Диссертация (Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация), страница 11

PDF-файл Диссертация (Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация), страница 11 Филология (31737): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация) - PDF, страница 11 (31737) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация". PDF-файл из архива "Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

О лирике. М., 1997. С. 228.http://dugward.ru/library/nadson/aihenv_nadson.html88Брюсов В.Я. Собрание сочинений. В 7-ми томах. Т. VI. С. 237.8754страдающий брат…». Там же находим и рифму «Ваал–идеал»; после 1880 года нисама рифма, ни образ «Ваала» в лирике Надсона не встречаются. Однако этогохватило, чтобы сформировать стойкую ассоциацию этих слов с Надсоном надолгие годы и безответственно создать «миф» о бездарном поэте и «глухой»публике89.Очевидно, популярность стихотворения «Друг мой, брат мой, усталый,страдающийбрат…»сослужилаавторуплохуюслужбу.Всоветскомлитературоведении в отношении Надсона сложился стереотип, согласно которомуискренность его стихов заслуживает всяческих похвал, а поэтическая манера иязык, как свод стершихся образов, однотипных метров и поэтических клише,заимствованных им из лирики 19 века, оцениваются негативно.

Однобокостьвосприятия Надсона связана отчасти с тем, что за 9 лет продуктивного творчестватематика, жанры, стихотворные формы его поэзии действительно мало менялись,что автоматически наводит исследователей на мысль о едином, «монолитном»стиле с не претерпевавшими изменений средствами выразительности. А это несовсем так.

Факт небывалой популярности Надсона заставляет отнестись к еготворчеству серьезно и требует детального рассмотрения его стилистическойманеры и языка. Да, «кровь – любовь» рифмуются им 15 раз, однако «глазки –сказки» – всего 2 раза, но это отнюдь не весь Надсон!Ниже мы рассмотрим особенности и специфику использования тропов истилистических фигур, характерных для поэтического стиля Надсона.Реминисценции и аллюзии89Ср. стихотворение некоего Алексея Пурина «Надсон», написанное в 1980 г. и опубликованное в 2014 г.(http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2014/9/1pur.html):Жил поэт с фамилией нерусскойи курсистку бледную любил –милый-милый, нежный, грустный-грустный, –и рукой, опущенной без сил,рифмовал «Ваала – идеала»,«глазки – краски – сказки», «кровь – любовь»...Для тогдашней публики хваталодвадцати пяти красивых слов.

<…>55В целом, ранний, ученический период (1878–1879 гг.) творчества Надсонаимеет подражательный характер. У предшественников он заимствует темы,образы,метафоры,слова-сигналы,интонации,ритмы,синтаксическиеособенности. Особенность его подражательности в том, что она по преимуществуносит характер реминисценций. Их анализ будет предложен в следующей главе(Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет и др.), поэтому большую их частьздесь опустим, сосредоточив внимание на принципах цитирования.«Один из образов, за который вы меня хвалите, увы! – не мой, а украденмною из «Кузнечика-музыканта»90, как я недавно случайно убедился: «…Тихораздвигая / Облака, вставала зорька золотая…». Но зато «крылья серафимов» –мои», – писал Надсон А.Н. Плещееву о своем стихотворении «Грезы»91. Речь, каквидим, идёт именно о бессознательном «цитировании».Далее: тематика реминисценций может как совпадать с источником, так ивключаться в иной контекст.

На первом месте по частотности «цитирования»стоит Лермонтов (примеры и их анализ см. в следующих разделах). В дневникахНадсон неоднократно говорит о близости ему лермонтовских музы имироощущения («сам переживаю то, что он пережил» и пр.); кроме того, оннеоднократно цитирует лермонтовские стихи, когда хочет передать свои чувства имысли.Надсон может воспроизвсти, например, лермонтовскую интонацию:Рыдать? – Но в сердце нет рыданий.Молиться? – Для чего, кому?Ср. у Лермонтова: «Любить – но кого же? – на время не стоит труда…».Может перефразировать образное выражение:Один среди толпы, пестреющей кругом,Я вдруг задумался, поникнув головою.Ср.: «Как часто пестрою толпою окружен…».Особенно ясно угадывается первоисточник в тех стихотворениях, когдаНадсоном полностью сохраняется размер, синтаксис и интонации стиха иповторяются «ударные» начала строк:9091Стихотворение Я. Полонского.Полное собрание сочинений С.Я. Надсона. Т.

2. С. 480.56Прощай, туманная столица!Надолго, может быть, прощай!Ср.: «Прощай, немытая Россия».Или:Я жить хочу, – хочу волнений…Ср.: «Я жить хочу! Хочу печали….».Иногда Надсон обращается к одним и тем же лермонтовским строкам неединожды: «Толпы поспешный приговор», «Врагов суровый приговор» (ср. уЛермонтова: «Судьбы свершился приговор»).Реминисценции могут носить сложный характер – в случае, когда в одномнадсоновском стихотворении «слышится» не один первоисточник, а несколько.Например, в «Романсе» (1878):Я вас любил всей силой первой страсти.Я верил в вас, я вас боготворил.Как верный раб, всё иго вашей властиБез ропота покорно я сносил.<…>Расстались мы – но прежние мечтаньяВ душе моей ревниво я хранилИ жадно ждал отрадного свиданья,И этот час желаемый пробил… (с. 60).В первой строке первого катрена «звучит» Пушкин (ср.

«Я вас любил…»), а впервой строке третьего – Лермонтов («Расстались мы, но твой портрет…»).Содержание же у Надсона идет вразрез с обоими «прототипами», т. е. аллюзияявно носит механический характер. Цитируется то, что «на слуху». Это не спор спредшественниками, не развитие их тем, а, скорее, отсутствие собственнойпоэтической «концепции».Трансформация широко известных строк из русской классики у Надсонапроисходит обычно либо в начале, либо в конце стихотворения.

Вот еще одинпример «начальных» реминисценций:57Где ты? Ты слышишь ли это рыданье?Ср. у Тютчева: «Вот бреду я вдоль большой дороги / В тихом светегаснущего дня… / Тяжело мне, замирают ноги… / Друг мой милый, видишь лименя?».А вот аллюзия в концовке стихотворения:Проснись же тот, в чьем сердце живыЖеланья лучших, светлых дней,Кто благородные порывыНе заглушил в душе своей!..Иди вперед к заре познанья,Борясь с глубокой мглой ночной,Чтоб света яркое сияньеБлеснуло б снова над землей!.. (с. 59).«Во мгле» (1878)Вполне очевидны здесь переклички с пушкинским посланием «К Чаадаеву» –как с общей его идеей, так и с фразеологией, размером, интонациями.Надсон использует также и отдельные слова-сигналы, восходящие ктрадициям предшественников, например декабристов. Их цитирование носитвполне осознанный, подчеркнутый характер. Это всё те же «борьба», «буря»,«бой», «свобода», «заря», «оковы», которые никому конкретно не принадлежат,ноявляютсяносителямиобщейидейнойнаправленности,свойственной «группе» поэтов, «школе» и т.

д. Ср.:А.И.Одоевский:К мечам рванулись наши руки,Но лишь оковы обрели.Ф. Н. Глинка:Я слышу приближенье бури.К.Ф. Рылеев:Но где, скажи, когда былаБез жертв искуплена свобода?тенденции,58Итак, для Надсона было характерно сигнально-цитатное использованиеобраза, вызывающего ассоциации, связанные с контекстом первоисточника. Врезультате реминисценции и аллюзии способствовали популяризации стиховНадсона, читатель слышал в них «что-то» знакомое и давно уже любимое, узнавалв новом старое, подновленное и более соответствующее «моменту».ЭпитетикаПроизведениямНадсонасвойственнаповышеннаясмысловаяиэмоциональная нагрузка, абсолютизация лирического порыва вне зависимости оттого, касается ли он глубоко личной или гражданской, общественной тематики.Отражениеэтогокакнельзяточновыраженоизобилиемэпитетов.Классифицируем их по ряду оснований:1.

По характеру номинации в стихотворениях Надсона могут быть выделены:а) эпитеты с прямым значением: добрые люди, светлою зарею, увереннойстопой, жаркими лучами, узницы прекрасной, трудною борьбой и др.;б) метафорические эпитеты: огненное слово, завистливая злоба, немыеклавиши, свинцовою мглою, огнистыми волнами, черные думы, о детствосветлое, о юность золотая, жемчужной белизной, Тигода сонная, водызеркальные, твердые думы и др.;в) метонимические эпитеты представлены в незначительном количестве:молодые звуки, ранний гроб, изумрудная тень, прошлые сны, серебристая песнь,серебряное пенье.2.

Исходя из семантической направленности, это эпитеты:а) оценочные (справедливый, всевидящий бог; добрые люди, твердою рукой,певец забытый, пошлый суд глупцов насмешкою жестокой, упрямый приговор);б) цветовые. Они могут быть простыми, обозначающими присутствующий вреальности цвет (молочной белизной, звезды золотые, серебряной струей, голубаяночь, за белым окном разгорался рассвет, серые вихри, лазурный взгляд).Довольно часто на основе цветовой ассоциации построены метафорическиеэпитеты: ясной вышине, бледными лучами, светлым словом сожаленья, изгибыголубые, в седых стенах, прозрачных сумерках, лазурной глубиной, Дарьял,59нахмуренный и черный, лица бледные, ясные очи, черные думы, жемчужнойбелизной, жемчужные воды, гладью светлою, черный день, сыпавших цветом, какбелым дождем.

Чаще других при передаче цветового восприятия и цветовыхассоциаций встречается белый и черный цвета: первый – как символ наивности,юности, непорочности, второй – как символ забвения, смерти. Эпитеты в данномслучае помогают передать эмоциональное состояние, связанное с мрачным искорбным восприятием окружающего мира;в) передающие состояния и «качества» предметного мира и природы (звездызолотые, ноченьки глухие, нежными цветами, ясной вышине, бледными лучами,вечерней неге, робкий звук, мертвая тишь, ночка безмолвная, ясная; белые ночивесны, бледные лучи, бессонные ночи, речкой бурною, белая одежда, прозрачныесумерки, бледные лица и др.).

Эти эпитеты передают неинтенсивность цвета,света и небурные эмоции воспринимающего «Я»;г) передающие состояние внутреннего мира героя – его надрыв, боль, драму,иногда созерцательность и т. д.: немой и жгучею тоской; желания разбитые,измученной душою, отрадных звуков, душе больной, холодный покой, с тяжелойнуждой, мучительным кошмаром, покорной мольбой, тяжелое бремя лишений,призыв отчаянный, злобной тоской; усталый, одинокий, огонь вдохновенноговзора, грудь наболевшая, тоску накипевшую, в красе незыблемой и др.3. В структурном плане в стихотворениях Надсона встречается многопростых эпитетов, они легко вычленимы (певец забытый, ветреной толпой,огрубелый стих, лживый звук, оскверненное сердце, святые слезы, поддельныестоны, труд поруганный, непонятый мудрец, воздушные вершины и др.).Остановимся поэтому на более интересных формах, например, составныхэпитетах.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее