Диссертация (Особенности немецкого радиоформата «Инфотейнмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций германии)), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Особенности немецкого радиоформата «Инфотейнмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций германии)". PDF-файл из архива "Особенности немецкого радиоформата «Инфотейнмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций германии)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Opt. cit. S. 2-3Dörner A. Politainment. Politik in der medialen Erlebnisgesellschaft. Frankfurt-am-Main, 2001. S. 31613.5.Определение термина «инфотейнмент»в работах российских исследователей масс медиаВработахрусскоязычныхисследователейтермин«инфотейнмент»появился в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Первое определение этого явлениябыло опубликовано в русско-английском вокабулярии Л.М. Земляновой,изданном в 1999 году, согласно которому «инфотейнмент» «выражает стремлениепродюсеров подавать новости в форме развлекательных передач или с оттенкомразвлекательности» 128 . Землянова предлагает достаточно общее определение,которое не дает представления о месте этого явления в системе масс медиа иограничивает сферу его использования новостными программами.В 2003 году появилась книга Е.Л. Вартановой «Медиаэкономиказарубежных стран», в которой используется термин «инфотейнмент» и вглоссарии дается его определение: «информационные программы, в которыхновостипредставленызрителямвмаксимальноразвлекательнойформе.Информирование аудитории и анализ событий максимально облегчены, ановостные программы представляют политику как сферу массовой культуры.
Впечатной индустрии этому термину соответствует термин «таблоидизация»,описывающий аналогичные явления применительно к газетному рынку»129.Из определения Е.Л. Вартановой можно сделать вывод, что таблоидизация впрессе является синонимом явления «инфотейнмент» на телевидении и радио.Однако в самом тексте книги «Медиаэкономика зарубежных стран» под этимтаболидизацией прессы понимается, скорее, проникновение элементов феномена«инфотейнмент» как «нового синтетического типа содержания» в печатныеиздания, которые изначально не являлись таблоидами130. Вартанова перечисляет и128Землянова Л.М.
Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарьтерминов и концепций. М., 1999. С. 74129Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран / http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Vart/index.php(Дата обращения: 24.07.2014)130«Интегрированное понятие «инфотейнмент» <…> выступает характерной чертой и таблоидного стиля, и всегопроцесса таблоидизации. <…> Сегодняшние дискуссии о кризисе аналитической журналистики не в последнейстепени основаны на проникновении инфотейнмента в стиль многих газет, традиционно не входивших в даннуюгруппу. Этот процесс, привлекающий в последние годы значительный интерес исследователей, получил названиетаблоидизации в англо-американских исследованиях (или бульваризации в немецких)».
Вартанова Е.Л.Медиаэкономика зарубежных стран / http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Vart/27.php (Дата обращения:24.07.2014)62другие синтетические типы содержания («политейнмент» и «бизнестейнмент»),не давая им, впрочем, конкретного определения.Подробнее на явлении «политейнмент» останавливается М.Н. Володина встатье «О роли СМИ в процессе политической коммуникации (на материаленемецких массмедиа)» 131 . В работе приводится идея депутата бундестага отСоциал-демократической партии Германии Карстена Шнайдера о симбиозеполитики и масс медиа, так как политики и журналисты взаимно нуждаются другв друге.
М.Н. Володина определяет «политейнмент» как понятие, отображающееналичие (или превалирование) развлекательного компонента на уровне политики.В языке это отражается в отказе от четкой аргументации и усиленииэмоционально окрашенных конструкций, а также в эффектном использованииготовых клише132.Следует подчеркнуть, что Е.Л. Вартанова и Л.М. Землянова, говоря офеномене «инфотейнмент», рассматривают, в первую очередь, новостныепрограммы аудиовизуальных средств массовой информации.
Кроме того, онинапрямуюсвязываютэтоявлениесмедиаэкономическимразвитием–становлением частных, коммерческих СМИ.В 2007 году Б.Н. Лозовский предлагает собственное максимально общееопределение.Онхарактеризует«инфотейнмент»как«развлечениеинформированием». Согласно Б.Н. Лозовскому, «следуя этому способу подачиматериала, журналист находит и приводит в материалах на любые, в первуюочередь, «серьезные» темы, – занимательные детали и сюжеты»133. Таким образом,он сводит феномен «инфотейнмент» исключительно к структурным особенностямпублицистических текстов.Вредкихработахроссийскихисследователейсредствмассовойинформации, использующих этот термин, пока не сложилась даже четкаятрадиция его написания. Подавляющее большинство пользуется русской131Володина М.Н.
О роли СМИ в процессе политической коммуникации (на материале немецких массмедиа) //Политическая лингвистика 4(34). Екатеринбург, 2010. С. 9-13132Там же. С. 10133Лозовский Б.Н. Манипулятивные технологии управления средствами массовой информации. Учебное пособие.Екатеринбург, 2007. С. 15263транскрипцией, указывая на его происхождение от английских слов. Однаковстречается и использование английского термина в тексте134.В целом, в научных работах понятие «инфотейнмент» воспринимается как вшироком, так и в узком смысле.
Говоря об общем значении этого феномена,исследователи сходятся на том, что оно характеризует процесс проникновенияразвлекательных элементов в изначально сугубо информационные программы нателевидении, радио, в газетных и журнальных текстах. Истоки этого явлениялежат в медиаэкономическом развитии, и поэтому его исследование проводится вразличных странах в соответствии с особенностями национального медиарынка.В российской науке на данный момент существуют попытки дать определениеэтому явлению, которые основываются на зарубежном опыте. Необходимоотметить, что в Германии данное понятие хорошо изучено на примеретелевидения и в меньшей степени на материале радио и прессы.Определение понятия «инфотейнмент» как слияния развлекательных иинформационных элементов каждый исследователь уточняет в зависимости отсвоей сферы исследования, применяя его либо только к политическим новостям,либо включая в формат «инфотейнмент» еще науку, спорт и другие видыобщественной деятельности, освещаемые средствами массовой информации.
Всвязи с этим каждый автор разрабатывает собственную узкую интерпретациюявления.Изначально формат «инфотейнмент» воспринимался как негативноеявление, которое ведет к упадку образованности и осведомленности зрителей,слушателей и читателей. Эта традиция берет начало еще в медиакритике НилаПостмана, который считал, что из-за установки на развлекательность все сферыжизни в интерпретации масс медиа превращаются в придаток шоубизнеса 135 .Однако в последнее время можно встретить мнение, что «инфотейнмент» – это, впервую очередь, форма, в которую облекается информация, чтобы облегчить ее134Беспамятова Г.Н.
Российский телевизионный infotainment: истоки и особенности коммуникации в современноммире / Материалы Российской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации», 11-12 мая2005. Под ред. проф. В.В. Тулупова. С. 148-150135Postman N. Wir amüsieren uns zu Tode: Urteilsbildung im Zeitalter der Unterhaltungsindustrie. Frankfurt-am-Main,2006. S.
1264понимание для максимально большого количества адресатов136, как того требуетсовременное развитие масс медиа.3.6.ВыводыТермин «инфотейнмент» стал активно использоваться исследователямимасс медиа на Западе в 1980-х гг. Этимологически он представляет собойаббревиатуру английских слов information («информация») и entertainment(«развлечение»). Как следует из внутренней формы этого слова, оно обозначает вшироком смысле медиаформат, который соединяет в себе информационные иразвлекательные компоненты.
В 1980-1990-х гг. термин «инфотейнмент»появляется в англоязычных, а затем немецкоязычных толковых словарях. ВРоссии он включен только в специальные словари и глоссарии, которыеограничиваются терминами, употребляемыми в журналистике.Появление этого термина было обусловлено необходимостью обозначитьновое явление в масс медиа, ставшее результатом медиаэкономического развития,а именно ориентации средств массовой информации на рекламу и, как следствие,на рейтинги, а также потребности целевой аудитории. В Германии термин«инфотейнмент» был введен в научный лексикон в 1980-х гг.
Анализируя этоявление, исследователи пытались ответить на вопрос, как оно воспринимаетсяреципиентами. Тогда выяснилось, что когнитивные процессы играют дляаудитории менее значительную роль, нежели эмоциональное восприятие. В связис этим была доказана важность и значимость развлекательного компонента вмедийной продукции.Благодаря исследованиям Урсулы Дем в 1980-х гг. стало известно, чтофеномен«инфотейнмент»,понимаемыйкаксоединениеинформациииразвлечения, не является соединением противоположностей, поскольку длямассового зрителя не существует такой дихотомии.
Обобщив полученные напрактике результаты, другой немецкий исследователь Ганс Томас сформулировал136Bernhard U. Infotainment in der Zeitung. Der Einfluß unterhaltungsorientierter Gestaltungsmittel auf die Wahrnehmungund Verarbeitung politischer Informationen. Baden-Baden. 2012. S. 47-5065тезис, согласно которому в современных масс медиа информация тем интереснее,чем она развлекательнее.В 1990-х гг. интерес исследователей сместился с уровня реципиента науровень структуры программ, которые относили к формату «инфотейнмент».Систематизацию существовавшего на тот момент подхода осуществил немецкийисследователь Андреас Виттвен в своей книге «Инфотейнмент – телевизионныеновости между информацией и развлечением».
Он предложил следующееуниверсальное определение: «Под термином «инфотейнмент» мы понимаем всевозможности развлекательного оформления информации, будь то выбор тематики,визуальные и вербальные методы».В середине 2000-х гг. немецкие исследователи начинают активнозаниматьсячастнымислучаямиформата«инфотейнмент»:форматами«эдутейнмент» и «политейнмент». Первый представляет собой процесс обученияс внедрением развлекательных элементов, а второй предполагает наличиеразвлекательных элементов в освещении политических событий.В русскоязычных работах термин «инфотейнмент» появляется в 1990-х –2000-х гг.