Диссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг), страница 16

PDF-файл Диссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг), страница 16 Филология (29756): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг) - PDF, страница 16 (29756) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг". PDF-файл из архива "Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 16 страницы из PDF

P. 229.66прием ненадежного рассказчика и пр.), скорее указывает на отчаянные попыткиэскапизма рассказчика в игры со словом.Обратившись к романам Г. Свифта и Дж. Барнса в статье «Неисповеданныеисповеди» («Unconfessed Confessions: the Narrators of Graham Swift and JulianBarnes», 1991) Д. Хигдон сделал проницательное предположение о том, что―непроговоренные до конца исповеди станут определяющей меткой британскойпостмодернистской литературы, особенно того, что касается ее тематических иструктурных особенностей.

Рассказчиком в них будет герой, с трудомзаставляющий себя открывать правду (reluctant narrator), вполне надежный ичасто глубоко мыслящий, но избегающий прямого говорения, предпочитающийбыть в маске и передоверять свой опыт другому. Причина этого – перенесенная /причиненная им травма или трагическое событие, свидетелем которого онстал»171.Однимизлюбопытныхпрозренийфилософско-гуманистическогоизмерения постмодернизма видится и позиция К. Бернард в статье «Рассечение /Припоминание мимесиса» («Dismembering / Remembering Mimesis: Martin Amis,Graham Swift», 1993), в которой был отмечен «парадоксальный гуманистическийинтерес», возникающий в романах М. Эмиса и Г.

Свифта. Метапроза стремится«соприкоснуться с реальностью в ее самых острых и диких формах (смерть,безумие, боль) и, возможно, доказывает, что язык и художественный мир неспособны выразить ее насилия»172. Саморефлексивный рассказчик будто прячетсвоюличнуюпроговариваетдрамусвоюзабольигровымивпостмодернистскимибессчетномколичествеконструкциями,чужихдискурсов,трансформирует неизбывное страдание в языковой конструкт.

В игровых романахслышен голос человеческого страдания, молящего о забвении боли и хаоса мира вHigdon D.L. ‗Unconfessed Confessions‘: the Narrators of Graham Swift and Julian Barnes / D. L. Higdon; ed.J. Acheson // The British and Irish Novel Since 1960.

New York: St. Martin‘s, 1991. Pp. 174-191. P. 174.172Bernard C. Dismembering / Remembering Mimesis: Martin Amis, Graham Swift / C. Bernard; ed. by Th. D‘haen,H. Bertens // British Postmodern Fiction. Amsterdam: Rodopi, 1993. Р. 122.17167слове. Так, английские писатели 1980-2000 гг. позволяют говорить о трагикофилософском звучании постмодернистской метапрозы173.Роман «Земля воды» – признанная удача Грэма Свифта, оригинальныйсплав авторских художественных новаций в области формы и уже узаконенныхпрактиксовременноголитературногописьма,немыслящегосебявнеинтертекстуальной игры174. Но подчеркнем, Свифту удается создать изощренныйпостмодернистский текст, проблематизирующий не только отношения междунаррацией и истиной.

В фокусе романа находятся безуспешные и оттогостоические попытки героя примирить наррацию с опытом.Вынесенныйвзаглавиехронотопводоземьямногозначен.«Хронотопические врата смысла» (М. Бахтин), время и пространство в романе,соотносятся, прежде всего, с феноменологией сознания рассказчика, для которогоистория мира и познание человеческого удела оказываются сопоставимы ссобственной судьбой и историей его рода. Разрозненная картина фрагментовпрошлого и их каждый раз по-новому конструируемая связь представляют собойагонию «почему» рассказчика – историка Тома Крика.

Лейтмотивное «почему» изсугубо человеческого вопрошания о личной судьбе вырастает в стоический пакт сэпистемологическойнеуверенностью имировым апокалипсисом.Именнонаррация оказывается и бегством от болезненного опыта существования, иединственной возможностью человеческого противостояния ему. Однако главнаямысль Свифта заключается в признании неизбывности опыта жизни иневозможности спасения в слове.Вариативность нарративных конструкций истории демонстрируется идемонтируется в романе.

Попытки объяснения истории и себя в ней представленыИ, напротив, интерес к проблемам саморефлексивного повествования в комбинации с почти механическойэкстраполяцией постмодернистских теоретических посылок на тексты приводит к стандартным «прогнозируемым»выводам: «С исчезновением самой реальности невозможно иметь эмоции, возникающие в реальности подлинной»;«эмоции в постмодернизме <…> не отражают внутреннюю сущность или саму основу экзистенции персонажа.Скорее они указывают на поверхностный план персонажа»; «постмодернистская литература не вызывает ни слез,ни эмоций» (цит.

по: Emotion in Postmodernism / Ed. by G. Hoffmann, A. Hornung. Heidelberg: UniversitaetsverlagWinter, 1997. 439 p.).174При самом поверхностном взгляде угадываются столь разные фигуры, как Диккенс, Элиот, Гарди, Фолкнер,Маркес. Любопытна отмеченная Виннбергом гетерогенность текста, вызывающая ассоциации с идеями,изложенными в известном труде Делеза и Гваттари «Тысяча тарелок».17368альтернативными временными характеристиками. Во-первых, историческоенеобратимое время, наиболее привычное историку Крику, выстраивается спервых глав романа в знакомый по современной литературе симбиоздетективного и историко-культурного расследования причин и следствий, взлетаи падения предков рассказчика Аткинсонов и, шире, Фенов (прообраза Англии),культуры XVIII-XIX веков. Мотив прогресса в метафорической образностироманасоотноситсяспространственныммотивомрекламацииземель.Закономерно, что интертекст здесь в основном объемлет пространствовикторианского романа («Большие ожидания» Ч.

Диккенса, «Феликс Холт»Дж. Элиот, «Мэри Бартон» Э. Гаскелл). Но вторжение необъяснимых явлений влогичный и целенаправленный ход истории, от полумифической Сары Аткинсондо символичного и рокового затопления рекламированных земель, превращаетлинейное время детерминизма и классической истории в энтропийное,апокалипсическое (мотив ядерного Холокоста)175. Так «детективно-историческое»вопрошание «почему» обнажает для Крика собственную тщету и ложный пафос.Альтернативной моделью выступает циклическое время.

Возрождение иупадок, сменяющие друг друга, опровергают прогрессистскую линию в романе,ассоциирующуюсяспрагматиками-детерминистамиАткинсонами.Контраргументы историка Крика, самым очевидным из которых являетсяФранцузская революция, с которой начинается большинство уроков героя, вводятидею вечного возвращения. Представлено оно и через объективно наблюдаемый исопоставимый с учением о повторяющихся циклах историко-культурныйконтекст войн и идей, и через английские реалии (вплоть до эля «Коронация»), ипосредством отрицания эволюционистских представлений (история вырождениясемьи).

Цикличность в контексте интертекстуальном здесь может отсылать кроману Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества». В символико-философском планеименно хронотоп водоземья вводит идею вечного возвращения как закона мира:рекламация земель и их затопление знаменуют неизбежный ход времени и судьбыВ личном исповедальном сюжете значимо то, что Том Крик понимает: на нем, возможно, прекратилась историярода Криков и Аткинсонов. Том не имеет детей, и теперь, уволенный с работы, он потерял и своих учеников(приемных детей), наследников памяти рода в широком и узком смыслах.17569человека через мотив из Екклезиаста: «Род проходит, и род приходит, а земляпребывает во веки» (Еккл. 1: 4).РоманнаянаррацияКрикарасполагаетещекоднойкультурнойконструкции: правремя, время до грехопадения, вводится многочисленнымимотивами «возвращения в Эдем».

История мира и человека в контекстекомпозиции романа, так или иначе, отсылает к мотиву первородного греха.Соответствующим образом организован и хронотоп 1943 года, представленныйвначале как идиллический (усиливается контрастным сопоставлением со Второймировой войной), затем как адский (дом Марты Клей). С точки зрения этойсимволической дистанции возможно трактовать и трагичный образ Дика, сынасмотрителя шлюза, как «Спасителя мира», но не Христа, а нового Адама,способного уберечь Рай. С этой перспективы объясним и постоянный мотивлюбопытства-познания Мэри, райской Евы 1943 года.

В конце романа алогичныйна первый взгляд поступок (кража ребенка) может быть объяснен желанием Мэривернуться в Эдем, вернуть невинность. Здесь интертекстуальный контекстсвязывает Свифта с Гарди и его символичным мотивом «возвращения на родину».Соответствующим образом трактуются исторические события в романе, позволяявоскресить шатобриановскую «смутность страстей» и в контексте личной судьбы,и в контексте «опытов революции».

Весьма примечателен рассказ Крика опраздновании Французской Революции с переодеванием в пастушков и пастушеки подражанием аркадской счастливой простоте. Трагедия человека и мира послегрехопадениявпознанииневозможностивозвращениявневинность,невозможности искупления и нового начала.

Именно понимание этого, в концеконцов, разделяет историка Крика и безумную Мэри.Линейное ли время, циклическое ли, попытка объяснения человеческойистории как стремления воскресить рай, так или иначе, соотносятся в романе ссамим предметом рефлексии, навязыванием логики порядка тому, что ни логично,ни упорядоченно.

Время и судьба создаются человеком – к этому выводу историк70Крик приходит после сорока лет размышлений: «История есть байка»176. Вместе стем в романе дается своего рода анализ природы «реального» времени и проектборьбы с энтропией.Время «здесь-и-сейчас», постоянный мотив романа, становится знакомхаоса и непостижимого, то есть не пропущенного через рефлексию человеческого«почему», реального опыта. Неслучайно история теперь называется Криком«тонким покровом, легко прорываемым ножом реальности».

«Здесь-и-сейчас» –философскоепониманиевторженияхаоса,случая,безумия,алогичного,необъяснимого фактора в «короткий, головокружительно короткий промежутоквремени», объявляющего нас пленниками 177 . В романе это убийство Фредди,аборт Мэри, самоубийство Дика, многочисленные катастрофические события.Даннойхарактеристике«реального»временисоответствуетсимволичноеописание пространства водоземья как «Nothing». Постоянный пространственныймаркер романа, река Уза, при всех многочисленных мифопоэтических и прочихтрактовках (мотив потопа, река памяти, река жизни и смерти, символ тщетычеловеческих усилий («все реки текут в море»)) в данном контексте воплощаетпринцип непостижимой случайности, традиционно связываемый с воднойстихией.Но отдельным фокусом романа оказывается «время текста», то естьсимволическая протяженность уроков истории Тома Крика и текст читаемогонами романа-исповеди. Роман «Земля воды» обнажает человеческую потребностьрассказывать истории, чтобы держать реальность смерти (и смерти надежд в томчисле) под контролем.Читаемый нами роман, состоящий из множества разнородных фрагментов,рождаетобразпалимпсеста.Английскиеромантики,авследзанимивикторианцы, противопоставив манускрипту палимпсест, связали с ним идеюнепостижимостисущего,истории,памяти.Палимпсестсталсимволом,возбуждающим рефлексии об историчности мышления (Т.

Карлейль, В. Скотт,176177Свифт Г. Земля воды. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 77.Там же. С. 75.71Дж. Хогг,Дж. Элиот)иобесконечноамбивалентнойличнойпамяти(Т. де Квинси, Дж. Льюис). Уместно также вспомнить о palimpsestuous reading(Ф. Лежен) – чтении, предполагающем и смену перспективы чтения, инеобходимость одновременного прочтения нескольких разных текстов.Удивительным образом история и текст, порождающий бесконечныеинтерпретации смыслов в романе, оказываются хранителями человечества и мира:«Моя скромная модель прогресса – рекламация земель.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее