Диссертация (Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй»), страница 14

PDF-файл Диссертация (Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй»), страница 14 Филология (31442): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй») - PDF, страница 14 (31442) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй»". PDF-файл из архива "Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

сли, угождая ему,даже нарушишь Дао-Путь, он будет недоволен. Он использует людей на службесообразно их способностям. Маленькомуугодить.человеку трудно служить, но легкосли, угождая ему, даже нарушишь Дао-Путь, он все равно будетдоволен. Используя людей на службе, он требует от них полного подчинения(13.25).Благородному мужу легко служить и трудно угодить (буквально: обрадовать;если) угождать не по пути (не в том, в чем следует по закону), не угодишь (незначит угождать); что же касается до того, как он распоряжается людьми, (такон) взмеривает (оценив способности, дает им назначенье). Подлому человекутрудно служить и легко угодить; угождаешь хотя и не по закону, угождаешь; чтокасается до распоряжения его людьми, (так он) ищет совершенства» (13.25).9.

И среди благородных мужей не обладающие человеколюбием, но средималеньких людей не встречаются человеколюбие (14.6).Благородный муж и не человеколюбив, (это) бывает, (но) не бывало ещеподлого человека, чтобы (он был) человеколюбив. Толкование: благородныймуж в мелочах может иногда поступить человеколюбиво (14.6).10. Благородный муж стремится вверх, маленький человек стремится вниз91(14.23).Благородный муж стремится к высокому, подлыйк низкому (14.23).11.

Благородный муж, оказавшись в безвыходном положении, проявляетстойкость, маленький же человек в безвыходном положении становитсябезрассудным(15.2).«Благородный муж разве также подвергается крайности?» Философ сказал:«Благородный (то) муж (и может только быть) действительно в крайности,(потому что) подлый человекон расплывается (на все отваживается)»(15.2)12. Благородный муж требователен к себе, маленький человек требователенк другим (15.21).Благородный муж ищет в себе, малый (подлый) человек ищет в других(одобрения)(15.21).13.

Благородный муж может не разбираться в малом, но способен взять на себяответственность за большое; маленькиий человек не способен взять на себяответственность за большое, но может разобраться в малом (15.34).Благородный муж не может (иногда) малого (ничтожного) знать, а можетпринять большое, малый (подлый) человек не может большого принять иможет малое знать(15.34).14.

Благородный муж в трех случаях испытывает страх: перед велением Неба,перед великими людьми и перед словами совершенномудрых. Маленькийчеловек, не понимая воли Неба, не испытывает перед ним благоговейногостраха, бесцеремонен с великими людьми и презирает слова совершенномудрых(16.8).92Благородный муж имеет три (предмета) боязни: боится повеления Неба,боится больших людей, боится слов святого мужа. Малый человек не знаетповелений Неба и (потому) не боится (их), задевает больших людей, издеваетсянад словами святого мужа» (16.8).15. Цы Лу спросил: Почитает ли благородный муж смелость? Учитель ответил:Благородный муж чтит выше всего чувство долга.сли благородный мужтолько смел, но лишен чувтства долга, то он может породить смуту в стране;если же маленький человек только смел, но лишен чувства долга, то он можетстать разбойником (17.23).Цзы-лу сказал (а не спросил): «Благородный муж (высший) предпочитает лимужество?» Философ сказал: «Благородный муж истину понимает высоко;благородный муж, (если) имеет мужество и не имеет истины, производитсмуты; малый человек, когда имеет мужество и не имеет истины, делаетразбой» (17.23)Проблема перевода в данном случае носит системный характер: русскиеадъективы благородный, низкий используются для обозначения и социальногостатуса, и нравственных качеств человека: благородный – «принадлежавший кзнатному, старинному роду, дворянству» или «отличающийся высокимиморальными качествами», низкий – «неродовитый, не принадлежащий кгосподствующему, привилегированному классу» или «подлый, бесчестный»[ фремова 2000: 57].

У прилагательного подлый «социальное» значение,актуальное на момент перевода Васильева, устарело:«подлый 931. прил.Бесчестный, низкий, презренный.2. прил. устар.1) Принадлежащий по происхождению к низшему, податному сословию;неродовитый.2) Свойственный таким людям» [ фремова 2000: 458].Однако негативная оценочность этого прилагательного слишком сильна длятого смысла, который хочет выразить Конфуций, и оно тоже не подходит дляадекватного перевода.Какой же вариант избрать? В [Переломов 2004] проводится краткий, ноглубокий анализ суждений, раскрывающих суть маленького человека в егопротивопоставленности благородному мужу. На основе этого анализа Л.С.Переломов определяет набор характерных черт маленького человека, средикоторых центральное место занимают стремление к выгоде («Помыслымаленького человека сосредоточены лишь на самом себе, удовлетворении,причем любыми способами, тех стремлений, которые присущи человеку отприроды («стремление к знатности и богатству»)» [Переломов 2004: 20]) иотсутствие самостоятельности в суждениях, в выборе пути(«нежеланиечеловека самостоятельно мыслить, бездумное соглашательство и постояннаяготовность одобрять любое начинание, исходящее от правителя» [Там же]).Маленький человек Конфуция не является низким, он, в отличие отблагородногомужа,«стремитсяблагородныймужстремитсявниз»(Суждениевверх,9414:23),ведомыйтогдакакучениемисамосовершенствованием, к которым маленький человек не способен.Такоевнутреннее содержание конфуцианского сяожэнь дает основания Л.С.Переломову высоко оценить обозначение, предложенное дя него Л.Н.

Толстым:«Весьма знаменательно, что, ознакомившись с учением Конфуция лишь пофрагментарнымнепрофессиональнымизложениям,Л.Н.Толстойсумелинтуитивно постичь суть образа, передав понятие сяожэнь как “темныйчеловек”» [Там же]. Нам представляется, что использование словосочетаниятемный человек как оппозиции благородному человеку при переводе «Лунь юй»может быть рекомендовано, т.к. данная номинация полностью лишенасоциальных и других лишних коннотаций.Следует отличать «сопротивление» русской лингвокультуры, вызываемоевариантами перевода, как в случае с маленький человек (и следовательно,потенциально преодолимое), с теми случаями, когда все переводчики точноследуют за Конфуцием, переводят одинаково и возникающее «сопротивление»можно охарактеризовать как неизбежное:Добродетель благородных мужей – ветер, добродетель маленьких людей –трава.

Куда дует ветер, туда и склоняется трава (12.19).Благородного мужа (начальника) добродетель (то же, что) ветер, подлогочеловека (низшего) добродетель — трава; ветер (очутившись, дуя) надтравою, непременно наклонит (ее) (12.19).И Переломов, и Васильев, следуя за оригиналом, «вынуждены»использовать ветер как позитивную метафору добродетели благородногочеловека, траву – как снижающую метафору добродетели маленького человека.95Второе – в целом не противоречит русской лингвокультуре, в которой трава неимеет положительной коннотации (тише воды – ниже травы, травой поросло,хоть трава не расти ).

Первое – заставляет русского читателя преодолеватьпривычное представление, сформированное применением прилагательноговетреный и существительного ветер (у него ветер в голове) по отношению кчеловеку в русском языке. В данном контексте в связи с использованием словаветер актуализируется семантика не переменчивости, неустойчивости, ноцелеустремленной, направленной силы, несущей благотворное влияние: «Здесьв одной связке с дэ благородного мужа появилось дэ маленького человека. И его«ветер» никак не может повредить «траве», ибо дует ради ее же блага»[Переломов 2004: 21].

Таким образом, самим текстом оригинала, а невыбранным переводчиком вариантом трансляции задается лингвокультурныйконфликт, требующий отдельного интерпретационного усилия для пониманиятекста.2.5.Номинации признаков (действий, качеств и оценок) «благородногочеловека» в русских переводах «Лунь юй»В число качеств благородного человека Конфуций вкючил:仁 (Жэнь = ‘гуманность, человеколюбие, человечность...’ – как основнуюценность системы),和 (Хэ = ‘гармония, согласие, единство...’ – как общественную концепцию),礼 (Ли = ‘ритуал, этикет, правило...’ – как общественную норму поведения),96中 庸(Чжунъюн = ‘золотая середина’ – как спекулятивную системумышления), среди которых 仁и和 играют главную роль и оказывают влияниена жизнь и современных китайцев.Жэньявляетсяядромфилософскойсистемыконфуцианства.Замноголетнюю историю рецепции конфуцианства в России у разных авторовпоявилисьтакиепереводыпонятияЖэнь,как«человеколюбие»,«человечность», «гуманность» и пр. Например, Н.И.

Конрад полагает, чтоиероглиф 仁 (Жэнь) следует понимать как «человеческое начало» в человеке[Конрад 1977: 425]. И.И. Семененко передает его как «милосердие» [Cемененко1987: 190]. По трактовке Л.С. Переломова из всех существующих переводовименно «человеколюбие» наиболее точно передает основное значение Жэнь:«Фань Чи спросил о человеколюбии.

Учитель ответил: это означает любитьлюдей» (12.22) [Переломов 1992: 386].Вопрос о выборе слова для перевода на русский язык и проблемаинтерпретации Жэнь закономерны. Слово Жэнь часто появляется в «Лунь Юе»,но каждый раз Конфуций дает разное толкование, отражая тот факт, что Жэньсодержит совокупность благородных качеств, в том числе:孝 (Сяо = ‘почитание родителей, усердное служение’),忠 (Чжун = ‘верность, преданность’),信 (Синь = ‘доверие, вера’) и т. д.Всего 25 критериев характеристики человека основываются на качестве 仁(Жэнь), которое требует уважения к человеку, самосознания человечности и егопрактического воплощения в общественной жизни. Жэнь сочетает в себе образ97конкретного поведения: люди, следующие этому принципу, знают, как себявести.Жэньявляетсянепростовоплощениемпрактическогорационалистического познания, но и проявляется в виде заботы и сублимацииосвобождения человечности [Чжун Лююань 2008: 11].

В конфуцианстве 仁(Жэнь) подчеркивает то, что нужно отдавать свою любовь не только родным идрузьям, но и незнакомым, тогда общество станет более открытым идружелюбным.Из компонентов Жэнь Конфуций особо обращал внимание на принцип 和(Хэ), который выступает как общественная концепция для этики, политики иобщества. Хэ объясняется как «гармония, согласие, единство, мир» и т.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5258
Авторов
на СтудИзбе
420
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее