Диссертация (Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв), страница 35

PDF-файл Диссертация (Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв), страница 35 Филология (31116): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв) - PDF, страница 35 (31116) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв". PDF-файл из архива "Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 35 страницы из PDF

То же самое и21-е, и 15-е правила Лаодикийского345 собора об этом говорят, а 2-е346 и 14-е347правила Никейского348 собора ясно сообщают о чтецах и монахах.<Ответ> Без рукоположения с амвона читать запрещено везде; а в алтарьвходить монаху, не давшему никакого повода к нареканиям, просто, чтобызажечь свечу или лампаду, думаю, не должно запрещаться из уважения кмонашескому образу.[К] Ни в одном из вышеперечисленных монахом Иоанном правил соборов нетпрямого указания на то, что не должно входить в алтарь без особогорукоположения.

Но это постановление он выводит из запрещения этимиканонами читать с амвона и петь без хиротесии. В 14–м правиле Никейскогособора также и монахам запрещается читать с амвона без особогоепископского рукоположения, однако далее говорится о том, что каждыйигумен, поставленный епископом, в своем монастыре имеет право самрукополагать в чтецы. Вальсамон в толковании349 на 33-й канон Трулльского345Относительно времени собора нет согласия: по одной версии он состоялся в 364 г.,по другой — не позднее 343 г., так как во 2-м правиле VI Вселенского собора Лаодикийскийсобор упоминается раньше Сардикийского, состоявшегося в 343 г.346См.

2-е правило VII Вселенского собора // Книга правилъ святыхъ апостолъ,святыхъ соборовъ вселенскихъ и поместныхъ и святыхъ отецъ. Бровары, 2002 (репринт: М.,1893.347См. 14-е правило VII Вселенского собора // Книга правил…348VII Вселенский собор (787 г.).349Подробнее см. толкование Феодора Вальсамона на 33-е правило Трулльскогособора: http://www.agioskanon.ru/vsobor/006.htm#33231собора сообщает, что, по некоторым свидетельствам, монахи могли исполнятьобязанности чтецов без хиротесии, поскольку монашеский постриг заменялпострижение, совершаемое архиереем. Таким образом, монашеский постригполучал как бы статус особого рукоположения.

Не нарушая предписаний,указанныхправиламиТрулльскогоивторогоНикейскогособоров,дозволением входить в алтарь чтит достоинство монашеского образа ипатриарх Николай.Греческий и параллельный славянский тексты этого вопросоответасодержат некоторые расхождения: в славянском переводе отсутствует фраза«тем более — если в нем есть престол» (καὶ μάλιστα τεθρονιασμένον), но естьуточнение, которого нет в греческом, указывающее, от кого должно получитьблагословение/рукоположение петь и читать на амвоне —t епCпа (отепископа).<Вопрос 3> О том, что должно преклонять колена в субботу, постановилиНикейский350 и Трулльский соборы, а между тем и Афанасий Великий говоритследующее: «Пусть тебя никто не прельстит преклонять колена вообще: ни ввоскресенье, ни в Пятидесятницу»351.

А о субботе [ничего] не сказал352.350I Никейский собор 325 г.351Athanasius Theologus. Syntagma ad monachos (e cod. Vossiano gr., fol. 46) // Thesauruslinguae Graecae, versio electronica. 2035/118. Chapter 2 section 18: Μή τὶς σε πλανήσῃ ἐν κυριακῇνηστεύειν τὸ παράπαν, μήτε γονυπετεῖν τὸ παράπαν, μήτε ἐν πεντηκοστῇ· οὐ γάρ ἐστιν θεσμὸςἐκκλησίας. «Пусть и вовсе никто не прельстит тебя поститься ни в день Господень, ни вПятидесятницу, а также совершать коленопреклонения, поскольку на то нет [никакого]церковного постановления» (перевод мой. — А.

А.).352В ДСК Т. 2 на с. 104 стоит форма εἶπον, однако при переводе становится понятным,что в тексте необходима форма εἶπεν для его более ясного понимания. Можнопредположить, что была совершена ошибка при переписывании текста. Эту же версию232<Ответ> Воистину верно.

Однако многие из–за того, что в субботу нетпоста, прекратили и коленопреклонения.[К] В вопросе Иоанн ссылается на 20–е правило I Никейского собора, вкотором содержится запрет преклонять колена только в день Господень и впериод от Пасхи до сошествия Святого Духа,прямого же предписанияотносительно преклонения колен в субботу нет, следовательно, в этот деньколенопреклонения разрешены, но не предписываются как обязательные. Вданном правиле речь идет о воскресных днях и Пятидесятнице, тогда как 90-еправило Трулльского собора говорит не только о коленопреклонении всубботу, но и о том, с которого часа должно коленопреклонения прекратитьради следующего воскресного дня: «…ибо ночь по субботе приемляпредтечею воскресение Спасителя нашего»353. Из текста 1–го и данного, 3–го,вопросов видно, что для монахов данного монастыря личность АфанасияВеликого настолько авторитетна, что автор вопросов предпочитает правилаАфанасия Вселенским соборам, хотя он, по сути, и не противоречит им.Вместе с тем также следует отметить, что греческий и славянский текстысодержат небольшое разночтение: в последнем, помимо коленопреклонений всубботу, говорится и о преклонении колен в воскресенье (О поклонэхъ колэну всубботу или в неdлю — в вопросе; понеже не бываетъ поста в субботу и в неdлю — в ответе).Этот вариант чтения характерен только для славянского извода, все жегреческие редакции едины и говорят исключительно о субботнем дне (κλίνεινγόνυ ἐν σαββάτῷ)354.подтверждает текст «Канонических ответов», приводимый в Spic.

Sol., т. 4, p. 478: в даннойредакции текста стоит форма εἶπεν.353Трулльский собор, к. 90 (Книга правил).354Canones sanctorum apostolorum, conciliorum generalium et prouincalium sanctorumpatrum epistola canonica. Nomocanon cum commentariis Balsamonis. Quaestio et responsio233<Вопрос 4> А Относительно же поста в августе мы находим некотороеупоминание в деяниях собора, который состоялся в Константинополе и накотором обсуждались вопросы брака355. Просим ныне твою святостьразъяснить нам это.<Ответ> Прежде в это время был пост, а затем его перестали соблюдать,чтобы не получилось совпадения совершавшимися в это время языческимипостами.

Однако до сих пор многие люди постятся, чтобы исцелиться отболезней356.[К] Каноническими, согласно предписанию 69-го Апостольскогоправила 357 ,являются пост Великой четыредесятницы, перед праздникомсвятой Великой Пасхи, и пост в среду и пятницу каждой седмицы. С течениемвремени были установлены и другие посты, в том числе — так называемыйУспенский, о котором идет речь в настоящем правиле патриарха Николая.(Quaestio II). P., 1620.

P. 228. P. 228; Χριστοφόρος Μοναχός. Κανονικὸν ἤτοι οἱ θείοι κανόνεςτῶν ἁγίων καὶ πανσέπτων ἀποστόλων, τῶν τε οἰκουμενικῶν καὶ τοπικῶν συνόδων, καὶ τῶν κατὰμέρος θεοφόρων πατέρων. Κωνσταντινούπολις, 1800. Σ. 328. Κανὼν Β’; Ράλλης Γ. Α., Ποτλῆς Μ.Op. cit. Τ. 4. Σ. 418. Ἐρώτησις Β’; Spicilegium Solesmense. T. 4. P. 478. Ἐρώτησις II; Πηδάλιοντῆς νοητῆς νηὸς τῆς μίας ἁγίας καθολικῆς τῶν ὀρθοδόξων ἐκκλησίας.

Ἀθήναι, 1886. Σ. 591.Ἐρώτησις Β’; Γεδεὼν Μ. Ι. Op. cit. Τ. 1. Σ. 11. Ἐρώτησις355Имеется в виду собор 920 г., на котором был принят так называемый «Томосединения» в связи с церковным расколом по вопросу о четвертом браке Льва VI. Подробнеесм.: Tomos of Union (τόμος ἑνώσεως) // ODB. Vol. 3. P. 2093.356В аппарате ДСК по рукописи Vind. (=Vindob. hist. gr. 7) приводится совершенноиная версия ответа.357О постном воздержании см.: правила 29, 56, 89 VI Вселенского собора(Трулльского); правило 19 Гангрского собора; правила 49, 50, 51, 52 Лаодикийского собора;правило 1 канонического послания св. Дионисия Александрийского; правило 15 св. ПетраАлександрийского; 8-й, 10-й канонические ответы Тимофея, епископа Александрийского.234Феодор Вальсамон в своем 55-м каноническом ответе358 Александрийскомупатриарху Марку359на вопрос о строгости соблюдения постов передпраздниками святых апостолов Петра и Павла (Петровский пост), РождестваХристова(Рождественскийпост),УспенияПресвятойБогородицы(Успенский пост), Пасхи (Великий пост), разъясняя настоящее правило,указывает, что оно представляет собой синодальное постановление временпатриарха Николая III.

Это постановление заключалось в том, что во всегодичные посты, в том числе и в Успенский, следует поститься семь дней,потому что только один пост продолжается сорок дней — Великий 360 .НастоящееправилопатриархаНиколаяобсуждалосьназаседанииКонстантинопольского собора361 при патриархе Луке Хрисоверге362, причем,как сообщает Феодор Вальсамон363, некоторые на этом соборе утверждали,что не следует соблюдать этот пост 364 ; другие же, напротив, доказывали358См.: Ράλλης Γ. Α., Ποτλῆς Μ.

Op. cit. Σ. 488.359Александрийский патриарх Марк III (ок. 1180–1209).360См.толкованиеФеодораВальсамонана69-еАпостольскоеправило:file:///C:/Users/ANTONI~1/AppData/Local/Temp/Rar$EX01.357/html/apostol/001.htm3611168 г.362Константинопольский патриарх (1156–1169).363См. толкование Феодора Вальсамона на этот ответ: Ράλλης Γ. Α., Ποτλῆς Μ. Op. cit.Σ. 419; Лебедев А. П. История Византии. М., 2005.364См.: Ράλλης Γ. Α., Ποτλῆς Μ.

Op. cit. Σ. 419. Ἑρμήνεια: Τὸ περὶ τῆς νεστείας ταύτηςἐζητήθη ποτὲ ἐνώπιον τοῦ κραταιοῦ καὶ ἁγίου ἡμῶν βασιλέως κατὰ παρουσίαν τοῦ ἁγιωτάτουἐκείνου πατριάρχου κυροῦ Λουκᾶ, καὶ τῶν παρευρεθέντων ἀρχιερέων. Καί τινες μέν εἶπον μὴὀφείλειν νηστεύειν ἡμᾶς διὰ τὴν ἐν τῇ ἀποκρίσει δηλουμένην μετάθεσιν· ἕτεροι δὲ ἀντέθεντο, ὡς,ἐπεὶ ἡ ἁγία σύνοδος ἀνενδοιάστως φησὶ νηστείαν μὴ γίνεσθαι πρότερον κατὰ ταύτας τὰς ἡμέρας,μετατεθῆναι δὲ ταύτην, οὐ δηλοῦται δὲ, ὅπως καὶ ὅπου ἡ μετάθεσις γέγονεν, ὀφείλομεν ἐξἀνάγκης νηστεύειν. — «Вопрос об этом посте был исследован при великом и святомимператоре нашем [Мануиле I Комнине.

— А. А.] в присутствии его святейшего патриархакира Луки и прибывших на собор архиереев. И одни тогда утверждали, что нам не235необходимость его соблюдения, поскольку в самом ответе патриарха Николаяговорится, что в прежние времена этот пост соблюдался. Патриарх Лука ипрочие епископы на соборе постановили, что Богородичный пост надлежитсоблюдать без всякой отговорки.

Причем в подтверждение этого ониссылались на уже упоминавшийся нами собор 920 г. (ἡ τῆς ἑνώσεως σύνοδος), впостановлениях которого говорится, что троебрачные могут приступать ксвятому Таинству Причащения три раза в год 365 , а именно: на Пасху, наУспение Пресвятой Богородицы и в Рождество Христово, так как этимпраздникам обыкновенно предшествуют посты366. Богородичный постпредписывается соблюдать от начала августа месяца367.

Феодор Вальсамон всвоем толковании на это правило патриарха Николая говорит, что пост передчетырьмя праздниками является необходимым368. А относительно количествадней поста перед этими праздниками он говорит, что оно у всех разное, однаковсе верные (и миряне, и монахи) призываются держать пост в течение семиследует блюсти этот пост по причине сообщаемого в ответе [патриарха Николая.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5285
Авторов
на СтудИзбе
418
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее