Диссертация (Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация". PDF-файл из архива "Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
(с. 110).Стихотворение появилось в 1880 г., в то время, когда «золотой век» русскойклассической литературы почти уже завершился, а «серебряный» еще не начался.Жуковский,Пушкин,Лермонтовсталипризнаннымиклассиками,ихлитературный язык – эталоном, а новые теоретики поэтического искусства ещетолько вынашивали в душе будущие манифесты. Именно в это непростое длярусской литературы время, когда хандрило, казалось, все общество, на сценувыступил новый молодой поэт.Формирование гражданской позиции и поэтической манеры Надсонапроисходит под влиянием самых различных факторов, в числе которых иособенности личной жизни, характера и способа восприятия действительности, иреволюционно-демократические настроения, свойственные эпохе в целом, и77Там же.http://www.dissercat.com/content/russkaya-poeziya-1880-1890-kh-godov-v-svete-sistemnogo-analiza-ot-s-yanadsona-k-k-k-sluchev7850разочарование в них определенной части общества.
Так или иначе, внешние ивнутренние причины наложили определенный отпечаток на поэзию Надсона,способы выражения им своих позиции и взглядов, характер лирического героя.Совокупность подобного влияния и объясняет определенную противоречивостьнадсоновской поэзии, наличие в ней жажды борьбы наряду с сознаниемсобственного бессилия, выражения веры в будущее наряду с трагическимимотивами сомнения, обреченности, разочарования.Следствием всего этого становится особый поэтический стиль Надсона, врамках которого переплелись мотивы и характерные черты гражданской лирики сусловно-поэтическим словарем так называемого «чистого искусства», заунывныеи скорбные интонации с ораторской лексикой, грамматикой и традиционнымириторическими приёмами, пронзительный лиризм и клишированные словасигналы.
Веря всей душой в силу сказанного и написанного слова, Надсонстремится максимально красочно и ярко передать все волнующее его, рвущеесянаружу, чему в немалой степени способствует использование тропов.Многие исследователи отказывали Надсону в поэтическом мастерстве,указывая на многочисленные штампы, избитые эпитеты и метафоры, банальныесравнения, повторы, отсутствие признаков работы над словом, о чём мы сказаливо Введении к диссертации. Вопреки всему этому, его произведения былинеобыкновенно популярны в 80-е годы XIX века и последующие десятилетия.«Полное собрание стихотворений» Надсона включает в себя почти пятьсотпроизведений, самим же Надсоном после многочисленных правок былоопубликовано только шестьдесят семь, что свидетельствует и о высокойтребовательности к себе, и о внимании к художественному слову.
Не случайнопоэт с болью восклицал: «Нет на свете мук труднее муки слова!»В своем понимании стиля мы опираемся на существующие его определения,данные наиболее авторитетными советскими и современными теоретикамилитературы. Так, Н.Д. Тамарченко определяет стиль как «1) узнаваемый типединой,эстетическицеленаправленнойиопосредованно(черезсистемукомпозиционных форм речи в произведении) проявленной упорядоченности51фонетических, лексико-синтаксических и т.
п. языковых особенностей всехвысказываний речевых субъектов, а также функций этих высказываний; 2) общийрегулятивныйпринциптакогородаособенностейвысказыванийиихкомпозиционных форм в произведении, который осознается на фоне аналогичныххудожественных явлений и может быть воспроизведен путем подражаний,стилизаций, вариаций или пародий»79.В нашей диссертации мы имеем дело с поэтом, а значит, со стилемстихотворным, поэтическим80.
К нему в особенности применим взгляд на стилькак явление двойственное: с одной стороны, это общая характеристикалитературного текста, с другой – нечто особенное, индивидуальное, описываемоекак «набор» примет и признаков, их «система». Об этом ясно и четко сказалА.Б. Есин:«Стиль –эстетическая общность всех сторониэлементовпроизведения, обладающая определенной оригинальностью»81. Соответствующий«набор» – приметы индивидуального стиля – складывается для нас изповторяющихся у автора средств языковой изобразительности и выразительности,тропов и фигур, лексики, в частности «слов-сигналов», поэтического синтаксиса иметрико-ритмико-интонационных особенностей, определяемых характернымидля поэта темами и эмоциями. На это указывает и О.И.
Федотов, говоря, что подстилем сейчас принято понимать «индивидуальную неповторимость творческогопочерка, совокупность предпочитаемых приемов (курсив наш. – Л. Б.), единствоиндивидуальных и типовых, общих для множества индивидуальностей черттворчества»82. В особенности нам близка позиция В.М. Жирмунского, которыйопределялстилькак«системухудожественныхприемоввсвоейвзаимосвязанности», подчеркивая при этом, что «стиль как система приемовявляется выражением какого-то миросозерцания (курсив наш. – Л. Б.); какого-тоисторическиобусловленноговосприятиядействительности,какой-тоисторической формы художественного сознания, которая воплощается в виде79Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий.
М., 2008. С. 247.О разграничении и типологии «стилей» см.: Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994. 288с.; Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие: В 2 ч. М., 2003. Ч. 2. С. 180.81Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Стб. 1031.82Федотов О.И. Основы теории литературы. Ч. 2. С. 179.8052системы взаимосвязанных художественных приемов»83. На взаимосвязь стиля имировоззрения указывал также А.Ф. Лосев: «"Стиль" и "мировоззрение" должныбыть объединены во что бы то ни стало; они обязательно должны отражать другдруга»84.Итак, опираясь на работы указанных теоретиков литературы и нашихпредшественников-надсоноведов,преждевсегонаГ.А.Бялого,укажемосновополагающие для мироощущения Надсона черты, нашедшие свое отражениев стиле, а именно в языковых средствах, системе приёмов:1) Двойственность, заключающаяся в колебании поэта между верой иневерием, гражданственностью и склонностью к принципам «чистого искусства»,публицистической прямолинейностью выражаемой мысли и «красивостью» еесловесного оформления.
Эта особенность сознания Надсона находит отражение втаком приёме, как антитеза, который мы склонны считать важнейшим принципомстиля Надсона.2) Рационализм мышления, проявляющий себя в логически вывереннойкомпозициистихотворений,внагнетанииораторскихприемов,впублицистичности и дидактичности, в афористичности слога, в тяготении кпростым (запоминающимся) и точным рифмам.3) Исповедальность. И сам Надсон, и его лирический герой склонны кразмышлениям, рефлексии, анализу, что определяет использование такихжанровых форм, как элегия, медитативные стихи, и «длинных» стихотворныхразмеров (6-стопный ямб, трёхсложники).2.2.
Тропы и фигуры: стилистические предпочтения Надсона«Певец настроения 70-х – начала 90-х годов, певец поруганного идеала,остается до сих пор выразителем дум, стремлений и страданий значительнойчасти русского общества»85, – писал в 1906 году Л. Мельшин (П.Ф. Якубович) оНадсоне, когда на дворе был уже 20-й век, ставший в литературе веком83Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.
С. 404.Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. Литературные размышления философа. М., 1990. С. 34.85Мельшин Л. (П.Ф. Якубович). С.Я. Надсон. К двадцатой годовщине смерти. М., 1906. С. 9.8453«Серебряным». Именно в это и близкое к нему время проходил, по мнениюЛ. Гинзбург, процесс деканонизации лирики: «… сдвиг произошел не сразу.Ближайшие предшественники символистов не способны были найти новыйпоэтический язык для новых идей и настроений. Их поэзия в лучшем случаеотголосок Фета, в худшем – Надсона»86.Надсон в истории русской поэзии выступает как антипод символистов,которые никогда не включали его в число своих предшественников.
Мыприводили уже во Введении высказывания А. Белого и В. Брюсова о слабойстихотворной технике Надсона и скудости его языка. Действительно, поэтическийсловарь Надсона по своему «объёму» несопоставим со словарем символистов,который вмещал в себя все возможные стилистические регистры. Надсонинтересен другим – тем, что в своем творчестве представил образцы«среднепоэтического языка» (выражение Л. Гинзбург), характерного для русскойпоэтической речи второй половины 19-го века.
Попытка раскрыть суть этоговопроса будет предпринята в данном разделе нашей работы. Возможно, именно впоэтической манере Надсона вкупе с некоторыми другими факторами,выходящими за рамки чистого литературоведения, и кроется секрет егопопулярности.Поэзия Надсона, имевшая в 1880-е гг. феноменальный успех, необъяснимыйдля критиков и литераторов, сохраняла устойчивый читательский интерес к себена протяжении всей дореволюционный эпохи. «Все победы модернизма, всяутонченность и изысканность современной поэзии не могли стереть это скромнееимя в душе русского читателя», – писал Ю. Айхенвальд в 1913 г., тут же упрекаяпоэта в банальности и бедности языка и образности: – «И еще очень виноват онперед идеалом – тем, что опошлил понятие и слово идеал, нередкосопровождаемое у него рифмой Ваал…»87. Над «Ваалом» иронизировал иБрюсов88. Однако пресловутый Ваал упомянут Надсоном всего в двух (!)стихотворениях – «По следам Диогена» и «Друг мой, брат мой, усталый,86Гинзбург Л.Я.