Диссертация (Русские сатирические журналы XVIII века - вопросы поэтики), страница 102

PDF-файл Диссертация (Русские сатирические журналы XVIII века - вопросы поэтики), страница 102 Филология (29683): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Русские сатирические журналы XVIII века - вопросы поэтики) - PDF, страница 102 (29683) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Русские сатирические журналы XVIII века - вопросы поэтики". PDF-файл из архива "Русские сатирические журналы XVIII века - вопросы поэтики", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 102 страницы из PDF

T. 17 : Por – Richel. Paris : Libraire historique, 1824. P. 150–152; La France littéraire,ou Dictionnaire bibliographique des savants, historiens et gens des lettres de la France, ainsi que des littératures étrangers quiont écrit en français, plus particulièrement pendant les XVIIIe et XIXe siècles. Par J.-M. Quérard. T.

7. Paris : Firmin Didotfrères, 1835. P. 376–377.1839444ле «Ботаники для юношества и светских людей» (« Botanique des jeunes gens et desgens du monde », 1810) и «Минералогии для светских людей» (« Minéralogie des gensdu monde », 1813), а также путеводителя по Парижу – «Париж в конце XVIII века,или Исторический и моральный очерк памятников и руин этой столицы» (« Paris à lafin du XVIIIe siècle, ou Esquisse historique et morale des monumens et des ruines de cettecapitale », 1801)1840.Согласно указанию на титульном листе первого издания, комедия «КапризыПрозерпины» была впервые представлена в Théâtre des Variétés-Amusantes 16 июня1784 года.

К моменту выхода издания, как говорится в предисловии, пьеса быласыграна тридцать шесть раз1841. В базе данных CÉSAR (Calendrier électronique desspectacles sous l’ancien régime et sous la révolution1842) также зарегистрировано представление пьесы 28 апреля 1788 г. в театре г. Кан (Théâtre de Caen). Кроме того,имеются сведения о постановке пьесы в Лилле1843. По данным электронного каталога Национальной библиотеки Франции, комедия выдержала пять изданий1844, в томчисле одно – в составе периодической серии «Малая театральная библиотека» (Petite bibliothèque des théâtres)1845.

В первом издании фамилия автора не указана, на титуле обозначено: « Par M. P.....x »1846. В парижском издании 1785 г. имя автора уженазвано1847.Как указано в тексте комедии «Капризы Прозерпины», действие происходит ваду. Исходная ситуация задана в предисловии, предпосланном первому изданию (в1840См.: Ferguson P.

P. Paris as Revolution: Writing the Nineteenth-century City. Berkeley; Los Angeles; London:University of California Press, 1997, по ук. [P. 23–24, 47, 55, 57].1841Les Caprices de Proserpine, ou Les enfers à la moderne, piece épisodi-comique ; en un acte et en vers. ParM. P.....x. Paris : Cailleau, 1784. P. 3.1842Электронный ресурс http://cesar.org.uk/, режим доступа: свободный. Загл. с экрана. Дата обращения:20.07.2016.1843Histoire du théâtre de Lille de ses origines à nos jours : [5 t.] T. 2.

Lille : Impr. Lefebvre-Ducrocq, 1901. P. 66(http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k58340000/f403.item.r=Histoire%20du%20théâtre%20de%20Lille%20de%20ses%20origines%20à%20nos%20jours).1844Paris : Cailleau , 1784 ; Paris : Cailleau , 1785 ; Toulouse : Broulhiet , 1785 ; Paris : Ruault , 1786 ; Paris : Belin,1787. (Petite Bibliothèque des théâtres. Petits théâtres. T. IV). Электронный ресурс: http://data.bnf.fr/documents-byrdt/12529455/70/page1, режим доступа: свободный. Дата обращения: 20.07.2016.1845См.

о ней: Granderoute R. Petite bibliothèque des théâtres // Dictionnaire des journaux. 1600-1789 / Sous la direction de J. Sgard. Электронный ресурс : http://dictionnaire-journaux.gazettes18e.fr/journal/1117-petite-bibliotheque-destheatres, режим доступа: свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 20.07.2016.1846Les Caprices de Proserpine, ou Les enfers à la moderne, piece épisodi-comique ; en un acte et en vers.

ParM. P.....x. Paris : Cailleau, 1784.1847Les Caprices de Proserpine, ou Les enfers à la moderne, piece épisodi-comique, en un acte, en vers, ParM. Pujoulx. Paris : Cailleau, 1785.445парижском издании 1785 года его нет). Автор основывается на мифе о Плутоне иПрозерпине и переносит действие из мифологического времени в современность:Прозерпина проезжает по пути к матери через Париж, как слышно, инкогнито. Ей нравится в столице, это в порядке вещей: она женщина, следовательно, немного кокетка, а роскошь предстает во Франции во всем своем великолепии; она возвращается в ад, она приносит с собой наши моды, наши странности, нашу французскую легкость. Елисейские поля кажутся ей безвкусными; она хочет отправиться обратно, Плутон выходит из себя, собирает совет, поднимается занавес, и пьеса начинается1848.Несколько раз упоминается угроза Прозерпины покинуть Плутона.

Плутоннедоволен ее желанием, но ради любви к ней хочет его исполнить. Это, однако, не вего власти: лишь Юпитер, по его словам, в силах переменить устройство ада. Плутон обращается к Юпитеру. Следуют театральные эффекты: гремит гром, Плутонвидит молнию, затем появляется посланец Юпитера Меркурий и вручает Плутонужезл, в котором заключена сила превращать вещи по его желанию. С помощью этого жезла Плутон может придать аду новый вид.Среди действующих лиц адские судьи – Минос, Эак и Радамант. Плутон посылает Эака искать прекрасные предметы, которые он превратит в цветы для украшения сада.

Радаманту Плутон велит найти парижских актеров, чтобы устроить ваду спектакль. Минос же должен составить двор Прозерпины. Является и четвертыйсудья, безымянный, с планом английского сада. Эак приводит тени прекрасных девушек, и Плутон обращает их в цветы, Минос выбирает самых остроумных изумерших французских писателей, а Радамант – лучших трагических актеров, ноПрозерпина отвергает трагедию, предпочитая комический жанр. В заключительнойчасти на сцену выходит тень комического актера Карлена, вызывая восхищениеПрозерпины.Как видно из сопоставления, в системе персонажей и сюжетной ситуациижурнала Крылова и пьесы Пюжуля есть ряд сходных элементов. Это, прежде всего,ядро ситуации: образ Прозерпины – модницы и кокетки, ее стремление ввести в адуфранцузскую моду как движущая сила сюжета, ее конфликт с Плутоном, который1848Les Caprices de Proserpine.

1784. P. 3 (перевод мой – Л. Т.).446возражает против этого замысла, но вынужден уступить, даже ее угроза покинутьПлутона как этап развития конфликта. Это также периферийные образы: адские судьи, выступающие в неожиданно комических ролях, и артист – фаворит Прозерпины(Карлен и Фурбиний). Это, наконец, сюжетный мотив отсылки на поиски (адскихсудей – у Пюжуля и гномов – у Крылова). Количество соответствий и их системныйхарактер заставляют предполагать, что они не случайны.

По-видимому, связь междукомедией «Капризы Прозерпины» и журналом «Почта духов» генетическая: Крылов, вероятно, знал пьесу Пюжуля. Таким образом, из двух основных линий в композиции журнала – «моралистической» и «сатирической» – теперь не только вторую, но и первую можно связать с французским источником.Однако связь носит принципиально иной характер, нежели в тех случаях, которые описала М. В. Разумовская. Линия Плутона и Прозерпины в журнале Крылова– не перевод.

Из источника Крылов берет лишь основную идею и творчески ее преобразует. Ситуация, восходящая к комедии Пюжуля, становится исходной точкой,где лишь начинает развертываться сатирическая панорама. Основное действие происходит у Крылова все же не в аду, а на земле. А в «подземных» главах звучат совершенно несвойственные пьесе «Капризы Прозерпины» саркастические интонации.Например, Эак, Минос и Радамант в пьесе французского драматурга хотя сначала и возмущаются поведением Прозерпины, но потом принимают новые порядкив царстве Плутона и берутся устраивать ее увеселения.

В «Почте духов» адские судьи, двое из которых лишились разума, а третий – слуха, готовы вернуться к своимобязанностям, не думая о том, что потеряли способность судить справедливо. Иными словами, их образы проецируются на традиционный сатирический типаж глупого и недобросовестного судьи. Чтобы не обидеть судей, Плутон устраивает палаты,где они, окруженные мнимым всеобщим почтением, должны, как и прежде, вершить суд, но с тем, чтобы их решения не исполнялись. Кроме того, он занимает ихмнимым делом – «наблюдать прибыль и убыль в Стиксе, Ахероне и Коците, сочинять о том ежедневную записку, делать свои рассуждения и подавать голоса, чтобудерживать в берегах их воды, которые и без того из берегов никогда не выхо-447дят»1849.

Образы адских судей Пюжуль разрабатывает в юмористической, а Крылов– в сатирической манере.Различие между французской пьесой и русским журналом хорошо заметно напримере образов Карлена и Фурбиния. Карлен изображен не только комически, чтоестественно: в то время, когда была создана и шла на сцене пьеса Пюжуля, многиеискренне разделяли восхищение его талантом. Карлен не лишен смирения: он боится предстать перед судом Плутона, и Прозерпине приходится успокаивать его. Болеетого, в некоторых местах он выступает едва ли не в роли резонера. О своем искусстве он говорит, что никогда не был суровым обличителем, так как нравы не исправить едкой насмешкой; под личиной веселости он скрывал нравственные уроки,чтобы, забавляясь, зрители сохранили в памяти истину:Dans mes discours jamais je ne mis d’âpreté.On ne corrige point avec causticité.Sous le voile attrayant de la plaisanterie,Je cachois mes leçons & leur austérité :En applaudissant la saillie,L’on retenoit la vérité1850.Фурбиний у Крылова – человек безнравственный.

В ответ на вопрос Плутонао том, какую пользу людям он принес, танцовщик рассказывает, как при помощисвоего искусства научил молодую жену мужа-взяточника вести себя перед вельможей так, чтобы тот освободил мужа от заслуженного наказания, а молодому любовнику знатной дамы помог вернуть ее расположение. Он хитер, но глуп, и приказПлутона «почитать его, Фурбиния, честным и разумным человеком, потребным дляадского благосостояния»1851 – очевидная для всех, в том числе и для самого Плутона, несправедливость. Плутон поначалу пытается протестовать, но Прозерпина убеждает его следующим аргументом: «что же может льстить более владетелю, как нето, чтоб заставить весь народ почитать умною такую тварь, в которой нет и золот-1849Крылов И. А. Почта духов. Письмо 21.

С. 131.Les Caprices de Proserpine. 1784. P. 35.1851Крылов И. А. Почта духов. Письмо 34. С. 191.1850448ника мозгу, а плутом человека, посвятившего себя добродетели?»1852 Подобное понимание власти, во всем противоположное истинному, напоминает об образе Димитрия Самозванца из классической трагедии А. П. Сумарокова.Таким образом, интенции журнала Крылова и пьесы Пюжуля, в сущности,противоположны.

«Капризы Прозерпины» – легкая, развлекательная комедия. Вжурнале Крылова ее сюжет становится основой для сатиры. В сходный с источником сюжет Крылов вкладывает совершенно иной смысл.Раздел 6. Журнал Н. П. Осипова «Что-нибудь от бездельяна досуге» и его источникиОбщие замечанияЖурнал Николая Петровича Осипова «Что-нибудь от безделья на досуге»принадлежит к числу практически неизученных произведений русской литературыXVIII века. Это поздний образец сатирической журналистики, никогда не пользовавшийся ни известностью, ни влиянием, подобно некоторым из первых изданий такого типа.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее