Диссертация (Структурный и контекстный анализ в интерпретации трагедий Еврипида), страница 8

PDF-файл Диссертация (Структурный и контекстный анализ в интерпретации трагедий Еврипида), страница 8 Филология (29715): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Структурный и контекстный анализ в интерпретации трагедий Еврипида) - PDF, страница 8 (29715) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Структурный и контекстный анализ в интерпретации трагедий Еврипида". PDF-файл из архива "Структурный и контекстный анализ в интерпретации трагедий Еврипида", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Однако и этот момент не является еще окончательнойточкой узнавания, поскольку письмо Федры не сообщает истинной причиныее гибели. Весь третий эписодий – разговор Тесея с Ипполитом –драматически строится на незнании Тесеем правды, и узнаваниеоткладывается вплоть до эксода.Временные промежутки между моментом, когда персонаж задаетсявопросом, и моментом получения им окончательного ответа, заполняютсяинтенсивным поиском истины или же преждевременными поступками,38происходящими от незнания или неполного знания (сводничествокормилицы и наказание Ипполита Тесеем). Эти промежутки обуславливают вкаждой сцене ее драматическое развитие и становятся главным средствомсоздания драматического напряжения пьесы – напряжения ожидания. Сдругой стороны, предшествующий узнаванию безуспешный поиск истинывыражается посредством особого приема, имеющего целью показать, скольдалеки герои в этот момент от знания правды.

Этот прием состоит виспользовании повторяющегося драматического мотива блуждающихневерных догадок.В первом эписодии кормилица, пытаясь выяснить у Федры причины ееболезни, строит свои собственные предположения о том, чем больна еегоспожа: возможно, женской болезнью, и тогда ей могут помочьокружающие ее женщины, или же обычным недугом, и тогда можнообратиться за помощью к врачам-мужчинам (293-296).

Обе эти догадкисвидетельствуют об убежденности кормилицы в том, что открытие тайнынепременно поможет Федре – убежденности, которая ведет к первой ееошибке, к чрезмерной настойчивости в допрашивании Федры. Догадкикормилицы продолжаются и далее (316 сл.): Федра запятнала свои рукиубийством? На нее навел порчу кто-то из врагов? Ей изменяет Тесей?Неверные предположения, сталкиваясь с противоречащей им реальностью,создают особенный художественный эффект – драматическую иронию.Ирония эта достигает кульминации в момент, когда из уст кормилицы звучитимя Ипполита, действительно являющегося истинной причиной несчастья еегоспожи, однако звучит в контексте, подчеркнуто не соответствующемподлинному положению дел.

Кормилица уговаривает Федру открыть тайну,напоминая ей о судьбе, которая иначе ждет ее детей: если Федра будетупорствовать и отказываться от предлагаемой ей помощи, она погибнет, итогда наследником Тесея и господином ее детей станет Ипполит (304-310).Федра реагирует на имя своего возлюбленного возгласом отчаяния (οἴµοι), и39кормилица вновь неверно интерпретирует ее чувства, полагая, что Федрутронул ее аргумент (313-314).Ошибочные предположения кормилицы, иногда по иронии ситуациисоприкасающиеся с истинным положением вещей, но в то же время всегдаостающиеся далекими от правды, предвосхищаются еще ранее, в пароде,неверными догадками хора.Почти все объяснения болезни Федры, которые предлагает хор, в тойили иной степени перекликаются с реальностью,52 создавая подобнопредположениям кормилицы эффект драматической иронии, и тем большеевнимание обращает на себя их ошибочность.

Во второй строфе парода (141150) хор видит возможную причину болезни Федры в одержимости Паном,Гекатой или Кибелой, или в безумии, в наказание посланном ей Артемидой.Угадывая связь недуга с вмешательством божества, хор ошибается сидентификацией этого божества, так что даже заканчивает этот ряд богиней,противоположной истинной виновнице Афродите. Во второй антистрофе хорнаталкивается в своих догадках на эрос, но представляет егопротивоположным действительности образом: по предположению хора,Федра терзается из-за измен Тесея (151-154).

Следующее объяснение –возможное огорчение Федры дурными новостями с родного Крита (155-160)– также намекает на подлинную причину (порочный эрос героини будетвозведен ею самою к наследственному пороку, присущему ее критскимродственникам, 337-343), но тем не менее остается ошибочным.Тот же мотив неверных догадок появляется и в третьем эписодии, вмомент, когда Тесей возвращается после посещения оракула домой инаходит свой дом в трауре.

Подобно хору и кормилице в первом эписодии,Тесей начинает строить догадки о причинах горя. Возможно, спрашивает он,умер старик Питфей, которому пришел срок умирать? Затем, переходя отсамого старого к самым юным, предполагает смерть кого-то из детей. Узнавот хора, что погибла его жена, Тесей тщетно пытается выведать у хора и слуг52См. Grube 1961, 180; Kovacs 1987, 38.40причину ее самоубийства.

Наконец, увидев привязанную к руке Федрытабличку с письмом, Тесей готовится ее прочитать, но и здесь узнаваниезамедлено, и прежде герой успевает сделать очередное свое неверноепредположение (858-859):ἀλλ᾽ ἦ λέχους µοι καὶ τέκνων ἐπιστολὰςἔγραψεν ἡ δύστηνος, ἐξαιτουµένη;Не написала ли мне несчастнаяПослание с просьбой, касающееся ложа и детей?Как и в случае с догадками кормилицы и хора, это предположение всилу авторской иронии соприкасается с действительным положением вещей,однако не так, как того ожидает персонаж. В записке Федры на самом делеговорится о брачном ложе и о детях, но совсем не в том смысле, которыйпредполагает Тесей – она содержит не распоряжения о будущем детей и непросьбу не впускать в дом новую жену, как он думает, а рассказ о попранииего ложа сыном Ипполитом.Главная содержательная функция, которую выполняет в трагедиимотив незнания, – это функция оправдательная.

Оправдательное значениенезнания отмечено в эксоде трагедии, в пассажах, приведенных в началеданной главы. Обращаясь к Тесею, Артемида говорит (1334-1335): «Что дотвоего проступка, то его освобождает от порочности, во-первых, незнание (τὸµὴ εἰδέναι)», а затем, повторяя свое мнение о невиновности Тесея,характеризует его проступок – несправедливое наказание Ипполита – какнепроизвольный: «Ты погубил его невольно (ἄκων)» (1433).Тем самым, Артемида устанавливает связь между незнанием,непроизвольностью прегрешения и оправданием – ту связь, которую мынаходили в судебной риторике и которая лежала в основе риторическойстратегии оправдательных речей. Хотя слова Артемиды имеют41непосредственное отношение только к поступку Тесея, аналогия визображении разных случаев незнания заставляет распространить этосуждение и на другие примеры и на других персонажей и расцениватьнезнание в драме в качестве универсального оправдательного фактора.2.

Эмоции«Ипполит» часто рассматривают как драму неконтролируемой инеподвластной разуму страсти, имея в виду главным образом эрос Федры.Страсть героини действительно изображена невольной эмоцией (πάθος 139;363; 677; νόσος 40; 131; 176; 179; 205; 269; 279; 283; 293; 294; 394; 405; 477;479; 512; 597; 698; 730; 766; 1306), Федра испытывает ее οὐχ ἑκοῦσα «не посвоей воле» (319, 358-359), все ее сознательное поведение направлено наборьбу со страстью и сокрытие ее. Важно, однако, обратить внимание на то,что эрос Федры – не единственная эмоция трагедии.

Он стоит в одном ряду сдругими эмоциональными проявлениями, ассоциирован с ними и выполняетвместе с ними общую оправдательную функцию. Примеры других эмоций,ведущих к роковым последствиям, таковы:1) Дерзкое поведение Ипполита по отношению к Афродите его слугаобъясняет следующим образом (118-119): «Он говорит глупости оттого, что унего по молодости пылкая душа (σπλάγχνον ἔντονον φέρων)»; потому слугапризывает богиню пропустить мимо ушей неразумные речи своего юногохозяина (µὴ δόκει τούτου κλύειν, 119) и удостоить его прощения (χρὴ δὲσυγγνώµην ἔχειν, 117).

σπλάγχνον – орган, ассоциирующийся впсихофизиологических представлениях греков с эмоциями, в первую очередьс гневом, поэтому словами σπλάγχνον ἔντονον, очевидно, слуга обозначаетгневливость Ипполита. Такая характеристика описывает не просто нынешнееи сиюминутное эмоциональное состояние, но проявляемое в нем постоянноекачество, которое объясняется его юным возрастом. И ссылка на постоянноесвойство характера, и ссылка на возраст находят параллели в оправдательной42риторике. Например, в приведенном выше пассаже из речи Демосфена«Против Мидия» (21.38) «порывистость характера» (τρόπου προπέτεια)названа вместе с частным ее проявлением – гневом – среди смягчающихфакторов; у Лисия в речи «В защиту инвалида» (24.17) говорится оснисхождении, которое принято оказывать юношам.53Та же юношеская вспыльчивость приводит Ипполита к дерзкимвыпадам против женщин, она же мешает ему, спокойно разобравшись вситуации, убедиться в невиновности кормилицы и Федры.

Именно гнев героявызывает страх у Федры. Гнев, по ее мнению, заставит Ипполита открыть еетайну Тесею: «Он, с душой, заостренной гневом (ὀργῇ συντεθηγµένος φρένας),пожалуется отцу на мои грехи» (689-690).2) Страх кормилицы (φόβος, 434), услышавшей признание Федры, играетзлую роль, лишний раз убеждая Федру в губительности и греховности еестрасти и укрепляя ее в мысли о самоубийстве. Позже, осознав ошибку,кормилица сожалеет об этой продиктованной страхом необдуманнойреакции: «Госпожа, твое несчастье только что вызвало у меня внезапный иужасный страх (φόβον)» (433-434), и решает поменять свой образ действий наболее продуманный и спокойный – не пугать Федру своим отчаянием, аубеждать ее в возможности легко перенести любовь, уступив ей.3) Страх Федры (φόβος, 572), услышавшей беседу кормилицы с Ипполитом,негодование Ипполита и его угрозу сообщить о ее любви Тесею, мешает ейправильно понять намерения героя и поверить в его последующее решениесохранить тайну; этот страх приводит Федру к самоубийству и к клевете напасынка.

В эксоде Артемида, рассказывая Тесею о преступлении Федрыпротив Ипполита, называет φόβος главной побудительной причиной (13101311): «Страшась (φοβουµένη), как бы ее не изобличили, она написалалживое письмо и обманом погубила твоего сына».53Ср. также Еврипид «Просительницы» 250-251.О связи вспыльчивости с юным возрастом ср. Аристотель«Риторика» 1369a9-10.434) Горе Тесея, когда он узнает о смерти жены, и его гнев (ὀργή, 900) наИпполита становятся причиной поспешного и необдуманного наказания имсына. О том, как гнев лишает его способности принимать рациональные ивзвешенные решения, говорит хор, советуя ему освободиться от этой эмоции:«Оставь свой дурной гнев (ὀργῆς δ᾽ ἐξανεὶς κακῆς), владыка Тесей, и примирешение, наилучшее для дома» (900-901).Как и незнание, эмоции получают в различных ситуациях одинаковоедраматическое выражение.

С помощью такого хода автор создает перекличкии аналогии между разными проявлениями эмоций и подчеркивает ихпринципиальное сходство и единство.Первый из таких способов выражения эмоций – употребление одних итех же экспрессивных слов и фраз. Во-первых, это междометия οἴµοι(реакция Федры на имя Ипполита в 310, реакция кормилицы на признаниеФедры в 353 и реакция Тесея, прочитавшего посмертное письмо Федры, в874), ὤµοι и ἰώ µοι (страх Федры и хора, слышащих разговор кормилицы сИпполитом, в 569 и 591; горе Тесея, увидевшего мертвое тело жены, в 817 и844). Во-вторых, сходство всех негативных эмоциональных реакцийподчеркнуто употреблением одного и того же глагола ἀπολέσαι/ἀπολέσθαι(«погубить»/ «погибнуть») в экспрессивной функции.

«Ты погубила меня,мать» (ἀπώλεσάς µε, µαῖα), восклицает Федра, услышав от кормилицы имяИпполита (311); «ты погубила меня» (ὥς µ᾽ ἀπώλεσας), говорит кормилица,узнав о любви Федры (353); словом ἀπωλόµεσθα («мы погибли») Федрареагирует на разговор Ипполита с кормилицей (575); слово ἀπώλεσεν («онапогубила [меня]») произносит Тесей, узнав о гибели Федры (810, ср.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее