Диссертация (Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв), страница 38
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв". PDF-файл из архива "Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 38 страницы из PDF
В 70-м правиле Святого Василия Великого мы находимпостановления относительно клириков, «осквернившихся устами». Суть этогоправила сводится к тому, что диакону, «осквернившемуся устами и406Ibid. Σ. 424.407Spic. Sol. T. 4. P. 472–473.408Ibid. P. 473.
Κανὼν ιθ’.409Ibid. P. 480. X. Ἐρώτησις.410Ibid.247исповедавшему, что грех его далее не простерся»411, не дозволяетсясвященнодействовать, но разрешается причащаться Святых Таин вместе сдругими диаконами.<Вопрос 13> Точно так же [молим растолковать] и то, что говоритВасилий Великий в малых канонах 412 : «[Пусть будет] без благословениясоразмерно греху»?<Ответ> Лишать кого-либо даваемой в церкви просфоры.[К] Очевидно, здесь речь идет о каком-либо прегрешении или проступке.В издании вопросоответов Раллиса и Потлиса 413 , в Канониконе монахаХристофора 414 , в Пидалионе 415 , а также в Canones sanctorum apostolorum(Nomocanon)416 вместо слова «просфоры» (προσφορᾶς), указанного в ответе,стоит «благословения» (εὐλογίας/benedictione).
При этом считать, что в ДСКавтором была совершена ошибка в списывании, нам не позволяет ряд изданий,в которых написано именно «просфоры»: Spic. Sol.411417, КаноническиеСм. правила Святого Василия Великого. Третье каноническое послание к епископуАмфилохию Иконийскому. Пр. 70 (Книга правил).http://www.holytrinitymission.org/books/russian/canons_fathers_nikodim_milosh.htm#_Toc86275558412Под «малыми канонами» можно разуметь сочинение Василия Великого «Правила,кратко изложенные» (Regulae brevius tractatae // TLG 2040/50).
Однако по смыслу подходитфрагмент из «Правил, пространно изложенных» (TLG 2040/48 = PG 31, col. 953. 21–23).413Ράλλης Γ. Α., Ποτλῆς Μ. Op. cit. Σ. 425. Ἀπόκρισις Ἐρώτησις Θ’).414Χριστοφόρος Μοναχός. Op. cit. Σ. 330. Κανὼν Θ’.415Πηδάλιον. Σ. 593. Ἀπόκρισις (Ἐρώτησις Θ’).416Canones ss.
apostolorum, conciliorum, ss. patrum. P. 232. Responsio (Quaestio 9).417Spic. Sol. T. 4. P. 480. Λύσις (XI. Ἐρώτησις).248постановления Гедеона418. Возможно, под «εὐλογία» можно разуметьпросфору, которую давали в качестве благословения в конце литургии, то естьантидор. А. В. Пономарев в своей статье 419 пишет, что в памятникахСтудийского устава, где отмечается обычай регулярного вкушения антидора,этот термин не является устоявшимся и часто заменяется термином «εὐλογία»(как, видимо, и в нашем случае). И таким образом получается, что в данномслучае просфора и есть благословение (для Вальсамона церковнымблагословением (ἐκκλησιαστικαὶ εὐλογίαι) является всякое совершаемое вцеркви епископами и священниками действо, или то, что дается для молитвы иутверждения верного народа)420.
При таком понимании противоречиеснимается, и смысл обоих разночтений одинаков. Согласно ответу патриархаНиколая, те, кто совершили какое-либо прегрешение или проступок (на этоуказывают слова «соразмерно греху»), лишаются вкушения этого хлеба.<Вопрос 14> Нужно ли отлученным от Святых Даров есть возносимуюпросфору или проскомидийную (проскомисанную)?<Ответ> В житии святого Феодора Сикеота мы находим, что такие людине допускаются [к их потреблению]. Также запрещают таковым ибожественные каноны.[К] Под возносимой просфорой следует понимать антидор.Вопроссвязан с тем, что антидор освящается только присутствием на престоле, а непризыванием Святого Духа, как Агнец (и поэтому антидор не становитсяТелом).418Γεδεὼν Μ. Ι.
Op. cit. Τ. 1. Σ. 14.419Пономарёв А. В. Антидор // ПЭ. http://www.pravenc.ru/text/115712.html420Ράλλης Γ. Α., Ποτλῆς Μ. Op. cit. Ἑρμήνεια. Σ. 425.24913–й и 14–й каноны421 патриарха Николая выделяют «вознесенный хлеб»(τὴν ὑψωθεῖσαν προσφοράν/panem oblatum) и отличают от прочих просфор: егодают после литургии тем, кто постился.Ср. с <ответом> вопросоответа 7 и <ответом> вопросоответа 13 и [К] кнему.<Вопрос 15> И о канониконе 422 [Иоанна] Постника [также хотимзнать]: с его помощью следует окормлять всех или же более слабых?<Ответ> Ныне одержал верх обычай с помощью этой книги окормлятьбольшинство. Однако же пусть с помощью [этой] канонической [и великой]книги исправляются те, кто ведают доброе, и [все же] заблуждаются.[К] В данном вопросоответе ставится вопрос о каноническом достоинственомоканона, приписываемого Иоанну Постнику.Историю покаянной дисциплины можно разделить на два периода:доиконоборческийипослеиконоборческий,подобновизантийскойлитургической традиции в целом.
Еще в IV в. в Византии существовалапрактика публичного покаяния, об этом свидетельствуют канонические илитургические источники.423. Ко второй половине IV в. относятся нескольколитургическихсвидетельств,которыепроисходятизантиохийско-малоазийского региона и связанных с практикой публичногопокаяния.Наиболеераннимисточникомявляется«Восьмикнижие421Spic.
Sol. T. 4. P. 470–471.422Номоканон (канонарий).423Пентковский А. М. Покаянная практика христианской Церкви во второй половинепервого тысячелетия по Р. Х. // Журнал Московской Патриархии. 2002. № 10. С. 208.250Климента» 424 . Затем в конце IV в. в Антиохии создаются «Апостольскиепостановления», подписанные, как и «Восьмикнижие», именем сщмч.Климента Римского. Однако на рубеже IV–V вв., как говорит Пентковский425(а до него — А. И.
Алмазов), в византийской покаянной дисциплинепроизошли существенные изменения. В конце IV в. константинопольскимархиепископом Нектарием была упразднена должность «пресвитера надкающимися»; таким образом он каждому предоставил возможностьприступать к Причастию по суду собственной воли. Этот шаг предопределилсудьбу публичного покаяния в византийской церковной практике426.
И хотяпрактика публичного покаяния, говорит А. М. Пентковский, продолжалаупоминаться в канонической литературе 427 , однако появление этих правилбыло во многом обусловлено отсутствием дисциплинарных церковных норм,не связанных с публичным покаянием428.Впослеиконоборческийпериодпокаяннаядисциплинатакжепретерпевает существенные изменения. Повсеместное распространениеполучает тайное покаяние (тайная исповедь), которое возникло в монашеской424«Восьмикнижие Климента» было создано во второй половине IV века вантиохийском регионе на основании различных текстов литургико-каноническогосодержания. Пентковский А.
М. Указ. соч. С. 208.425Там же. С. 209.426Там же. С. 203–215.427Например, в 87-м правиле Трулльского собора (692) цитируется 77-е правилоСвятого Василия Великого (здесь упоминаются четыре степени кающихся, проходящихпубличное покаяние); три степени проходящих публичное покаяние за клятвопреступлениеупоминаются в 114-м правиле Святого Никифора Исповедника; Константинопольскийсобор 869 г. применил нормы публичного покаяния за лжесвидетельство. Пентковский А.М.
Указ. соч. С. 211.428Там же. С. 211.251среде, монахами же практиковалось, поддерживалось и распространялось429.Пентковский сообщает, что связь тайного покаяния и монашества былаобусловлена особым отношением к откровению помыслов в византийскихмонастырях. Византийские монахи должны были регулярно исповедоватьсяигумену своего монастыря, который в силу традиции был и на основанииктиторских типиконов был для них духовным наставником430. Пентковскийговорит,чтоименнопоэтомувизантийскиемонашескиеевхологиипослеиконоборческого периода содержат разнообразные чинопоследованияисповеди, в то время как константинопольские евхологии кафедральногообряда содержат те же самые две молитвы, что и доиконоборческиеевхологии.Одновременно с формированием различных чинопоследований исповедив монашеской среде возник специальный текст (хотя в него был включен и ряднорм, применяемых только к мирянам 431 ), который называется покаяннымномоканоном432.
Этот текст посвящен классификации грехов и содержаниювопросов, задаваемых пришедшему на исповедь. А. Г. Бондач в своей статье433сообщает, что в Церкви существовали весьма строгие дисциплинарныеканоны с продолжительными епитимиями, а 102-е правило 434 Трулльскогособора дает духовнику право изменять размер епитимий в зависимости от429Там же. С. 211.430Там же. С. 212.431Бондач А. Г. Покаянный номоканон в византийском церковно-правовом сознании.// Византия и Запад (950-летие схизмы христианской церкви, 800-летие захватаКонстантинополя крестоносцами).
Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессиивизантинистов. М., 2004. С. 27.432Другие названия: каноникон, канонарий, епитимийник.433Бондач А. Г. Указ. соч. С. 27.434См. правила VI Вселенского собора. Пр. 102.252особенностей личности кающегося435.
В связи с этим составитель канонариямаксимально конкретизирует общие положения практического руководствадля духовников436.О том, что покаянный номоканон получил широкое распространение в XIв. и последующих веках, свидетельствуют Константинопольский патриархНиколай III Грамматик, его современники хартофилакс Никифор и НиконЧерногорец: во втором послании к Феодосию практическое значениеномоканона Иоанна Постника стоит вне сомнений 437 , а также крупнейшийканонист XII в.
Феодор Вальсамон438. Об этом же свидетельствует данныйответ патриарха Николая на вопрошание святогорцев. По словам Николая IIIраспространение этого сборника произошло уже в конце XI в. — Ἐπεκράτησε ἡσυνήθεια νῦν… .<Вопрос 16> Нужно ли переноситьостанки скончавшихся отцов ибратьев наших в другое место и освобождать гробницы, в которых они былипогребены, или нет? Ведь усыпальницы наполнены множеством тел, почему и435Бондач А.
Г. Указ. соч. С. 27.436О содержании канонария см. там же. С. 25–31.437Ответы хартофилакса Никифора на вопросы монаха Максима (Ἐρωτήσεις Μαξίμουμοναχοῦ πρὸς τὸν ἀγιώτατον κυρὸν Νικηφόρον καὶ γεγονότα χαρτοφύλακα τῆς τοῦ θεοῦ μεγάληςἐκκλησίας περὶ διαφόρων κεφαλαίων) // Византийский временник. Т. XII. Вып. 1-4. СПб.,1906. С. 523–524.438По Бондач А. Г. Указ.