Диссертация («Дневник моих встреч» Ю.П. Анненкова - проблема жанрового синтеза), страница 12

PDF-файл Диссертация («Дневник моих встреч» Ю.П. Анненкова - проблема жанрового синтеза), страница 12 Филология (31133): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация («Дневник моих встреч» Ю.П. Анненкова - проблема жанрового синтеза) - PDF, страница 12 (31133) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "«Дневник моих встреч» Ю.П. Анненкова - проблема жанрового синтеза". PDF-файл из архива "«Дневник моих встреч» Ю.П. Анненкова - проблема жанрового синтеза", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

Таким образом, можно говорить одовольнонестандартнойситуациивкритическойрецепции,когдапредставленный в статье Замятина «О синтетизме» анализ творчества Ю.Анненкова был не просто одобрен самим критикуемым художником, а в какойто степени даже выдвинут в качестве выгодного варианта интерпретациисвоего творчества. Свидетельством этому выступает сам факт, что Анненков,не лишенный честолюбия, но при этом все же остро ощущавшийответственность за судьбу искусства, разместил эту статью в качествевступления к своему дебютному «альбому» портретов.Ведущую творческую силу Анненкова автор программной статьи «Осинтетизме» называет «огнем», благодаря которому художник деформируетпривычную действительность: «Уже казалось, готова была захлопнуться за нимкрышка схоластического куба, но сильный, живучий художественный организмодолел.

Вот — от какого-то огня — покоробились, изогнулись, зашевелились унего прямые; от элементарных формул треугольника, квадрата, окружности онбесстрашно перешел к сложным интегральным кривым. Но еще линии —разорваны, мечутся, как инфузории в капле, как иглы в насыщенном,кристаллизующемся растворе. Еще момент, год — раствор окреп гранями —140141Там же. С.251.Там же.61живыми кристаллами — телами: Анненковский — «Желтый траур», огромноеполотно «Адам и Ева», его портреты142».Эта «жизненность», внутренняя динамика в работах художника переданыпосредством емких и семантически насыщенных деталей (морщинки вокруглукавых замятинских глаз, опущенные уголки губ Сологуба, мохнатые брови иусы-щеточка Горького), особого распределения штрихов и цветового контрастана портретных изображениях, композиционной игры, когда лицо натуры будто«выплывает» из пространства и лишь с какой-то одной стороны «проявляется»полностью.

Таким образом, Анненкову удалось насытить динамикой статичныепараметры рисунка (композиция, фон, перспектива, деталь).Е. Замятин заостряет внимание на вводимые художником особые детализнаки, которые также стали его характерным приемом.Изображенные Анненковым предметы или укрупненные детали напортретах неслучайны и призваны нести некую дополнительную информациюо натуре (портреты М. Горького, Е. Замятина, К. И. Чуковского, П. С.Анненкова). В этом отношении и отсутствие какого-либо предметнонасыщенного фона является знаковой для художника позицией (портреты М.Бабенчикова, А. Ахматовой, Ф. Сологуба).

Эта особенность делает каждыйпортрет уникальным для анализа и трактовки, так как раскрывает помимовнешнего облика модели еще и биографическую, личную сторону жизниизображаемых людей.По мнению Е. Замятина, заслуга художника состоит именно в том, чтопосредством особо сконструированной и представленной детали в работахАнненкова синтез быта и фантастики достиг вершины своего воплощения ивыражения: «Каждую деталь можно ощупать; все имеет меру, вес, запах; извсего — сок, как из спелой вишни. И все же из камней, сапог, папирос, колбас— фантазм, сон. Это — тот самый сплав, тайну которого так хорошо зналиИероним Босх и «адский» Питер Брейгель. Эту тайну знают и некоторые из142Замятин Е.

О синтетизме // Анненков Ю.П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: в 2-х т. Л.: Искусство,1991. Т.1. С. 10.62молодых, в том числе — Анненков, может быть — особенно Анненков.Фантастический его гармонист верхом на звездах, и свинья, везущая гроб, и райс сапогами и балалайкой — это, конечно, реальность, новая, сегодняшняяреальность; не realia — да, но realiora. И не случайно, а закономерно то, что втеатральных своих работах Анненков связывает себя с постановкою «Носа»Гоголя, «Скверного анекдота» Достоевского, «Лулу» Ведекинда» 143.В начале XX века в искусстве явление синтеза быта и фантастикиподвергалось переосмыслению (А.

Блок «Двенадцать», А. Белый «Петербург»).Эту тенденцию не мог не подхватить Ю. Анненков, что и нашло отражение какв его изобразительных работах, так и в его литературных произведениях.Однако в графических портретах современников, изображения которых нелишены бытовых элементов, этот прием не был воплощен художником.В первое издание «Дневника» 1966 г. также включена работаискусствоведа и критика Алексиса Раннита «О рисунках Юрия Анненкова»,опубликованная в книге на английском языке.

И позже — в 1975 г.переизданная на русском языке в «Новом журнале» в связи с годовщинойсмерти художника.Как и статья Е. Замятина «О синтетизме», работа А. Раннита призванавнести ясность в понимание творческого метода Ю. Анненкова как художникапортретиста. Для этого критик обзорно рассказывает о традиции «русскоголикописного искусства» начиная с Андрея Рублева до мирискусников В.Серова, М. Врубеля и развивающимся за пределами СССР сюрреализма.Раннит указывает, что исторически наследие Анненкова относится к позднемупериоду Art Nouveau, в котором также отразились веяния кубизма, футуризма иэкспрессионизма.

Раннит, как и Замятин, отмечает особую синтетическуюприроду искусства Анненкова, пристальное внимание художника к деталям, егоэкспериментальный подход к работе над изображением: «Тут постоянноесосуществование целенаправленного реализма, любви к каждодневному,143Там же. С.11.63обыденному, и склонности к абстракции и геометризации.

Стремлениеразрешитьзадачудраматическизачастуюсопровождаетсясвоевольнойманерой письма»144. Определяя природу синтеза, наблюдаемого в работахАнненкова, Раннит использует термин, введенным Хансом Фоллмером, —«каллиграфический экспрессионизм».Критик также указывает, что, несмотря на «не слишком крепкую связь»междуизобразительнымиискусствамиилитературой,насложностьнахождения между ними точек соприкосновения, Ю. Анненкову в своихиллюстрациях к поэме «Двенадцать» А. Блока удалось «достичь слияниявизуального образа со словом».

А. Раннит при этом отмечает, насколькопохожи творческие методы Анненкова и Блока, что и сделало возможнымустановления между иллюстрациями «связи стиля, эмотивной связи и единоговосприятия звучания эпохи».Особую ценность работа А. Раннита состоит в том, что он предпринялпопытку классификации графических портретов Ю. Анненкова, разделив их натри группы: 1) синтетические; 2) тоновые и 3) линейные.Синтетическими рисунками, по мнению критика, являются портретыБориса Пастернака, Максима Горького, Александра Бенуа, Федора Сологуба,Владислава Ходасевича, Евгения Замятина, Николая Евреинова, НиколаяПетрова, Всеволода Мейерхольда и Георгия Иванова.

Характерными чертамисинтетических портретных изображений является применение сочетаний ипереплетений кубических структур, свето-теневая игра плоскостей, прикоторой контуры заполняются большими объемами цвета. Совмещение в однойизображения реалистичности и некоторой фотографичности портретируемоголица и линейно-декоративного способа репрезентации дает критику основаниеутверждать, что таким образом «художник одновременно и рисует человека, изапечатлевает его в своей памяти».144Раннит А.

О рисунках Юрия Анненкова // Новый журнал. Нью-Йорк. № 120. 1975. C.110–116.64Тоновые изображения отличаются плавностью и мягкостью переходов.Раннит указывает, что несмотря на то, что во всех работах Анненковапреобладающимэлементомявляетсяграфичность,тоновыерисунки«лиричнее», сочетание линий и плоскостей на таком портрете создают общеевпечатление «погруженности в думу»145.

Примерами тоновых рисунков Раннитсчитает портреты Владимира Ленина, Жерара Филипа, Виктора Шкловского,Шарля Дюллэна, Сергея Лифаря, Жака Одиберти и выполненного гуашьюрисунка Анны Ахматовой.Основу линейных портретов Анненкова составлял контур, которыйсоздавался «непрерывной линией, единым росчерком с налета». В эту группукритик относит изображения Спесивцевой, Сергея Прокофьева, ГлебовойСудейкиной, Алянского, Хлебникова, Анжрэ Жида и Гоголя.

В статье этирисунки сопоставляются с гравюрами, изображение на которые было нанесенопо металлу без резца. Именно «беглость линии» делает портреты насыщеннымижизнью, «пульсирующими и трепетными». И потому именно линеарныепортретыА.Раннитсчитает«вершинойприроднойстатьиЗамятинавиртуозности»Анненкова146.Помещенныев«Дневник»Е.иА.Раннита,разъясняющие творческий метод Ю. Анненкова, его особый стиль и технику иклассифицирующие его графический портреты по способу репрезентации,позволяют лучше понять и литературные портреты, из которых состоит книга.В совмещении в рамках одного произведения графического изображения исоответствующего ему вербального воплощения дают основание говорить опроявлении экфрасиса — выражении одних и тех же объектов, значенийязыком различных видов искусств.Теория экфрасиса, как и теория мемуаристики, в настоящее времянаходится на стадии становления, поэтому в рамках этих сфер еще невыработано единства мнений касательно как терминологического, так и145146Там же.

С.115.Там же. С. 116.65методологического аппарата. В настоящем исследовании для анализа сущностиявленияэкфрасисав«Дневнике»Анненковабудетиспользованаклассификация, данная В. Лепахиным в его работе «Экфрасис в русскойлитературе: опыт классификации»147. В данной статье представлен широкийобзор уже существующих работ и точек зрений на экфрасис, проанализированыспособы определения этого явления и их недостатки.

Так, в работерассматриваются концепции Г. Косикова, Л. Геллера, Н. Брагинской, В.Робийяр, С. Зенкина. На основании проанализированного материала авторприходит к выводу, что сама природа экфрасиса остается неразъясненной: этоявление рассматривают и как литературный прием, и как особый жанр, и каксловесное описание.

Потому, как указывает автор, в статье представлены нетипы, а виды экфрасиса, «понимая под ним описание в литературномпроизведении предмета изобразительного искусства, <…> создание словесногообраза на основе визуально художественного образа». Согласно концепции В.Лепахина,«Дневник»Анненкованеобходиморассматриватьсогласнохарактеру взаимосвязи между экфрасисом и объектом. Исследователь такжеотмечает, что виды экфрасиса «редко встречаются в чистом виде», потому ихразделение довольно условно.

В работе рассматривается всего семь типовэкфрасиса: 1. цитация, 2. перевод, 3. психологизация, 4. впечатление (или«заражение»), 5. предпонимание, 6. интерпретация и 7. иконичный экфрасис.В соответствии с представленной в статье классификацией, совмещениеграфических и литературных портретов в «Дневнике» можно считатьэкфрасисом-переводом и -интерпретацией.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее