Диссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг), страница 14

PDF-файл Диссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг), страница 14 Филология (29756): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг) - PDF, страница 14 (29756) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг". PDF-файл из архива "Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

Кутзее «Исповедь и уловки:Толстой, Руссо, Достоевский» («Confession and Double Thoughts: Tolstoy,Rousseau, Dostoevsky», 1985) проблема незавершенности в «Записках» каксаморефлексивном исповедальном романе Достоевского 148 . По мнению Кутзее,композиция произведения имеет свою концепцию. Первая часть «Записок»146Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека.

К антропологии Ф. М. Достоевского. М.: МАКС Пресс, 2001.С. 105. Притом, что исследовательская концепция Криницына в монографии «Исповедь подпольного человека»отличается тонкой нюансировкой в определении аксиологии исповедального, очевидна полемика с «прозападным»взглядом А. Хансен-Леве.147Ибатуллина Г.М. Исповедальное слово и «поток сознания»: Экзистенциальный текст как неосуществленнаяисповедь в «Постороннем» А.

Камю // Вестник Томского ун-та. 2012. № 2. С. 71.148Coetzee J. Confession and Double Thoughts: Tolstoy, Rousseau, Dostoevsky // Comparative Literature. 1985. Vol. 37.№ 3. P. 216.57выступает как откровение философского свойства о проблеме саморепрезентациии ее неизбежной лживости; вторая становится откровением о стыдной ситуациииз прошлого (случай с Лизой). Кутзее видит в этом членении своего родаиспытание идеи правдивости исповеди (the project of not lying). Подробноеизложение рассказчиком двух встреч с Лизой спустя пятнадцать лет после того,как произошли события, сопровождается указанием на быструю сменупротиворечивых оценок собственных чувств и рядом ситуаций, в которыхневербализванное до конца «нечто выходит из глубин сознания рассказчика»(something comes up of the narrator‘s depth).

Все это, считает критик,свидетельствует о том, что парадоксалист не понимает собственных мотивов дажепо прошествии времени. Это непонимание ставит под сомнение претензию наполную откровенность, правдивость и эффективность исповеди, даже если переднами «гиперсаморефлексия», от которой не скроется ни единый мотив149.Наррация сопровождается постоянным стремлением парадоксалиста снять ссебя очередную маску (motive for unmasking itself). Кутзее делает важноезамечание о том, что подлинные мотивы исповедального персонажа, как правило,лежат за пределами его развернутых рефлексий, они проявляют себя в скрытыхзнаках (появляющихся в моменты крайнего эмоционального напряжения; данныхв мимолетных указаниях на сердечную боль; указаниях на то, что ранее непризнавалось; во время «вторжений» в повествование скрытых голосов «Я» ипр.).Как неразрешимые трактуются Кутзее вопросы о том, наскольконамеренной была игра с унижением Лизы и была ли игрой вообще? Почемунекоторые движения души парадоксалиста так и не находят вербальноговыражения? Остается полностью «за кадром» (в силу того, что перед намиперволичное повествование) полноценное изображение психологических реакцийЛизы, которые даны в крайне редуцированном виде или же являются плодомвоображения повествователя.149Там же.

P. 220.58Так, «настоящая ирония в том, что он [парадоксалист] обещает намисповедь, превосходящую искренностью исповедь Руссо, ибо верит, чтогиперрефлексия поможет ему достичь этой цели. Однако его исповедь открываетлишьбеспомощностьисповедальногопосылапереджеланием―Я‖сконструировать собственную правду» 150. Главный вопрос, который, однако, незадает себе подпольный человек, это вопрос о том, зачем он хочет знать всюистину о себе? Не истина интересует его, а желаемый образ истины, которыйпарадоксалист так и не может найти.ПомыслиКутзее,Достоевскийделаетгероем-рассказчикомисповедующегося персонажа и, таким образом, ставит под сомнение самувозможность светской исповеди, которая сосредоточена на том, чтобы открытьистину не «Другому», не Богу, а себе самому.

Психология самопознания непозволяетемудостичьистиныбезсамообмана.Примечательно,чтоотечественные исследователи указывают на обратное: в диссертационномисследовании Н. Честновой читаем: «Выявление позиции ―третьего‖ участникаисповеди позволяет нам увидеть записки парадоксалиста как единое целое – какпроцесс становления исповедального сознания подпольного человека: отутверждения чужой ложной нравственной реакции – к приятию подлиннойнравственной реакции другого, от яростной полемики о природе человека иоправдания подполья – к вопросам о природе человека и порыву из подполья»151.Что есть «третий»? Бог ли, нравственный закон ли – их отсутствие в«Записках» предстают знаком «кризиса веры», общей культурной ситуации XXвека на Западе. Так, в своей работе «Яд в ухо.

Исповедь и признание в русскойлитературе»немецкийславистС. Зассевсоответствиисконцепциейрессентимента «Генеалогии морали» Ницше видит героя «Записок», способнымформировать«своюсубъективностьлишькакреакциюнадругого»,вынужденным «сочинить такую исповедь, которая противоречила бы всемТам же.Честнова Н.Ю. Исповедальность как принцип становления поэтики художественной прозы Ф.М. Достоевского(на материале повести «Записки из подполья» и романа «Подросток») : автореф. дис. … канд. филол. наук :10.01.01. Нижний Новгород, 2012. С. 15.15015159уставам исповедования»152. Парадоксалист говорит в пустоту и вынужденопровергать им самим выдуманные возражения.

«Читатель тоже оказывается вположении объекта мщения <…>. Он исповедуется, бранит и унижает читателя,чтобыдисквалифицироватьеговкачествеслушающего.Именносвоюискренность парадоксалист ставит в упрек читателю». 153 Подпольный человек«пытается превратить другого в того, от которого страдает он сам; в того, ктовсегда только реагирует» 154 . Однако для европейской традиции интереснойоказалась и другая сторона той же медали: сама эта интенция говорит о том, чтодля парадоксалиста оскорбительна сама мысль о возможной завершенности егообраза в глазах другого. Он «не мышь», «не подпольный человек», «нематериалист», «не скверный», «не злой».Не философско-этические и ценностные установки, а философскопсихологическиеаспектывыдвигаютсявцентрразмышленийзападныхисследователей и литераторов и связываются ими с вопросами эпистемологии.ПримечательныфинальныестрокистатьиЖ.-Ф. Леруа,посвященнойхудожественным и философским сближениям Достоевского и С.

Беллоу 155 ,которые отражают общую тенденцию в рецепции Достоевского на Западе: «Изситуации ―бесконечного диалога‖ разума с самим собой Достоевский ищет выходв религиозном аскетизме, а Беллоу – в самопознании и молчании. <…>Скептицизм Запада отвечает мистицизму Востока, в своей глубине сомнениеоказывается равным вере»156.Этажеидеясомнения,по-видимому,делает«Записки»текстом,иллюстрирующим феномен «ненадежного рассказчика». Примечательно, что за«Записками» как моделью ненадежности последуют и «Признания ФеликсаКруля» Манна и «Лолита» Набокова – тексты очевидно «исповедальные» иигровые, но изрядно отстоящие от Достоевского157.Зассе С.

Яд в ухо. Исповедь и признание в русской литературе. М.: Издательство РГГУ, 2012. С. 103.Там же. С. 108.154Там же. С. 109.155Leroux J.F. Exhausting Ennui: Bellow, Dostoevsky, and the Literature of Boredom // College Literature. 2008. Vol. 5.№ 1. P. 1-15.156Там же. P.

11.157Olson G. Reconsidering Unreliability: fallible and untrustworthy narrators // Narrative. 2003. Vol. 11. № 1. Pp. 94-95.15215360В этом отношении заметим еще одно отличие: там, где Бахтин находит«исповедальное слово с лазейкой» подпольного героя Достоевского как реакциюна чужое слово, там западные исследователи погружаются в проблемубесконечного поиска языка саморефлексии как языка имманентного «Я».К примеру, с точки зрения Г. Хэгберга язык исповеди подпольного герояДостоевского иллюстрирует основные идеи философии языка Л.

Витгенштейна.Подробныйразборпассажей«Записок»,демонстрирующихнюансысаморефлексии, по мнению философа, указывают на сомнение Достоевского ввозможностях языка исповедального самопознания. Среди прочих примеровизвестный случай дифференциации повествователем стонов в зависимости от ихоценки потенциальными слушателями и формами их репрезентации в речи,одновременно персонализированной и отсылающей к общим значениям. ЦитируяВитгенштейна («вы узнаете понятие ―боли‖, когда узнаете язык»), исследовательподчеркивает неразрешимость исповедальной задачи парадоксалиста, ищущегоособыйязыкчистойсаморефлексии.Временнаядистанция,скоторойповествователь создает свое автобиографическое исповедальное повествование,каждый раз по-разному представляет перед ним проблему невозможнойрепрезентации целостного сознания (non-unified consciousness) и принципиальнойнепрозрачности «Я» для самоанализа (a description of a condition of inward nontransparency)158.

Заставляет ли все это вспомнить монолог парадоксалистаДостоевского? Лишь отчасти. Гораздо более точно размышления Хэгбертахарактеризуют речь безымянного из одноименного романа Беккета.Роман Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» в традиции исповедальнофилософского романа на Западе позволяет обозначить проблему исповедальнойнезавершенности как важнейшую жанровую черту романа. Исповедальнаянезавершенность, рассматриваемая зарубежными литераторами и критиками сточки зрения философско-психологической, сближает роман Достоевского сранними образцами исповедального жанра в европейской литературе (Руссо,Шатобриан, Мюссе, Констан, де Квинси и др.).

Роман Достоевского становится158Hagberg G. Wittgenstein Underground // Philosophy and Literature. 2004. Vol. 28. № 2. P. 381.61вехой, определившей направление жанрового развития исповедального начала вмодернистскомромане(Жид,Звево,Музиль,Гессеидр.)ироманеэкзистенциальном (Сартр, Камю, Беккет, Костнер, Голдинг, Фаулз и др.).Еще раз заострим внимание на идейных и художественных особенностяхсозданной Достоевским формы, которая, будучи существенно развитой в романеXX века, все же составляет основу современного исповедально-философскогоромана.Привысокойстепениэмоциональной,интеллектуальнойиэкзистенциальной ценности признания для героя искренность исповеди ставитсяпод сомнение («реактивная» исповедь; «исповедь с лазейкой», «исповедь соглядкой»; смена «масок» откровенности; парадоксальная несовместимостьвнутренних побуждений героя (самообнажение / избегание откровенности) идругиемаркеры«ненадежности»иконструированияисповеди).Проблематизируется и ставится под сомнение возможность завершенности «Я»посредством исповедального признания: отсутствие самого языка «чистой» (неконструируемой) исповеди.

Непрозрачность «Я» для самоанализа; невозможностьцелостнойрепрезентации«Я»изразныхвременныхперспектив;противопоставленность психологических рефлексий реальному опыту и др.Выборка«поворотных»событийсопряженасостыдом,страданиемиотчуждением. Используются приемы эстетизации саморефлексии, лейтмотивнаяорганизация повествования и приемы двойничества персонажей.Обращениекмоделиисповедально-философскогороманавзападноевропейской литературе 1980-2000 гг. обозначило новый поворот в егожанровойэволюции.Возникнуввомногомкакреакциянаигровой(экспериментальный) постмодернистский роман 1960-1980 гг., упразднившийсубъект до функции дискурса, исповедально-философский роман педалирует веськомплексструктурно-тематическихэлементовжанра,работающихна«воскрешение субъекта».

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
420
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее