Диссертация (Особенности немецкого радиоформата «Инфотейнмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций германии)), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Особенности немецкого радиоформата «Инфотейнмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций германии)". PDF-файл из архива "Особенности немецкого радиоформата «Инфотейнмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций германии)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
и употребляется в отношении западных медиареалий. Определениетермина дает Е.Л. Вартанова в книге «Медиаэкономика зарубежных стран».Явление «политейнмент» освещает М.Н. Володина в своей статье «О роли СМИ впроцессе политической коммуникации (на материале немецких массмедиа)».В целом следует признать, что среди западных и отечественных ученых неткак единого определения термина «инфотейнмент», так и четкого отношения кявлению, которое он обозначает.
Часть исследователей следует традицииамериканскогоисследователяНилаПостмана,которыйвоспринималпроникновение развлекательного компонента в масс медиа как свидетельстворазложения общества. Другие считают, что «инфотейнмент» – это естественныйспособ коммуникации, который облегчает подачу и восприятие информации.66Глава 4. Роль развлекательного компонентакак составной части формата «инфотейнмент»Американский исследователь Гарольд Лассвелл еще в 1948 году в своейработе «Структура и функции коммуникации в обществе» выделил базовыефункции массовой коммуникации в целом137:1) наблюдениезаокружающейдействительностью(информационнаяфункция);2) обеспечение взаимосвязи частей общества в контексте окружающейдействительности (корреляционная функция);3) передача социального наследия от одного поколения к другому (функцияпреемственности).Другой американский исследователь Чарльз Р. Райт138 рассматривал, нарядус выдвинутыми Лассвеллом функциями, еще одну – развлекательную. Для даннойработы выделение развлекательной функции массовой коммуникации имеетособое значение, поскольку в современных масс медиа (и в частности, в формате«инфотейнмент») именно эта функция нередко выходит на первый план.В связи с этим представляется необходимым подчеркнуть, почему даннаясоставляющая настолько важна для современных масс медиа.
Наиболее полную,на наш взгляд, классификацию мотивов, которые делают развлекательныйкомпонент популярным среди пользователей различных типов масс медиа,составиланемецкая«Восприятиеисследовательницаразвлекательного.КарстенИерархическаяВюншвсвоейдвухступенчатаяработемодельаффективно-когнитивной обработки информации» («Unterhaltungserleben. Einhierarchisches Zwei-Ebenen-Modell affektiv-kognitiver Informationsverarbeitung»)139.Она наглядно продемонстрировала, какие ожидания возникают у реципиентов,когда они воспринимают, в частности, программы в формате «инфотейнмент».137Лассвелл Г.
Структура и функции коммуникации в обществе // Назаров М.М. Массовая коммуникация иобщество: введение в теорию и исследования. Хрестоматия. С. 133138Wright Ch.R. Functional analysis and and mass communication revisited // The Uses of mass communications. EdsBlumler G., Katz E. Beverly Hills, 1974. P. 205139Wünsch C. Unterhaltungserleben. Ein hierarchisches Zwei-Ebenen-Modell affektiv-kognitiverInformationsverarbeitung.
Köln, 2006674.1. Развлекательное как играПод игрой в данном случае подразумевается антропологически важнаяособенность человека, а «развлекательное» сопоставляется с игрой в сознаниичеловека. За основу данной теории берется определение, данное нидерландскимфилософом Йоханом Хейзингой в книге 1939 года «Homo ludens». Он называетигру «некоей свободной деятельностью, которая осознается как «ненастоящая»,не связанная с обыденной жизнью и тем не менее могущая полностью захватитьиграющего; которая не обусловливается никакими ближайшими материальнымиинтересами или доставляемой пользой; которая протекает в особо отведенномпространстве и времени, упорядоченно и в соответствии с определеннымиправилами»140.Таким образом, в этом определении подчеркиваются именно свободадействий играющих, отвлеченность от обыденной реальности, отсутствие какойлибо прямой выгоды и подчиненность конкретным правилам.В 1960-ых гг. англичанин Уильям Стивенсонсогласнокоторойсамасутьмассовой141коммуникацииразработал теорию,дляреципиентовзаключается в игре.
Восприятие материалов, предлагаемых масс медиа, позволяетреципиентам (как и участникам игры) избежать социального контроля и правилреального мира, а также получить фиктивный опыт, который впоследствии можетбыть перенесен в область реального.С точки зрения британского исследователя, зритель, слушатель иличитатель медийной продукции воспринимает происходящее как игру вкоммуникацию, независимо от того, что он видит, слышит или читает: последниеновости финансовой биржи, интимные подробности жизни звезд или отчет офутбольном матче. Эмоции, которые испытываются при этом, соотносятся с тем,что чувствует человек, получающий удовольствие: радость, удовлетворение,умиротворение,ощущениесвободывыбора,отсутствиеобязательств,ограниченность во времени, вовлеченность в процесс коммуникации, опору на140Хейзинга Й.
Homo ludens. М., 1997 // http://lib.ru/FILOSOF/HUIZINGA/huizinga.txt (Дата обращения: 24.07.2014)Stephenson W. Spieltheorie der Massenkommunikation. Zwei neue Theorien der Massenkommunikationsforschung //Konsumption. Prokop D. (Hrsg.) Frankfurt-am-Main, 197314168свои желания и потребности. Общее чувство удовлетворения возникает припотреблении определенных медийных продуктов, которые предпочитает тот илииной реципиент (это могут быть как новости, так и мыльные оперы илипрограммы о животных).ПетерФордерервсвоемисследовании142связываеттеориюразвлекательного в средствах массовой информации с теорией игровогонемецкого психолога Рольфа Ортера143.
По мнению Фордерера, все трипсихологические характеристики игры, с точки зрения ее участника, можноотнести и к теории массовой коммуникации:1) Игра бесцельна, для игры не нужно дополнительной мотивации, кромесамого факта игры (так называемая самомотивация, когда интерес вызывает самасуть деятельности, то есть действие ради действия), игра вызывает сопереживаниепроцесса. Игра самодостаточна, человек играет ради игры, последствия ирезультаты действий отступают на второй план.
А раз интересует само действие,то важен и процесс сопереживания этой деятельности вместе с остальными ееучастниками.Эти особенности характерны и для восприятия масс медиа. Люди участвуютв массовой коммуникации как ее реципиенты ради самого этого участия, непреследуя дополнительных целей. При этом возникает ощущение причастности ктому, о чем они читают, слушают и смотрят репортаж.2) Отход от реального окружения.
Частично люди используют игру, чтобысоздать другую действительность, которая отвечали бы их потребностям. Все этопереживается виртуально. Иная, отличная от обычной, деятельность может бытьсимулирована. В данном случае игра – это одна из форм общественной практики.В ходе массовой коммуникации люди также погружаются в реальность,созданную масс медиа, ориентируясь в огромном потоке различных предложенийна то, что наиболее полно отвечает их ожиданиям.142Vorderer P.
It’s all entertainment - sure. But what exactly is entertainment? Communication research, media psychology,and the explanation of entertainment experiences// Poetics. Journal of Empirical Research on Literature. Media and the Arts,2001143Oerter R. Psychologie des Spiels. Weinheim, 1999693) Повторы и ритуалы. Для игры характерны повторяющиеся действия поопределенным правилам-ритуалам. Для реципиентов массовой коммуникациихарактерны постоянные предпочтения и привычное поведение в обращении смасс медиа.4.2.Развлекательное как инструментдля удовлетворения целей массовой коммуникации(Uses and gratification theory144 – теория использования и удовлетворения)Исходным пунктом этой теории, разрабатывавшейся, в первую очередь,американскими учеными, является положение о том, что реципиенты активно ицеленаправленно обращаются с масс медиа. Потребители медиапродукции хотятудовлетворить свои потребности, которые имеют социальные и психологическиеистоки.
В соответствии с этим у них есть определенные представления осредствах массовой информации и ожидания, конечным итогом которых воптимальномслучаеявляетсяудовлетворениесвоихпотребностей.Этиположения схематично отображены в статье «Utilization of mass communication bythe individual» («Использование массовой коммуникации индивидом»)145.Еще в своем исследовании 1944 года Герта Герцог 146 пыталась выяснить,чего ждут слушательницы от мыльных опер на радио. В ходе опроса ста женщинона выделила три основных типа ожиданий: эмоциональное расслабление,реализация ожидаемых представлений, получение советов.Позже Брэдли Гринберг147разработал свою типологию потребностей,которые возникают у телезрителей.
Участниками опроса стали дети и молодежьиз Великобритании. Перед ними была поставлена задача написать небольшое эссе,объяснив в нем, зачем они смотрят телевидение. В итоге все результаты Гринбергразделил на восемь пунктов, которые описывают то, чего ждут зрители оттелепрограмм:144расслабление;социализация(причастностькобществу);Wünsch C. Unterhaltungserleben. Ein hierarchisches Zwei-Ebenen-Modell affektiv-kognitiverInformationsverarbeitung.
S. 35-39145Katz E., Blumler J. G., Gurevitch M. Utilization of mass communication by the individual // The uses of masscommunications: Current perspectives on gratifications research. Blumler J.G., Katz E. (Eds.) Beverly Hills, 1974. S. 19-32146Wünsch C. Opt. cit. S.