Диссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг), страница 12

PDF-файл Диссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг), страница 12 Филология (29756): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг) - PDF, страница 12 (29756) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг". PDF-файл из архива "Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

Саморефлексивный характер личногоромана отмечался еще Ф. Мерланом в его классической работе «Личный роман отРуссо до Фромантена» («Le Roman personnel de Rousseau a Fromantin»,1905).Особое значение для нас имеет идея, представленная в недавно вышедшеймонографии В. Дюфиф-Санчес «Философия личного романа от Руссо доФромантена» («Philosophie du roman personnel de Rousseau a Fromantin»,2010).127Исследовательница трактует фундаментальную связанность фиктивного иавтобиографического начал в личном романе как открытие философских ресурсовавтофикциональности (autofiction) 128 .

Так, к примеру, Рене обнаруживает, чтоЭстетизация саморефлексии, согласно Л.И. Вольперт, восходит «к ироническому самоанализу Стерна(Тристрам Шенди), к раскрытию диалектики мышления (Дидро. Жак-Фаталист), к демонстрации относительностипонятий (Вольтер. Философские повести), к поэтике афоризма (Ларошфуко. Максимы), к сентенциям французскихморалистов XVII–XVIII вв.» (Вольперт Л.И.

Лермонтов и литература Франции: (В царстве гипотезы). Таллинн:Фонд эстонского языка, 2005. С. 264-265).126Мироненко Л.А. Проблемы французской романтической прозы первой половины XIX века. Донецк:Издательство ДонГУ, 1995. С. 71.127Dufief-Sanchez V. Philosophie du roman personnel, de Chateaubriand a Fromentin 1802-1863.

Geneva: Librarie Droz,2010. 416 p.128Начиная с романов начала XIX в. Шатобриана, Сенанкура, Констана, Сент-Бева, личный роман оказываетсяпродуктивной жанровой формой, нашедшей свое яркое воплощение как в творчестве Эмиля де Жирардена,12549горе, в отличие от наслаждения, неисчерпаемо, а Констан в предисловии к своемуроману указывает на неизбывность и неразрешимость конфликта в душе своегогероя.Болеетого,уже«Адольф»ставитцентральныйвопросавтобиографического и исповедального повествования о границах самопознания вслове: исповедь оказывается неспособной зафиксировать ускользающее «Я».Такимобразом,развиваемаянапротяжениистолетийисповедальнаясаморефлексия, нашедшая себя в специфической двойственности позиции героя иповествователя (часто наделенного художественными амбициями), создаетмощный импульс философского вопрошания и проблематизации самопознания вслове.В этом отношении весьма любопытно, чтоисповедальногоромана«Исповедьангличанина,классический примерупотреблявшегоопиум»Т.

де Квинси представляет собой философско-психологический поиск основсамопознания. Мнимая дискретность «письма» связана со вновь и вновьпредпринимаемымиивсегданезавершеннымипопыткамирассказчиказапечатлеть текст об обнаружении «Я» из фрагментов памяти и опыта. Де Квинсине только создает поэтику переписывания (в немалой степени эстетизированную),но и находит для нее эмблематичный образ – палимпсест129.Вместе с тем исповедальный роман XIX – XX вв.

обнаруживает разнуюстепень эстетизации и тематизации саморефлексии, что требует отдельногосерьезногоисследования.Болеетого,указаннаянамиэстетизациявисповедальном романе провоцирует и достаточно свободные его сцепки с самымиразнообразными жанровыми и повествовательными формами. От родственныхформ автобиографического повествования («Самопознание Дзено» И. Звево),романаохудожникеэкзистенциального(«Исповедь(«Тошнота»молодогоЖ.-П. Сартра)ичеловека»Дж. Мура),философскогороманаАстольфа де Кюстина, Эжена Сю, Альфонса Карра, Максима Дюкана, так и у Мюссе («Исповедь сына века»),О. де Бальзака («Лилия долины»), Г. Флобера («Мемуары безумца»), А.

де Ламартина («Рафаэль»), Э. Фромантена(«Доминик»).129См. об этом: Джумайло О.А. Поэтика переписывания в романе Томаса де Квинси «Исповедь англичанина,употреблявшего опиум» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика.2012. № 4. С. 46-53.50(«Падение» А. Камю), романа-притчи («Свободное падение» У. Голдинга),философского «потока сознания» («Безымянный» С. Беккета), до готического(«Исповедь оправданного грешника» Дж. Хогга), пародийного плутовского(«Признания авантюриста Феликса Круля» Т. Манна), пародийного любовного(«Лолита» В. Набокова) и т.д.Подчеркнутаяинтроспективностьилирико-исповедальнаястихияоказываются максимально востребованы эпохой модернизма, при этом следуетпризнать, что представление о влиянии того или иного литературного феномена(текста, автора, жанра) на весь корпус литературных текстов и конкретного автораXX в.

все более соответствует метафоре ризомы. Данная ситуация серьезноосложняет задачу исследователя исторической поэтики жанра, одновременнопозволяя ему заострить внимание на поворотных событиях в жанровой эволюции.Такимсобытиемстановитсярецепция«Записокизподполья»Ф.М. Достоевского, открывшего новую страницу в формировании жанровогооблика современного исповедально-философского романа на Западе 130 . Анализжанрового элемента в «Записках из подполья» ведет к проблематизациивзаимосвязанных, но в дальнейшей истории мировой литературы в разнойстепени акцентированных вопросов исповедального жанра131.

Среди них:притяжение / отталкивание между исповедью религиозной и исповедью светской(Руссо);характервопрошания;психологическогоспецификапоэтическихифилософскогосредств(экзистенциального)(двойничествоперсонажей,лейтмотивный повтор, маркеры саморефлексии и пр.); нарративная организациятекста и проблема его завершенности.Следует подчеркнуть, что все из исследуемых нами авторов испытали прямое или косвенное (через писателейэкзистенциалистов) влияние творчества Достоевского и в особенности данного романа.131История мировой литературы дает бесчисленное количество примеров «восхождения» к «Запискам». Вместе стем сама оптика видения этого текста как своего рода жанровой модели исповедально-философскогоповествования отечественными и западными литераторами и исследователями заметно различается.

Один из яркихпримеров – выявление Н. Живолуповой исповеди антигероя как субжанра, ведущего свое начало от «Записок».Наблюдаемая в исповеди антигероя амбивалентность чаемой и недостижимой этической перспективы, все жепозволяет исследователю «говорить о потребности духовной самореализации субъекта исповеди антигероя в <…>устремленности к истине, пусть даже ложно понятой, но ―собирающей" личность антигероя, формирующей егодуховную и характерную определенность» (Живолупова Н.В. «Христос и истина» в исповеди антигероя(Достоевский, Чехов, Набоков, Вен. Ерофеев) // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И.

Лобачевского. 2008. № 5.С. 278). Вместе с тем именно особое место «Записок» в творчестве писателя, непроговоренность в текстехарактерной для последующих романов «идеи Христа», принципиальная недостижимость завершения героя –важнейший отправной пункт литературных и интеллектуальных рефлексий на Западе.13051Ряды восходящих к герою Достоевского персонажей во многом не случайноформируются вокруг близких, но не синонимичных определений его сущности –«подпольный человек», «парадоксалист», «антигерой».

Генетически связанными с«Записками» мыслятся не только герои Жида, Гессе, Сартра и Камю, но иперсонажи Набокова, Беллоу, Кутзее, Керуака и многих других. В связи с этимотметим любопытный факт: глава о «Записках» Достоевского в статьях имонографиях ученых открывает каждый раз новый ряд больших и малых имен.К примеру, В. Бромберт в предисловии к своей работе «Слава антигероям:персонажи и темы современной европейской литературы 1830-1980» («In Praise ofAntiheroes: Figures and Themes in Modern European Literature 1830-1980», 1999)пишет о том, что источником его обращения к исследованию генеалогии образаантигероя стал образ парадоксалиста, созданный Достоевским в «Записках изподполья». Примечательно, что в образах антигероя произведений Звево, Фриша,Камю, Леви Бромберт указывает на «комплекс Достоевского» – манипуляцию«внутреннейдвойственностьюисповедальногоповествования»(duplicitousresources of confessional mode), раскрывающего героя в парадоксальнойнесовместимости его внутренних побуждений132.Выявленная доминанта предстает одной из ключевых в трактовке«современного сознания» западными учеными, как правило, делающих акцент напринципиальной философской и психологической незавершенности героя,сомнении в истине, данной в исповедальном слове.

Она же объясняет особоеместо данного текста Достоевского среди других не менее знаменитых романовписателя в западной традиции исповедально-философского романа. Именно в«Запискахизподполья»перволичноеповествованиегерояданокакпринципиально незавершенное. Это исповедальный роман в его инвариантнойформе, без устремленности к религиозной исповеди-покаянию, лишенный какпафосапроповедиипритчи,такиакцентананарциссистическойисключительности светской исповеди Руссо.132Brombert V.

In Praise of Antiheroes: Figures and Themes in Modern European Literature 1830-1980. Chicago:University of Chicago Press, 1999. P. 34. См. также: Хуснулина Р.Р. Английский роман XX века и наследиеФ. М. Достоевского. – Казань: Издательство Казанского гос. Университета, 2005. 260 с.52Следует еще раз подчеркнуть: «Записки» не являются первым текстомтакого жанрового рисунка. В творчестве романтиков (Шатобриана, Констана,Мюссе, де Квинси) находим образец исповедального (личного) романа. Яркиечерты незавершенной формы исповедального романного самосознания можнообнаружить и ранее – в «Тристраме Шенди» Стерна и «Прогулках одинокогомечтателя» Руссо. Однако именно искусство Достоевского оказало влияние нанесколько поколений крупнейших писателей XX века. Романы Жида, Музиля,Гессе, Звево дали модернистские образцы исповедально-философского романа, нопредставление о «Записках» как о модели жанра сложилось гораздо позже.Кристаллизация и популяризация идей экзистенциализма стали мощнымстимулом к переосмыслению истории исповедально-философского романа,поискам протоэкзистенциальных идей в текстах, далеко отстоящих от эпохиСартра и Камю.

Самая известная комментированная антология 1950-1960-х«Экзистенциализм: от Достоевского до Сартра» («Existentialism from Dostoevskyto Sartre», 1956) под редакцией У. Кауфмана привлекает внимание к феноменупарадоксалиста Достоевского: «Я не вижу никаких причин, чтобы называтьДостоевского экзистенциалистом, но думаю, что первая часть ―Записок изподполья‖ – это лучшая увертюра к экзистенциализму, которая когда-либо моглабыть написана»133.Как известно, Достоевский оказал огромное влияние на становление какфилософской, так и художественной концепции Камю.

Именно «Записки изподполья» стали моделью исповедальной повести Камю «Падение», в которойточно прослеживается тематическая и поэтическая преемственность 134 . И уженеудивительно, что появившиеся в этот же период исследования «Записок»предлагают экзистенциальные трактовки образа героя с акцентом на утверждении133Kaufmann W. Existentialism from Dostoevsky to Sartre. New York: The World Publishing Company, 1956. P. 14.Е.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее