Диссертация (Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация". PDF-файл из архива "Поэзия С.Я. Надсона. Стилистика и версификация", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Дело в том, что многие из таких текстовявляютсянедоработанными,инометрическаявставкапредставляетсобойукороченный на стопу или две последний стих. Очень часто он не рифмован (этои понятно: поэт не успел дописать строку), то есть иноразмерность в такихстихотворениях является случайной. Таким образом, если в корпусе отмечено, чтостихотворениесодержитодну«усеченнуюстроку»илиболее,онопросматривалось de visu, для того чтобы определить некоторые параметрыукороченной строки: полная она или неполная (незаконченная), рифмована илинет. Далее из всех таких стихотворений в соответствующие графы своднойтаблицы по метрике Надсона заносились только тексты с одной иноразмернойстрокой. Если иноразмерных строк две или три, то оценивалось, какова их доляпо отношению к количеству строк в стихотворении.
Если меньше 5%, то онификсировались как стихи с иноразмерными вставками. Если больше (до 25 %) –то как ПМФ. Все стихи с иноразмерными вставками нескольких видов [в корпусеони могут быть определены, например, как Я6(4,5)] тоже просматривались devisu. Они, как правило, попадали в иные рубрики: оказывались либо вольнымиямбами, либо переходными метрическими формами.В целом ряде стихотворений с финальными укороченными строками мыточно не можем сказать, что перед нами – результат недоработанности илинамеренный обрыв поэтической мысли, а вместе с нею и строки.
Вот примертакого стихотворения со спорной концовкой:Долго ли, жизнь, суждено мне по свету скитаться?Где же та пристань, где мог бы и я отдохнуть?Где же тот взгляд, на который я б мог любоваться?32Где же та грудь, на которую б мог я прильнуть!Вечно один…Вот пример стихотворения недоработанного («Музе»):Долой с чела венец лавровый, –Сорви и брось его к ногам:Терн обагренный, терн суровыйОдин идет к твоим чертам.Оставь же лавр мечу…Любопытно, что стихотворения с авторским названием или подзаголовком«отрывок» не имеют в конце укороченных, псевдонезавершенных строк. Выбираяпример на намеренный обрыв строки, невозможно быть совершенно уверенным всвоем выборе. Тем не менее, кажется, Надсон пользовался таким приемом длядостижения определенного эстетического эффекта, как, например, в следующемстихотворении:Как мощный враг страны иноплеменной,Как буйный вихрь, прошла по мне любовь.И думал я, грозой ее сраженный,Что слабых крыл мне не расправить вновь,Что я навек утратил вещий голос,Что мой алтарь повергнут в дольний прах,И я лежу, надломленный, как колос,У милых ног в уныньи и в цепях.Но мчались дни, и тихо угасалаМоя печаль…Самое последнее слово здесь не рифмовано, поэтому оно может быть всеголишь случайно оказавшимся в конце стихотворения, а на самом деле, серединнымсловом недосочиненной строки.
Однако его мужское окончание как быпродолжает чередование окончаний предыдущих, полных строк, а по своейфонетике оно созвучно слову «мчались», расположенному так же, как и «печаль»,33в начале предыдущей строки. Эти наблюдения позволяют предположить здесьнамеренный обрыв стиха.Надсон, безусловно, мог играть на двойственности подобных окончанийстихотворений, поэтому мы решили пристальнее рассмотреть поведениеукороченных строк в его ямбе, где их вообще больше, чем в других метрах (17,2% всех ямбических произведений; 15,8 % строк).Таблица 1.
Ямб с иноразмерными строкамиРазмерПроизведенийЯ4(1)1Я4(2)3Я4(3)1Всего Я4 с усеч. 5Я5(2)3Я5(4)1Я6(2)3Я6(3)11Я6(4)6Я6(5)19Я6(7)1Всего Я6 с усеч. 40Ямб с двумя3иноразмернымиЯ6(4)2Я6(5)1Ямб3испорченный,недописанныестрокиВсего54%1,95,61,99,35,61,95,620,411,135,21,974,15,6Строк131395157246292721273206754124%1,212,60,514,32,20,52,624,711,629,10,568,611,33,71,95,68539347,73,53,1100%1099100%По небольшому количеству произведений с двумя иноразмерными строкамиямба видно, что такого рода вставки для Надсона не характерны и, скорее всего,являются случайными. Напротив, произведений с одной иноразмерной строкой –подавляющее большинство среди всех ямбических стихотворений с подобными«отклонениями»; чаще всего укороченная строка появляется среди 6-стопныхямбов (74,1 % произв.; 68,6 % строк), всего 5 таких стихотворений написано 4стопным ямбом (9,3 % произв.; 14,3 % строк) и 4 – 5-стопным ямбом.
Повидимому, небольшая доля «усеченных строк» среди 5-стопных ямбов естьфункция от малого количества этого размера в общем объеме стихотворнойпродукции Надсона. Скорее всего, этот размер был им плохо освоен: им написано34всего 9 произведений (1,8 % всех произв.; 4,6 % всех строк) – показательно, что отдраматического замысла «Царевна Софья» осталась только одна сцена, да и тамНадсон сбивается на 6-стопный ямб.Все 5 стихотворений 4-стопного ямба имеют укороченную строку в самомконце, причем она не доработана и, естественно, не рифмована. Не так обстоятдела с 6-стопным ямбом. Если среди стихов этого размера попадается одна строка2- или 3-стопного ямба, то почти все они являются конечными, недописаннымии/или нерифмованными.«<...> И чуть затихло всё ― в слезах, полуодета,Украдкою от всех я в садик наш сошлаИ думала о вас до самого рассвета.Я поняла теперь, что тут, как и всегда,Вы были правы… я себя держала с вамиКак девочка…»(«Чернила выцвели, и пожелтел листок...», 1881)Только в одном из таких текстов короткая вставка оказывается не в конце, – встихотворении «Изнемогает грудь в бесплодном ожиданьи...» (1883—1885), и этастрока там явно не дописана.Если же в стихотворении 6-стопного ямба попадается одна строка ямба 4стопного, то такая строка, за одним исключением, является рифмованной, непоследней, то есть полноценной, доработанной строкой.
Надсон в нихсознательно отклоняется от одноразмерного ямба.Если в стихотворении 6-стопного ямба попадается строка ямба 5-стопного,то все такие строки закончены и рифмованы. Они могут быть последними, но необязательно, или же могут завершать строфу или строфоид (предложение). Такимобразом, очевидны сознательное введение укороченных 4- и 5-стопных строк, атакже композиционная и/или завершающая их функция:Завеса сброшена: ни новых увлечений,Ни тайн заманчивых, ни счастья впереди;Покой оправданных и сбывшихся сомнений,35Мгла безнадежности в измученной груди…Как мало прожито ― как много пережито!Надежды светлые, и юность, и любовь…И всё оплакано… осмеяно… забыто,Погребено ― и не воскреснет вновь!(Завеса сброшена: ни новых увлечений..., 1881)Интересно, с точки зрения количества вставок, что чаще всего на фоне 6стопного ямба появляется одна строка 5-стопного (35,2 % произв.; 29,1 % строк)или строка 3-стопного ямба (20,4 % произв.; 24,7 % строк).
Это может приоткрытьзавесу над версификационной техникой Надсона. Возможно, ему легче былосочетать 6-стопный ямб именно с 5- или 3-стопным: первый всего на стопукороче, а второй является полустишием 6-стопного.Именно на том основании, что «усеченные строки» являются, как правило,сознательным приемом, мы не прибавляем тексты с такими строками к статистикечистых метров, а рассматриваем их отдельно. Хотелось бы все же понять,насколько, скажем, 6-стопный ямб с одной «усеченной строкой» по своей природеили структуре близок чистому 6-стопному ямбу. Ответить на этот вопрос мыпредполагали с помощью сравнения пропорций размеров чистых ямбов и ямбов синоразмерными вставками.Таблица 2. Ямб чистыйРазмерЯ4Я5Я6ЯРзЯвЯрз пмф ЯвЯ6 пмф ЯвЯ7ВсегоПроизведений619133413271230%26,53,957,81,75,70,93,00,4100%Строк159546222604033236111124848%32,99,546,70,86,80,72,30,2100%Сопоставляя данные таблиц 1 и 2, можно сказать, что как среди чистых, так исреди «смешанных» ямбов у Надсона преобладает 6-стопный, на 2-ом месте итам, и здесь – 4-стопный ямб, 5-стопного ямба и там и здесь мало.
Среди36регулярного ямба разностопного крайне мало (1,7 % произв.; 0,8 % строк). Квольному ямбу Надсон обращается примерно в 3 раза чаще, чем к разностопному,а если к текстам вольного добавить еще переходные метрические формы, то яснобудет то предпочтение, которое отдает Надсона этому размеру. Не являются листихи с иноразмерными вставками проявлением той же тенденции к вольности?Или они ближе регулярному стиху? Проведенное сравнение пропорций размеровпока не дает возможности ответить на этот вопрос. Несмотря на то, чтораспределение размеров по количеству в «чистых» и «смешанных» формахсовпадает, их внутренние соотношения разные.
Среди «смешанных» доминируют6-стопные ямбы, а среди «чистых» их меньше, примерно половина. Этастатистика подтверждает стремление Надсона к длинным размерам.Остановимся на крайне своеобразном для русской поэзии распределенииразмеров «чистых» ямбов у Надсона. Еще в 1974 г. М. Л. Гаспаров заметил, что в1880-е годы 6-стопный ямб «обнаруживает заметное повышение» «за счетгражданских элегий Надсона, Якубовича-Мельшина и др.»; в это десятилетие«доля шестистопников в ямбе даже превышает долю четырехстопников иподнимается выше, чем была в XVIII в.»63. Действительно, лишь в XVIII векедоля 6-стопных ямбов превышала долю 4-стопных (27,5 % текстов Я6 и 20,5 %текстов Я4)64, а у Надсона мы наблюдаем более чем двукратное превосходство 6стопноямбических произведений над 4-стопноямбическими (по числу стихов их46,6 % и 32,9 % соответственно). В этом преобладании 6-стопников Надсон резкоотличается и от своего времени: в 1870-е годы к 4-стопному ямбу обращались, всреднем, почти в 3 раза чаще, чем к 6-стопному (42 % и 18,5 % соответственно); в1880-е годы число произведений в Я6 и Я4 стало почти равным (35,5 % и 34,0 %),а в следующее десятилетие 6-стопных ямбов становится опять более чем в 3 разаменьше, чем 4-хстопных.