Диссертация (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина". PDF-файл из архива "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Суть смены парадигмы визменении главного вопроса художественного произведения: не «что хотелсказать автор?», а «как мы понимает это произведение?», «что мы видим внем?». Эта проблемаподнималась и Волошиным в статьях «Разговор отеатре» (1907), «Осколки святых чудес» (1908), «Организм театра» (1910). Внашей диссертации взглядам Волошина на рецепцию текста, на соотношениеавторского и читательского восприятий отведен специальный фрагмент.Априориотметим следующее: в связи с образом читателя возникаюткатегории понимания и восприятия, роль которых Волошин значительно65Нагорная Н.А. Онейросфера в русской прозе ХХ века: модернизм, постмодернизм. С. 25.Ничипоров И.Б. Миф об Андрее Белов в художественном сознании М.
Цветаевой // Кафедральныезаписки: Вопросы новой и новейшей русской литературы / Отв. ред. Н.М. Солнцева. М.: Изд-во МГУ, 2002.С. 89.67Тюпа В.И. Литература и ментальность. М.: Вест-Консалтинг, 2009. С. 84-9868Тюпа В.И. Художественный дискурс (введение в теорию литературы). Тверь: ТвГУ, 2002. С. 56.6636расширяет, предвосхищая идеи рецептивной эстетики, в частности Г.Р.Яусса. Выше упоминалось имя Д.
Блейха, с которым связаны понятия«субъективная критика», «субъективная парадигма». По Блейху, отношениечитателя к произведению проходит через отклик, иначе – символизацию имтекста, далее через интерпретацию – ресимволизацию отклика; «в актекритики, т.о.,происходит интерпретация интерпретации»69. Мы можемзаключить, что позиция Волошина предварила вопросы, востребованные впоследующей теории литературы.Таким образом, мы выделили ряд проблем в философии творчества, ккоторым в своих статьях и лирике обращается Волошин, а именнобессознательное,источникитворчества,цельтворчества,ценностнаяиерархия автора, соотношение автора и реципиента, синтез.
В данномпараграфе нашей целью было кратко охарактеризовать их традиционноепонимание философией и отметить, какие аспекты этого круга проблемактуализируются в работах Волошина. Во второй главе эти вопросы будутрассмотрены подробно, а также мы обратим внимание на такие проблемы какплагиат, игровая сторона творчества, связь творческого, бессознательного идетских игр. Они не были выявлены как ключевые при общем обзоревыбранных нами работ о сущности творческого процесса, однако являютсяважной составной частью концепции Волошина.1.3.Суть культур Запада и Востока в восприятии ВолошинаДляпониманиямотивацииосмыслить его восприятиевзглядов Волошина необходимоглавного, насущного в художественных,философских ценностях Запада и Востока.
В эстетических рецепцияхВолошина особо отметим его сопоставление западного и восточногопонимания творчества, что явилось темой его статей «Скелет живописи»(1904), «М.С. Сарьян» (1913).69Цурганова Е.А. Субъективная критика // Западное литературоведение ХХ века. С. 392.37МифологемадиссертационногоВостокависследованиятворчествеВ.Д.ВолошинаШабашова«Образ–предметВостокавтворчестве Максимилиана Волошина» (2007). В своих рассуждениях мыопираемся на названное сочинение, однако отмечаем, что наше вниманиесосредоточено на роли Востока в творческой концепции Волошина, преждевсего на восточном мировоззрении, как его понимал Волошин.Исследуя процесс формирования образа Востока в творчествеВолошина, автордиссертации В.Д.
Шабашов приходит к выводу, чтомифологема Востока в его творчестве «формировалась в русле культурыэпохи, с характерным ей свойством поиска новых путей познания ивыражения, под влиянием восточной философии, зачастую воспринятойпосредством европейской ориенталистской культуры, работ Соловьёва иНицше, в которых Восток представлял собой религиозно-философскуюкатегорию,атакже,главнымобразом,подвлияниемрелигиозно-философских учений Блаватской (теософии) и Р.
Штайнера (антропософии),построенных на синтезе восточной и христианской философии»70. Названныеработы, по нашему мнению, помимо влияния на формирование мифологемыВостока в творчестве Волошина, становятся творческим импульсом иматериалом для концепции творчества Волошина в целом. Этот вопросрассмотрен нами в следующих главах.По Шабашову, мифологема Востока у Волошина связана с мотивами«блуждания духа» и «обители первоначального знания и первобытнойгармонии человека и Космоса», а собственно образу Востокаприданамистериальность и литургичность. Мы считаем, что выделенные авторомположения характерны в целом для творчества Волошина и составляютособое направление его философской мысли.
Подчеркнем: не мифологемаВостока способствует формированию идей единства человека и космоса,поиска истины, а эти идеи воплощаются через образ Востока. Тем не менее,70Шабашов В.Д. Образ Востока в творчестве Максимилиана Волошина. Человек и наука. URL:http://cheloveknauka.com/obraz-vostoka-v-tvorchestve-maksimiliana-voloshina. (дата обращения: 24.10.2015).38данная зависимость не универсальна и те же идеи рассматриваются и в связис антропософией Волошина.Противопоставление культурных ментальностей Востока и Западатрадиционно71.
Волошин, выступая в роли художественного критика,подчеркивает различие между заимствованием восточных сюжетов и тем ииспользованием восточных методов творчества. Рассуждая о романтизме вживописи («М.С. Сарьян», 1913)72, он приходит к заключению, чтовосточные сюжеты и темы свидетельствуют не о тесном взаимодействиизападной и восточной культур, а, напротив, об омертвении корней, потериорганической связи Востока и Запада. В ориентализме (orientalis лат.восточный) Волошин усматривает лишь внешнее восприятие Востока:«Ориентализмбылоднимизчастныхпроявленийромантизма.Возникновение “ориентализма” в искусстве обозначает тот историческиймомент, когда органическая, растительная связь Запада с Востокомпорывается. Ориентализм – это взгляд на Восток со стороны, глазомпостороннего наблюдателя»73.
Делакруа, Декан, Фромантен «могут даватьхорошие, иногда даже гениальные “куски живописи”, но в них нет корней,пьющих от живых вод своей прародины»74. Волошин акцентирует вниманиена отсутствии истоков восточной ментальности в культуре Европы, хотя самВосток как образ вошел в эту культуру. Например, Ф. Бейль пишет окартинах Т. Шассерио, находившегося под влиянием Делакруа: «Шассериоочень привлекал Восток – один из любимейших сюжетов романтиков: “Здесьв самом деле все большое, богатое, плодородное, как в Средние века, этоиное поэтическое море”, – писал Виктор Гюго в предисловии к Восточным71«В дихотомии Восток – Запад русское сознание сосредотачивается не на географических реалиях, а нафилософии отношения к миру: поэтому образ Востока — это не столько географическая Азия, сколькоособый менталитет, направленный на самопознание и гармонию с миром». Шабашов В.Д.
Образ Востока втворчестве Максимилиана Волошина. Человек и наука. URL: http://cheloveknauka.com/obraz-vostoka-vtvorchestve-maksimiliana-voloshina. (дата обращения: 24.10.2015).72Волошин лично познакомился с художником М.С. Сарьяном и написал данную статью о нем для журнала«Аполлон», однако упоминал о нем ранее в статье «Товарищество московских художников» (1911).73Волошин М.А.
М.С. Сарьян // Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 5. С. 150.74Там же. С. 150.39мотивам»75. Ориентализм в приведенной цитате скорее свидетельствует одекоративности восточной образности, чем окультурной связи Востока и Запада.передачеизначальнойСогласно Волошину, необходимо«постигать методы восточного творчества»76 ради возрождения утраченнойорганической связи Востока и Запада, которая воплощена, по мнениюВолошина, в картинах французских импрессионистов. Этот тезис Волошинреализовал в своих акварелях и пейзажно-философской лирике, чтостановится предметом нашего внимания во второй главе.Отметим, что из европейского ориентализма как взгляда со стороныВолошин исключал импрессионистское художественное сознание.
Так, онписал: «Если ориентализм в европейском искусстве является симптомомомертвения старых корней, связывавших Европу с мусульманским Востоком,то импрессионизм говорит о корне, переброшенном на дальний Восток. <…>Импрессионизм был исторически ключом ко многим замкнутым тайникамазиатского искусства. Благодаря ему симфонии полных тонов, давнооткрытые чувственною интуицией Востока, стали доступны европейскомусознательному восприятию»77. Импрессионисты, по мнению Волошина,построили мост между западной и восточной культурой.
Тем не менее,Волошиностаетсяверенсвоемукомпилятивному,парадоксальномумышлению: воспринимая восток через труды европейцев, он отчуждался отевропейского ориентализма.ОднакофилософиивосточныйтворчестваменталитетВолошинанеистановитсявегодоминантнымлирике.Чертавегоинтеллектуального постижения картины мира – это синтез. Впечатления от75Бейль Ф. Понять живопись в музее Орсэ. Paris: ADAGP, 2012. С. 14.Волошин М.А.
М.С. Сарьян. «Для Волошина значимым становится противопоставление романтической инеоромантической традиции в восприятии Востока европейцами: в контексте формирования новогоискусства он отвергает романтический канон стилизации и внешней изобразительности, полагая болееважным использовать в создании произведений сами принципы восточного миропонимания. Стоит особоподчеркнуть, что мусульманский Восток полагался Волошиным утраченным в качестве основы длятворчества: оплотом восточной философии и культуры для него являлись Китай, Индия и Япония».Шабашов В.Д. Образ Востока в творчестве Максимилиана Волошина. Человек и наука.
URL:http://cheloveknauka.com/obraz-vostoka-v-tvorchestve-maksimiliana-voloshina. (дата обращения: 24.10.2015).77Волошин М.А. М.С. Сарьян. С. 158.7640путешествия на Восток78 вдохновляли Волошина на изучение европейскойкультуры; его цель – не выбрать, а узнать свое среди различных принциповзападного творчества: «Полгода, проведенные в пустыне с караваномверблюдов, были решающим моментом моей духовной жизни. Здесь япочувствовал Азию, Восток, относительность европейской культуры <…>Здесь же создалось решение на много лет уйти на запад, пройти латинскуюдисциплинуформы»79.ТаковапарадоксальнаяманераВолошина–приблизившись к Востоку, отправиться на Запад, чтобы вновь вернуться,сопоставляя их культуры, принципы и методы творчества.
Отмечаемвысказанную Шабашовым мысль:образы и идеи буддистского ииндуистского искусства Волошин «переосмысливает в русле русскойфилософскойэстетическимиилитературнойубеждениям»80.традиций»Такимисогласнообразом,«собственнымрезультатомвсежестановится создание нового, что является целью в западном пониманиитворчества81.Есть основания полагатьотношение Волошина квосточному иевропейскому искусству включенным в евразийское пространство русскойлитературы.