Диссертация (Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв), страница 39

PDF-файл Диссертация (Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв), страница 39 Филология (31116): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв) - PDF, страница 39 (31116) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв". PDF-файл из архива "Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 39 страницы из PDF

соч. С. 31: Σύνταγμα τῶν θείων καὶ ἱερῶν κανόνων: ἐν ΣΤ΄ Ἐκδ.ὑπὸ Γ. Ράλλη καὶ Μ. Ποτλῆ. Τ. Δ΄. Ἀθῆναι, 1854. Σ. 426 (Николай и Вальсамон), 401–402(Никифор); Бенешевич В. Н. Ответы хартофилакса Никифора на вопросы монаха Максима.С. 523 (другая редакция ответа Николая); Герд Л. А. Вопросы церковного права в«Тактиконе» византийского канониста XI в. Никона Черногорца: Автореф. дис.. . .

канд.ист. наук. СПб., 1994. С. 10 (о мнении Никона).253было с [самого] начала отведено внутреннее пространство в той же самойцеркви, где находятся гробницы. И когда гробницы наполняются останками,бывает перенесение, и останки полагаются там, где все закрыто со всех сторони внутри постоянно горит свеча.<Ответ> То, что установлено ради некоей икономии и цель имеет благую,никто из разумных не осудит. Поэтому и за то, что у вас домостроительноучреждено относительно умерших, никто из здравомыслящих вас неупрекнет.[К] Несмотря на то, что практика погребения в разных областях быларазличной, можно отметить общую традицию для теплых стран: погребениеусопшего на первый день после смерти. Следующие погребальныеприготовления: церемония на могиле,надгробные речи.включая молитвы, каждение иБольшинство людей погребались на кладбище, котороенаходилось за пределами города или деревни. Тела некоторых людейхоронили с драгоценностями, что способствовало разграблению их могил.Хотя акт 381 г.

(De sepulchris violatis // Codex Theodosianus. Lib. IX,17.6439)запрещает практику погребения в храме, однако клириков,прославленных монахов, императоров, влиятельных мирян и членов их семьипродолжали хоронить в церкви. Мавзолеи и усыпальницы возводились, чтобыпочтить память некоторых членов императорской семьи или наиболеепочитаемых мучеников. В Византийской Церкви с раннехристианских временвыделилось три различных типа захоронения: аркосолий440, захоронение под439440Available at: http://ancientrome.ru/ius/library/codex/theod/liber09.htm#17Аркосолий (Arcosolium) — термин, встречающийся только в христианскихнадписях и литературе.

Арка над могилой. Погребальное сооружение в виде арочной нишив стене церковного здания.254спудом и надгробие (саркофаг). Все эти типы встречаются в храме на паперти,в нартексе (притвор с западной стороны храма), в части нефа, в часовнях,приделах, подземных гробницах. Места погребений часто приобреталисьчеловеком еще при жизни; например, в типиконе ХШ в. (составлен в периодмежду 1282–1300 гг.) монастыря Липса в Константинополе 441 императрицаФеодора определила места захоронения для себя и других членов своей семьив разных местах нартекса и нефа храма442.После погребения родственники покойного соблюдали траур, в течениекоторого устраивали особое поминовение на третий, девятый и сороковойдни, молились за душу усопшего и готовили коливо (кутью)443.<Вопрос 17> И о ставящих собственноручно кресты444и [такимобразом] отказывающихся от игуменства и от чего-либо еще, а затемотметающих собственноручно [поставленную печать] и вновь получающихто, от чего отказались,нужно ли их принимать, и какой заповеди онидостойны?<Ответ> Для тех, кто отвергает не противозаконную подпись,гражданский закон предусматривает наказание штрафом 445 , церковный же[закон], если [даже] не [карает]штрафом за отказ от подписи,предусматривает иное наказание, не по предписанию канонов, но на441Основан в 907 г.

патрикием Константином Липсом. Lips Monastery // ODB. Vol. 2.P. 1233.442Burial (ταφή) // ODB. Vol. 1. P. 340.443ODB Vol. 1. P. 340.444Это, судя по всему, о каких-то подписях. Смысл, конечно, не вполне ясный.445Слово πρόστιμον может иметь такое или сходное значение.255усмотрение архиерея, если только не ставится под сомнение (рассматривается,σκοπευθῇ) достоверность (δύναμις) написанного, и отказ от него не влечет засобой вреда для кого-либо. Ответить что-либо иначе мы не можем.<Вопрос 18>Необходимо ли читать восемь апостольских книг,утвержденных Климентом, и чтить их, [а также житие святого Нифонта]?<Ответ> Нет, так как в разных местах [они] повреждены.

[Мы считаем,что житие святого Нифонта не следует читать, так как в нем не передаютсяапостольские заповеди, и [не следует] дерзать из-за слабости большинства]446.[К] В этом вопросоответе речь идет об «Апостольских постановлениях»(Constitutiones apostolicae), которые были отвергнуты отцами Церкви.Сборник этот (полное название — «Διαταγαὶ τῶν ἁγίων ἀποστόλων διὰΚλήμεντος τοῦ Ρωμαίων ἐπισκόπου τε καὶ πολίτου», «Постановления святыхапостол, переданные через Климента, Римского епископа и гражданина»),издание которого приписывается святому Клименту Римскому, появился ок.380 г.447в Антиохии448.

Он представляет собой компиляцию излитургико-канонических памятников I–III вв. и состоит из восьми книг:первые шесть книг совпадают с «Дидаскалией», (III в.), седьмая (гл. 1–32 этойкниги) — сильно переработанный текст «Дидахе» и восьмая (гл. 3–45) точносоответствуют порядку тем в «Апостольских преданиях») 449 .

Из полногоназвания сочинения становится ясным, что Климент Римский выступает некак сочинитель, но как собиратель и компилятор преданий, установлений и446Вставка из рукописи Vind. (=Vindob. hist. gr. 7). Бенешевич В. Н. ДСК. Т. 2. С.111.447Metzger. M. Les Constitutions Apostoliques.

T. 1. Р., 1985. P. 32, 60–62.448Ibid. T. 1. P. 54–62.449Желтов М. С. Апостольские постановления // ПЭ. Т. 3. С. 113.256учений апостолов. 85-е правило Святых Апостолов, в котором в ряд «чтимыхи святых книг» Священного Писания Ветхого и Нового Заветов включены и«постановления … епископам … Климентом изреченныя в осми книгах,которые не подобает обнародовати пред всеми ради того, что в нихтаинственно», указывает, что Апостольские постановления имели в древнейЦеркви распространение и почитание.Однако 2-е правило Трулльского собора отвергает подлинностьАпостольских постановлений.

Как пишут сами отцы, участвовавшие взаседании этого собора, такое решение они приняли благорассмотрительно и«ради назидания и ограждения христианнейшей паствы … отнюдь недопуская порождений еретического лжесловесия и не вмешивая их в чистое исовершенное апостольское учение»450. Именно поэтому патриарх Николай всвоем ответе святогорцам и говорит, что «книги эти в разных местахповреждены». На Западе постановления были отвергнуты на Римском соборев 494 г. и помещены в Decretum de libris recipiendis et non recipiendis («Декрет окнигах принимаемых и отвергаемых») среди отвергаемых книг451.<Вопрос 19>Один игумен местных монастырей, умирая, поставилвместо себя игуменом одного из братьев этой обители и, умирая, дал емузаповедь, что если он захочет передать власть, будучи еще живым, то пустьбудет отлучен. Тот отошел [ко Господу], а этот, пробыв немного игуменом и,затем, познав собственную немощь, попросил [принять] власть другого.

Итак,что делать с этой заповедью?450См. правила VI Вселенского собора. Правило 2. (Книга правил). С. 77.451http://www.agioskanon.ru/kliment/257<Ответ> Такое обязательство неразумно, а потому, чтобы не быть увласти немощному, пусть он будет освобожден от этого обязательства,[только пусть] придет к архиерею и сообщит причину немощи.[К] В толковании на этот вопросоответ Антиохийский патриарх ФеодорВальсамон пишет, что принятие такого священнослужителя в общениезащищалось святыми соборами452 и что неразумное обязательство почившегоигумена снимается архиереем, причем непременно данной области453, потомучто не дозволено архиерею другой области упразднять постановленияигумена, не подчиняющегося ему.

И если тот, кто скован такимобязательством, не переведен в подчинение архиерея другой области,которому, соответственно, этот игумен не был подвластен, то освобождениеот этой заповеди он ни от кого, кроме архиерея своей области, получить неможет. О последнем свидетельствуют 32-е Апостольское правило, а также 5-еправило I Вселенского и 6-е Антиохийского соборов.

Неразумныепостановления нужно разрешать следующим образом: в отношениисвязанного епитимиею должно быть расследование, является ли причина егонаказаниябезосновательной,явнобеззаконнойинеканоничной.Относительно же тех, кто находится под епитимией по причине явного452См.: пр. 14 Сардикийского собора, пр. 28, 38 Карфагенского собора, пр. 88 СвятогоВасилия Великого.453Ράλλης Γ. Α., Ποτλῆς Μ. Op. cit. Ἑρμήνεια.

Σ. 424: τὸν ἀνεύλογον δεσμὸν τοῦτελευτήσαντος καθηγουμένου λύεσθαι παρὰ ἀρχιερέως πάντως τοῦ κατὰ χώραν — неразумноеобязательство почившего игумена разрешается только архиереем данной области (перевод— А. А.).258нарушения канонов и законов, автор комментариев отсылает нас смотретьзаконодательный свод «Василики».454.В канонах патриарха Николая Грамматика, изложенных в Spic.

Sol., естьправило, обозначенное номером κβ΄455, полностью повторяющее ситуацию вданном вопросоответе. Постановление этого правила также повторяет ответпатриарха Николая к вопрошающим, а именно: сей «немощный», более незадерживаясь обязательством, должен прийти к местному архиерею исообщить причину своей и немощи, и после этого он освобождается от этогообязательства, поскольку оно, пишет Николай456, неразумно и недейственно.454Scheltema H. J., van der Wal N., Holwerda D. (ed.) Περὶ πάκτων ἤτοι συμφώνων (LibriXI – Tit. I) // Basilicorum libri LX.

Ser. A: Textus. Vol. 2. Textus librorum IX–XVI. Groningenetc., 1956. P. 625–650.455Spic. Sol. T. 4. P. 473.456Ibid.259.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5192
Авторов
на СтудИзбе
433
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее