Диссертация (Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв), страница 37
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв". PDF-файл из архива "Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 37 страницы из PDF
387 и Κανονικαὶ διατάξεις, ἐπίστολαι, λύσεις 388 ,которые друг с другом совпадают, и Πηδάλιον389в вопросе отсутствует«…апостолы другое, а следующие за ними третье»; в Σύνταγμα τῶν θείων καὶἱερῶν κανόνων390и Canones ss. apostolorum, conciliorum, ss. patrum391отсутствует «Поэтому просим разъяснить нам это получше».383Spic.
Sol. T. 4. P. 381–415.384Константинопольский патриарх (806–815).385Ibid. P. 409.386ЕКК. Гл. 53. С. СНЗ (257).387Spic. Sol. T. 4. P. 479. Ἐρώτησις IV.388Γεδεὼν Μ. Ι. Op. cit. Τ. 1. Σ. 12. Ἐρώτησις.389Πηδάλιον. Σ. 591. Ἐρώτησις Δ’.390Ράλλης Γ. Α., Ποτλῆς Μ. Op. cit. Τ. 4. Σ. 421. Ἐρώτησις Δ’.391Canones ss. apostolorum, conciliorum, ss. patrum. P.
229. Quaestio 4.241<Вопрос 7> Следует ли приносимое в церковь, такое как просфоры ивода, вкушать иерею без различия, когда хочет и как хочет, и словно обычныйхлеб есть их, или же с большим благоговением и страхом, и понемногу? Аесли же они в избытке, что нужно с ними делать? [Спрашиваю об этом],потому что здесь просфоры большие, и иереи делят их и раздают каждому, ктохочет.<Ответ> Частицы392 вознесенной [просфоры] нигде, кроме Церкви, пустьне будут потреблены, а остаток от других просфор ни с молоком, ни с сыром,ни с яйцом, ни с рыбой, но раздельно и в уединении.[К] В данном вопросоответе речь идет о просфоре, из которой изъятАгнец.
Патриарх Николай, говоря, что остаток от других частиц нельзяпотреблять ни с молоком, ни с сыром, ни с яйцом, ни с рыбой, по-видимому,подразумевает, что их следует вкушать только натощак. Согласно 8-муправилу св. Феофила, епископа Александрийского, приносимое длябескровной жертвы (то есть остатки) после употребления для Таинствадолжно быть разделено между клириками, а оглашенный не должен ни есть отних, ни пить.
Ведь поскольку частицы принесенного для Божественных Даровбыли взяты и освящены, то никак нельзя ничего из этого отдавать дляупотребления несовершенным (κατηχουμένοις). Феодор Вальсамон в своемтолковании 393 на этот вопросоответ пишет, что указанный 8-й канон еп.Феофила не различал излишних частей от вознесенного Святого Артоса (тоесть Агничной просфоры) и простых остатков, и не предписал, как имипользоваться. А в ответе патриарха Николая, как говорит сам Вальсамон,392«Частицы» в смысле «остатки» (κλάσματα).393Ράλλης Γ.
Α., Ποτλῆς Μ. Op. cit. Τ. 4. Σ. 422. Ἑρμηνεία.242различаются два вида их употребления 394 . О приносимом вине святымисоборами ничего не предписано, а святой Феофил указал, что оно должноупотребляться вместе с хлебом, потому что вино не возносится, но толькоосвящается395.В Spic. Sol. содержатся каноны святого собора, проходившего припатриархе Николае396.
Среди этих канонов есть один (Κανὼν ιγ′/ Canon 13397),который посвящен теме «вознесенной просфоры». В этом каноне патриархНиколай Грамматик говорит о том, как должно потреблять такую просфору:«со страхом и усердной молитвой», ни в коем случае не бросать ни одной еечастицы и не относится к ней с равнодушием или даже с презрением. Того, ктоне будет блюсти эти установления, пишет патриарх Николай, ждет осуждениеГоспода. Кроме того,не дозволяется выносить частицы вознесеннойпросфоры за пределы храма, за исключением тех случаев, когда их выносятболящим людям398.В славянском тексте добавляется уточнение, которое отсутствует вгреческом399: что это та просфора, из которой изъят Агнец — просфуры из неяагнець изzть быC.На этот вопрос монаха Иоанна и ответ патриарха Николая ссылается всвоем обращении к Илие митр. Критскому некий священник, для которого,394Ibid.: «ἡ δέ ἀπόκρισις διεῖλεν εἰς δύο τὴν τούτων δαπάνην» («данный ответ указал дватипа их потребления»)395Ibid.
Σ. 422. Ἑρμηνεία.396Spic. Sol. T. 4. P. 466–486.397Ibid. P. 470–471.398Ibid.399Об этом см. выше.243как видно из текста переписки, указания патриарха Николая былиавторитетным источником для руководства в литургической практике400.<Вопрос 8> Если случится навечерие Господского праздника в среду илипятницу, нужно ли прекращать [пост] уже с вечера401 ради праздника?<Ответ> Нет.<Вопрос 9> Если кто пострижется в Константинополе или в другом местев миру и даст там обеты, но повредится душой и захочет из-за этого удалитьсяиз [из монастыря], и игумен, узнав об этом, удержит его, то что в таком случаенужно делать этому брату со своим грехом и с обетом?<Ответ> Нужно, чтобы он рассказал предстоятелю о своем грехе и затемудалился [из монастыря]402.400Желтов Михаил, диак., Бернацкий М.
М. Вопросоответы митрополита ИлииКритского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в нач. XIIвека // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. М., 2005. Вып. 14. С. 23–53.401См. τὴν νηστείαν τῇ ἑσπέρᾳ по рукописи Vind.402Считаем важным привести здесь перевод иной версии этого ответа (по рукописиVatic.), который является более полным и ясным для понимания (однако отметим, что текстприводимого здесь перевода отсутствует в известных нам изданиях этого сочинения иявляется, скорее всего, поздней интерполяцией — ниже см. указания, где искать этот ответв других изданиях):«<Ответ> Точные же предписания о тех, кто покидает свои монастыри и переходит вдругие, дают различные правила. Прочитав их, [ты обнаружишь, что] предлагаемые в нихрешения лучше преследования; так, [в одном из них] указывается, что монаху не подобаетни свой монастырь покидать, ни в другой удаляться, а также запрещается возвращатьсяобратно без [благословения] его игумена.
Другое же правило отлучает [от церковногообщения] как тех, кто тайно покидает [монастыри] и обратно возвращается, так и тех, ктопринимает [таковых]. А третье правило осуждает еще и предстоятеля того, кто переходит[из одного монастыря в другой] или [вовсе] тайно оставит [свою обитель], если он не станет244[К] В толковании на этот вопросоответ Вальсамон пишет403, что 3-й канондвукратного (πρώτης καὶ δευτέρας συνόδου) собора 404 , бывшего во храмеСвятых Апостол, определяет отлучать от таинств игумена, который неразыскивает с усердием покидающих монастырь монахов, подчиненных ему.А 4-й канон этого же собора отлучает от церковного общения монаха,переходящего без разумной причины (τὸν χωρὶς εὐλόγου αἰτίας μεταπίμπτονταμοναχόν) из своего монастыря в другой или поселяющегося в мирскомжилище, а также принимающего такого монаха.
Поэтому, пишет Вальсамон,святой собор постановил, чтобы никто из монахов беззаботно и по мнимомусоблазну не отходил из монастыря, в котором был пострижен, и чтобы игуменукрепил такового наставлением; а если не получится помочь ему, чтобыудалился из обители и не обращал внимания на узы настоятеля405.с вниманием его разыскивать, найдя же, не примет [его] обратно и не приложит усилия,чтобы укрепить такового подходящим ему [духовным] лечением.
Итак, тем, кто принимаеткого-либо из оставляющих свои монастыри, не следует принимать такого без ведома егопредстоятеля. Последним же надлежит разыскивать сбежавших и подобающим образомоказывать им помощь при врачевании их [душевных] болезней или же, пойдя навстречу,давать разрешение уйти в другой монастырь, где не будет никакого повреждения его душе(поскольку и указанное здесь первым наставление состоит, как мне кажется, в том, чтобыизбегать мест, где может случиться духовное падение).
Поэтому, если игумен не согласитсяотпустить повредившегося брата, то пусть последний объявит ему о своем повреждении изатем удалится».403Ράλλης Γ. Α., Ποτλῆς Μ. Op. cit. Σ. 423. Ἑρμηνεία.404Константинопольский собор 861 г. (именуется «двукратным» потому, что дваждысобирался для решения одних и тех же дел).405Ibid.245<Вопрос 10> Один наш брат, прежде живший в миру, стал приниматьпомыслы многих, хотя ничего не знал из канонических установлений.Поэтому, принимая падших священников и монахов, тяжкие вины всемпрощал, не налагая никаких прещений. И вот, когда все они умерли, он,пришед сюда и божественные каноны изучив, свою ошибку и заблуждениепознал. Итак, пусть будет разъяснено твоею святостью, что должно делать втаких случаях.<Ответ> [Нужно,] чтобы он за них читал ежедневно Трисвятое и ещесовершал земные поклоны, помимо тех, которые совершает за себя.<Вопрос 11> Низложенному из-за провинностей или добровольнооставившему священство иерею должно ли возглашать: «благословен Богнаш» и: «да помилует нас Бог» или: «Христос истинный Бог наш», или кадить,когда [иного] священника нет, или входить и причащаться в святом алтаре?<Ответ> Нет.
Ибо он переведен туда, где стоят миряне.[К] Речь идет о запрещенном в служении и лишенном сана иерее(καθαιρεθέντα — изверженный): может ли он, не совершая таинств, делатьчто-нибудь за богослужением. Существует ряд канонов, которые содержатпредписания для клириков, запрещенных в служении: 27-е правило СвятогоВасилия Великого (священник, обязавшийся неправильным браком поневедению, удостаивается пользоваться седалищем, а благословлять другихему запрещено), 9-е правило Неокесарийского собора (предписываетзапретить клирику священнодействование, но сохранить за ним остальныепреимущества, а именно: священническую честь, право сидеть между иереямии причащаться в алтаре), 79-е правило императора Льва Мудрого (Философа)(определяет соединившемуся с женщиной (вне брака) после рукоположения246быть низвергнутым из иерейского сана и любой другой церковнойдолжности) 406 , правило ιθ΄ 407 патриарха Николая Грамматика, развернутоповторяющее представленное в этом вопросоответе предписание.
ПатриархНиколай объясняет такое решение тем, что таковой пресвитер переведен в чинмирян. Также в этом правиле говорится, что запрещенному в служении иереюне дозволяется благословлять народ Божий, поскольку это принадлежитсвященнику — μὴ εὐλογεῖν λαὸν Κυρίου διὰ τῶν χειρῶν ἑαυτοῦ· τοῦτο γὰρ τῶνἱερέων ἐστί408. Совершенно очевидно, что здесь как καταλείψας τὴν ἱερωσύνην— «добровольно оставивший священство», таки καθαιρεθεῖς ἱερεῦς —«изверженный» мыслятся патриархом в одной категории — как недостойныесвященства.<Вопрос 12> Что означает сказанное апостолом: «Оскверненныйустами»?<Ответ> Думаю, уста оскверняются ничем иным, как нечистымпоцелуем.[К] В издании вопросоответов Spic. Sol.409 в этом же вопросе авторомслов «оскверненный устами» вместо «апостола» указан «Святой Василий» (ὁἅγιος Βασίλειος410).