Диссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг), страница 9

PDF-файл Диссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг), страница 9 Филология (29756): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг) - PDF, страница 9 (29756) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг". PDF-файл из архива "Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

UTB, Stuttgart; Auflage: 8. Aufl., 2008. P. 23-39).81Ф.К. Штанцель демонстрирует ситуацию проникновения во внутренний мир героя – без использованияисповедальной формы – на примере Стивена Дедала в романах Джойса «Портрет художника в юности» и «Улисс»,флоберовской мадам Бовари, Грегора Замзы из «Превращения» Кафки и др. (Там же. С. 83-85, 149-170, 195-199).82Benet W.R.

The Reader‘s Encyclopedia. New York Thomas Y. Crowell, 1965. Vol. 1. P. 218.83Рикер П. Я-сам как другой. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008. 419 с.8035или закономерности. В ситуации же исповедального повествования конфигурацияактавоспоминания,перепорученнаяисповедующемуся«Я»,приобретаетсущественные особенности. Что же диктует событийность исповедального вромане?Перед нами не «память чувств» (Б. Аверин), не «вязь памяти, созерцания ивоображения»(Л.

Колобаева),скореепитающаялирическийилифеноменологический романы84, а воспоминание об утрате. Воспоминание здесьтак же личностно событийно, но дано оно не в размытых очертаниях,воскрешающих саму ткань прошлого, а болевыми точками «сюжета о ранах».Б. Аверин, исследующий феномен воспоминаний как «собирания и воскресенияличности», находит в этом магистральном сюжете русской автобиографическойлитературы весь спектр экзистенциальных смыслов85.

Однако, говоря обисповедальном сюжете, следует отметить предельную значимость кризиса «Я»,развернутогопосредствоммонтажавоспоминаний,кризисаосновсамоидентификации и мировосприятия 86 . Здесь впору видеть страдающее итравмированное «Я», фрустрирующую самоидентификацию и нарциссическуютравму.Иными словами, отсутствие линейной, хронологически мотивированнойбиографии героя определяется не художническим притязанием на тотальноевоспоминание, но логикой «сюжета о ранах» (стыде, вине, отчаянии, утрате ит.п.). Ассоциативность повествовательной структуры детерминируется болевымиточкамивоспоминаний.специфическаяПриэтомэгоцентричностьсубъективациясопровождаетсяповествования,егоэкзистенциальнымипрозрениями87.«Стремлениекдокументальностиивсесторонности,присущееавтобиографии, сменяется выборочностью фактов, выстроенных по принципу ихКолобаева Л.

От временного к вечному. Феноменологический роман в русской литературе XX века // Вопросылитературы. 1998. № 3. С. 132-144.85Аверин Б. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. СПб.:Амфора, 2003. 400 c.86Olney J. Memory and Narrative: The weave of life-writing. Chicago: University of Chicago Press, 1998. 430 p.87Hollahan E. Crisis-Consciousness and the Novel. Newark: University of Delware Press, 1992. 269 p.8436морально-этической значимости (например, самые стыдные или, наоборот,оправдывающие автора в его глазах)» 88. Эта специфическая интенциональностьисповедального усиливает экзистенциально-этическую проблематику, котораявытесняет на смысловые периферии все прочее. Начало и конец, само развитиесюжета предопределены отбором и последовательностью ситуаций, мыслимыхрассказчиком как болезненные.

Несомненно, «потребность в исповеди возникаетвпереломныймоментисториидуши,когданеобходимодатьоценкупредшествующей жизни – покаяться, констатировать преображение, проверитьправильность выбранного пути»89, это дает начало исповедальному роману.Однако не только рама, но и композиция сюжета в его перипетиях(ситуациях, осмысленных рассказчиком как экзистенциальные), в сущности,определяет его смысловую когерентность. Справедливая мысль Ф. Мерлана отом, что основным сюжетом личного (исповедального) романа являютсястрадания «Я», которое не может быть в реальной жизни тем, чем оно хочет быть,не может и внутри себя развиваться без противоречий, а вовне наталкивается наразличные препятствия 90 , должна быть дополнена акцентом на композициивозвращающихсяситуаций,трансформированныхотобранныхисповедующимсяспонтанной«Я»впамятьюцепьсиподчасопределеннойпоследовательностью (лейтмотивная связность).

Этот особый ритм фабульныхвариацийпозволяетувидетьнеконстатирующую(референтную),аинтенциональную (парадигматическую) логику говорящего91.Исповедальное сознание сосредоточено на личном травматическом опыте.Но это же расследование дает и подспудное осознание исключительности,выделенности из других – страданием ли, пониманием ли глубины падения,стыда, вины, несовершенства, боли. Сама рефлексия о страдании, оставаясьглубокой и искренней, то и дело демонстрирует тайное любование болью.Криницын А.Б.

Исповедь подпольного человека. К антропологии Ф. М. Достоевского. М.: МАКС Пресс, 2001.С. 101.89Сыроватко Л.В. «Подросток» и подростки // Достоескиймо. Калининград, 1995. С. 139.90Merlant F. Le roman personnel de Rousseau a Fromantin. Paris: Hachette, 1905. 464 p.91Также малозначимы масштаб события или значительность детали, ставшей поворотной для самосознания «Я».Исповедальное сознание чуждо градации малого и большого в обыденном смысле слова. Движущий элемент(само)рефлексии здесь сомнение и вопрошание.8837Травматическийопыт,вдействительностиболезненный,эстетизируется.Писатель и литературовед Дж.

Кутзее отмечает эту особенность и в жанреисповеди как таковой. Обращаясь к эпизоду кражи груш в «Исповеди» Августина,он подчеркивает у последнего желание стыда, желание познать стыд, осознатьэтот опыт, который влечет за собой удовлетворение и возвращение к источникустыдадобесконечности.ВыявленнаяКутзеемодель«возвращения»распространяется им также на «Исповедь» Руссо и «Крейцерову сонату»Толстого: первое, не до конца правдивое, объяснение постыдного поступкастановится и причиной нового стыда, и тайного наслаждения92.Более того, если событие вообще должно быть консеквентным и иметьрематический характер по отношению к ожиданиям героя, его оценкам текущейситуации, то событие, данное в воспоминаниях исповедального характера, имеетсклонность перерастать свою событийность.

Иными словами, навязчивоевоспоминание, будучи повторенным, становится уже не единицей нарратива, аединицей анализа нарратива в экзистенциальной проекции.В связи с этим актуальным вопросом видится классический бахтинскийвопрос об авторе и герое. В данном случае это вопрос об авторе-рассказчикегерое, наделенном разными полномочиями в отношении «исповедальногозавершения». При этом именно в исповедальном романе все три ипостаси частопредстают как формы, презентующие одно и то же лицо в «парадоксальнойидентичности и разуподоблении».93В сущности, «становление», «срываниемасок» с героя конструируется рассказчиком: в отличие от героя рассказчикзнает, как развивается сюжет,94 он дистанцирован от героя временем, возрастом,опытом.

Такой же созданной иллюзией становится и иллюзия проникновения вличное пространство души героя, ибо рассказчик добавляет (в своей логикеинтерпретации) нечто о герое и постоянно меняет его трактовку: субъект92Coetzee J.M. Confession and Double Thoughts: Tolstoy, Rousseau, Dostoevsky // Comparative Literature. 1985. Vol.37.

№ 3. P. 193.93Stelzig E.L. Poetry and Truth: An Essay on the Confessional Imagination. University of Toronto Quarterly. 1984. № 54.P. 27.94Lloyd G. Being In Time: Selves and Narrators in Philosophy and Literature. London and New York: Routledge, 1993. P.70.38перетолковывается в процессе исповедального романного повествования 95 , адистанция между рассказчиком и героем то сокращается, то увеличивается.Амбивалентнаялогикакомпозицииисповедальногоповествованиясоставляет основу парадоксального бегства героя от болезненного самораскрытияи обнаженности перед миром, которая находит себя в блистательныхдиалогическихнацеленныхрефлексияхна(«лазейки»сладострастныйи«оглядки»«самооговор»М. Бахтина),илиподчас«самооправдание»(П. Аксельм), в феномене «переписывания» (Ж.

Деррида), в театрализации и«срываниимасок»безобнаруженияподлинноголица(П. Брукс).Так,воспоминания возвращаются в разной редакции, 96 бесконечно балансируя награнях подлинной исповеди и откровенной фабрикации. Исповедальный романпредставляется бесконечно конструируемым исповедальным сознанием: «Что жетакое лазейка сознания и слова? Лазейка – это оставление за собой возможностиизменить последний, тотальный смысл своего слова <…> исповедальноесамоопределение с лазейкой <…> уходит в дурную бесконечность самосознания соглядкой <…>»97.Исповедальный роман, как правило, несет в себе и указания на значимостьадресата: «Исповедь – это всегда акт общности, и намерение говорящегореализовать себя в ней служит формальным показателем, отличающим исповедьот других видов автобиографии или самовыражения.

Направленность наобщность отличает исповедальный роман от иных видов повествования отпервого лица, имеющих иную интенцию по отношению к предполагаемойаудитории. Исповедь <…> невозможна без нужды в конфиденте» 98 . Адресацияможет приобретать как эксплицитные, так и имплицитные формы. Это и прямоеобращение к конкретному персонажу, и сказовые интонации, и разнообразныевариации рамочных конструкций, вставных рассказов, вводящих фигуры95Stelzig E.L. Poetry and Truth: An Essay on the Confessional Imagination // University of Toronto Quarterly, 54 (1984).P. 27.96Foster A.D. Confession and complicity in narrative.

Cambridge, 1987.97Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994. Ч. 2: Слово у Достоевского (Опыт стилистики). С.136.98Doody T. Confession and Community in the Novel. Baton Rouge; L., 1980.P. 4.39оценивающих исповедь издателя, случайного знакомого, друга героя, либоподразумевающих их. Косвенным указанием на адресацию можно считать и рядсюжетных ситуаций: пребывание под арестом и судом, на смертном одре, вситуациях несвободы и пр.

Как правило, подобные ситуации приобретаютхарактер экзистенциальной пограничной ситуации, которая провоцирует героя кобнаружению своей подлинности, более того, к открытию, предъявлению этойподлинности миру. Важным тематическим маркером адресации становятся такжелюбые упоминания о причастности героя литературному творчеству, его желаниенаписать роман, «когда-нибудь» поведать свою историю миру.Адресация, установка на другого, определяет и саму траекторию исповедигероя.

Об этой важнейшей особенности исповедального слова героя Достоевскогопишет М.М. Бахтин, называя его «слово с оглядкой»: «в самосознание герояпроникло чужое сознание о нем, в самовысказывание героя брошено чужое словоо нем; чужое самосознание и чужое слово вызывают специфические явления,определяющие тематическое развитие самосознания, его изломы, лазейки,протесты»99. Безусловно, взаимодействие с адресатом не поддается ни точномуучету, ни исчерпанию смыслов.

И все же увиденные Бахтиным «изломы, лазейки,протесты» обнажают коренные вопросы поэтики исповедального романа.Средиприемовисповедальногослова«слазейкой»двойничествоперсонажей, так называемый ненадежный рассказчик, разнообразные формысаморефлексивного повествования. По мысли Бахтина, «лазейка» лишаетисповедь «завершающей силы», «делает двусмысленным и неуловимым героя идля самого себя. Чтобы приблизиться к себе самому, он должен проделатьогромный путь»100.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5193
Авторов
на СтудИзбе
434
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее