: малодушнойгрустью, с желчною тоской, безотрадной мглой, мертвая тишь; чтоб пошлый судглупцов насмешкою жестокой, грудь наболевшая, тоску накипевшую, певецзабытый, славою разбитой, тяжелые мученья, трудною борьбой, грустнымимечтами, дрожащим светом, угрюм и бледен он лежал, тернистою тропою,усталый, одинокий, забытый… он умирал с тоской глубокой, тяжелое бремялишений, злобной тоской, холодный покой, тайных слез, стон душевной муки, тобыл запущенный, убогий, чахлый сад; тревожный мой сон, пустынные, глухиеберега; пугливым ребенком, угрюмый, больной; довольных, тупых и бездушных,бесцветный, мутный день, лживый пафос их и деланную грусть, довольною исытою толпой, тупая, мертвая, гнетущая тоска и др.Положительная коннотация чаще всего используется в стихотворениях олюбви или природе: уверенной стопой, песнь соловьиная, звонкая, страстная;63огонь вдохновенного взора; благородный размах соболиных бровей; и к целисветлой и высокой; смуглянка резвая, открытой душой; с правдивым, доверчивымвзглядом; простой лесной жасмин; безоблачным челом, с уверенной душой,гордым, полным сил презреньем, ярких губ, и дерзких и прекрасных, с дивноюсилой; о манящих улыбках и нежных очах, напевов их веселых, румяных уст,цветов и радостных речей; любимая и нежная подруга, твой кроткий взор;славянки светлоокой.9.
Свойственно Надсону и использование так называемых «украшательных»эпитетов, которые привносят в его стихотворения подчас весьма вычурнуюобразность («даль, сияньем залитая», «жемчужная белизна» ландышей, «розыискрились, как яркие рубины», «мир цветет бессмертною весною; / Глубь небесгорит бессмертным днем» и т. п.). Но преувеличивать приверженность Надсона киспользованию трафаретных поэтизмов и сентенций при этом не стоит, так как,во-первых, многие из используемых им эпитетов («страдающий брат»,«бесстыдное торжество», «больные дни» и т. д.) часто употреблялись, но еще непревратились в штампы, которыми их в конце 80-х гг. сделали поэты-эпигоны; аво-вторых, несмотря на использование поэтических штампов на уровне лексики(борьба, брат, даль, гимн, мечта и др.), включая «банальные» эпитеты и сравнения(усталый, светлый, душистый; как брат), их сочетание с ритмами и мелодикойшестистопногоямбас цезуройпослетретьейстопыпридаютстихаммужественное, экспрессивное звучание, мощь и силу.10.
«Излюбленные» эпитеты Надсонаа) «Светлый» (встречается 46 раз). С этим словом связано самое большоечисло поэтических штампов и тавтологий: светлые слезы, светлое ученье, светлыйидеал, светлое слово, светлые речи, светлый мир, светлый сон и даже светлыйсветоч.б) «Святой» (40 словоупотреблений). Определяемые им существительныезачастую являются теми же, что удостаиваются эпитета «светлый»: истина святая,святое вдохновенье, святая заповедь, святые грезы, слеза святая, святая любовь,идеал святой.64в) «Честный». Он восходит к эпитетике декабристкой эпохи (ср. у Рылеева:«Повсюду честный человек»), затем активно используется Некрасовым («честныеслезы», «честные пути» и т.
д.). Надсон расширяет список слов, которыеопределяет этот эпитет, иногда давая повод упрекнуть себя в отсутствии вкуса.Так, в его поэзии наряду со словосочетаниями «честный рабочий», «честныежелания», «честная любовь», «честный путь», «честное дело», «честные сердца»и даже «честный светоч».П.Ф.