Диссертация (Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй»), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй»". PDF-файл из архива "Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Но в то же время известно, что пониманиепонимание благородства у разных народов и в разные эпохи было различным.Так, например, ввропе в XV веке в итальянской гуманистической этикевозникает «новое понимание достоинства человека, не связанное с знатностью,родовитостью, богатством, при этом люди различного социального статусастановилисьблагородными,еслиониобладаливысокойстепеньюнравственности и прославляли свою деятельность трудом. Благородствозависит от самого человека, его нравственности, воли, разума, и носит четковыраженный антисословный характер. Благородным можно являться тажелавочник, но не потому, что он стал богатым, а потому, что добился егоблагодаря упорной работе.
Считаться или не считаться благородным зависит отсамого человека, его интеллекта, морального совершенства. Благородный образжизни - жизнь насыщенная трудами в экономической и общественной области,78а так же различными учеными знаниями» [Брагина 1996: 12].В эпоху Возрождения утверждается точка зрения на благородство не какна сословный признак, но как на характеристику поведения человека и еголичностных черт: «Благороден человек созидающий, ведущий активный,общественно-полезный образ жизни. Благородство человека зависит от егосамого, независимо от происхождения и титулов и состоит в работе ума,изучении мира, в творчестве и самопознании.
Критерием достоинства человекастановится свободная воля, стремление к совершенству, осмыслению вещей,возникающих вокруг. С гуманистичекой точки зренияв ходе обученияожидается формирование личности с высокими моральными качествами исознания нравственного долга перед обществом. В этот период прославляетсяженская красота и любовь, явственно проявляющаяся облагораживающаясторона любви, что в конечном счете облагораживает человека» [Клементьева2014].Разумеется, образ благородного человека и тема благородства привлекаютсоздателей художественных произведений во всех областях искусства, в томчисле словесной. Интересные соображения, связанные с образом благородногочеловека в литературе и искусстве, высказывает О.А. Седакова.
Она говорит, вчастности, о том, что «зрительный образ благородства на протяжении вековопределялся по произведениямискусстваилитературы:этопозаклассической греческой статуи, выпрямившегося свободного человека. Ввизантийской иконописи, фресках изображены святые - та же грация,прямостояние, что и в античности. Древнерусская иконопись (у Дионисия)79также выражает душевное благородство. Вполне отчетлив образ благородногочеловека в европейской и русской литературе разных периодов.
По Данте,благородным может быть человек не из-за знаменитых предков или наследуябогатство - благородство должно строится на других освнованиях – этических.В него входит – благоразумие, справедливость, целомудрие, мужество. УБориса Пастернака благородство - это жалость и сострадание» [Седакова 2013].СовременноепониманиеблагородствавстатьеБ.М.Бим-Бада«Благородство и сила духа» обнаруживается в кинематографических образах ив деятельности российских деятелей искусства. Среди приводимых в статьепримеров - фильм «Дело Румянцева» (режиссер И.
Хейфиц, 1956 г.), в которомводитель(актер Генадий Юхтен) выступает как благодный человек, которыйберет на воспитание мальчика-сироту, а когда его товарищ попал под следствиепо ложному обвинению, он встает на его защиту вместе со своим коллективомводителей.
Также Бим-Бад пишет о другом кинематографическом образеблагородного человека – «актер Жан Габен, создававший образы людейсильных, верных, благородных» [Бим-Бад: 2008].ще один пример -российская актриса Чулпан Хаматова, одна из создателей благотворительногофонда «Подари жизни», который оказывает помощь детям с онкологическимизаболеваниями, а также соведущая программы «Жди меня» по поискупропавших людей. Эта актриса в своих ролях, например, в пьесе «Тритоварища» Э. Ремарка, показывает историю настоящей любви и дружбы.Чулпан Хаматова всей своей деятельностью выступает как благородныйчеловек,также,какивгения80Смольянинова–русскаяпевица,исполнительница народных песен, духовных стихов и песнопений, композитори киноактриса.
«Собирание и исполнение народных песен принесло ей звание«национальное достояние России». Она восприняла и воплотила в духовнуюсуть и глубинную мудрость культуры русского народа. е дело – осуществлениеблагородства истины русской души» [там же]. Интересно, что эта точка зрениясовпадает с мнениями обычных русских людей, высказываемыми в интернете,например: «Благородство независимо от рода деятельности, не нуждается внаградах, благодарности, признательности.
Люди, совершающие благородныепоступки, живут по принципам сострадания, порядочности, неравнодушия кпроисходящему»6.Итак, судя по работам современных российских ученых, по темхарактеристикам человека, которыми они определяют его как благородного,конфуцианское понимание благородства не отличается значительно от тогопонятия о благородстве, которое имеется в сознании российского читателя:благородство связано с такими внутренними характеристиками человека, каксила духа, целомудрие, порядочность и мужество, но главное - оно выражаетсяв действиях, активных поступках и таких качествах человека, которыеобращены вовне, к окружающим его людям, определяют его отношение к ним:сострадание, неравнодушие, справедливость, верность.
Истинное благородствоне нуждается в наградах, благодарности, признательности. Благородныйчеловек должен обладать всеми положительными чертами человечности.Проверим это по толковым словарям русского языка.6Благородство души. [электронный ресурс] URL: http://justpeace.ru/blagorodɞtvo-dushi/81Действительно, в них в дефиницию слова благородный в интересующемнас значении (благородный как оценочная характеристика человека повнутренним качествам, а не по происхождению) входят уже отмеченные намисмыслы:1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый. б. человек.
б.поступок.благородныецели.благородноеделоборьбызамир.2.Исключительный по своим качествам, изяществу. благородная простота линий.благородная красота [Ожегов 2010: 55].2. БЛАГОРОДНЫЙ, 1. только полн. формы. Аристократического илидворянского происхождения (дореволюц.). Институт благородных девиц.
2.Способныйпренебречьличнымиинтересами,высоконравственный,безукоризненно честный. Благородный поступок. Благородный человек.Благородные металлы - не окисляющиеся на воздухе (золото, серебро иплатина) [Ушаков 2009: 67].1.Отличающийсявысокимиморальнымикачествами(очеловеке).Свойственный такому человеку.2.Преисполненный вкуса, изящества (о человеке) [ фремова 2000: 56].Итак, несмотря на существующие между различными культурами иэпохами различия в понимании и оценке моральных качеств, можноконстатировать, чтосовременное понимание благородства русским читателемвполне соответствует тому смыслу, который вложен всловосочетаниеблагородный муж Конфуцием и его последователями, и создает базу длядальнейшего, более глубокого проникновения в суть конфуцианского идеала82благородства, содержащегося в «Лунь юй» и других текстах конфуцианства.
Потем же причинам следует указать, что не рекомендуется трансляция китайскогоцюнь-зы на русский язык с помощью словосочетания совершенный муж, какэто сделано в некоторых суждениях в переводе П.С. Попова (1910 г.):Совершенный муж сосредоточивает свои силы на основах; коль скороположены основы, то являются и законы для деятельности. Сыновняяпочтительность и братская любовь — это корень гуманности» (1.2);Учитель сказал: «Если совершенный муж (цзюнь-цзы) не солиден, то он небудет вызывать уважения к себе в других, и знание его не будет прочно.Поэтому поставь себе за главное преданность и искренность; не дружись слюдьми, которые хуже тебя; если ошибся, не бойся исправиться» (1.8) [Попов1910].Прилагательное совершенный, в отличие от благородный, несет толькоидею высокой оценки извне, ничего не сообщая о внутреннем содержаниихарактеризуемого субъекта, не содержит таких смыслов и коннотаций,которыми обладает в русском языке и культуре слово благородный.
Словосовершенный, помимо отмеченных в словарях значений«являющийсясовершенством», «превосходный», «полный достоинств», несет в себе идеюнекоторого эгоизма, зацикленности на себя (ср. совершенное тело, Она – самосовершенство,Ондобилсясовершенства,самосовершенствование),противоречащую истинной сути того благородства, которое требует от своегоглавного героя Конфуций.Другим недостатком перевода П.С.