Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 14

PDF-файл Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 14 Филология (29643): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма) - PDF, страница 14 (29643) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма". PDF-файл из архива "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

Подобного рода преобразования «неизвестного» в «известное» инаоборот проделывает и человеческий мозг. В свете поставленной эстетическойпроблемы существенное значение могут иметь суждения специалистов понейрофизиологии мышления, творчества и сознания человека. Например, одна изважнейших проверенных практикой гипотез Н.П. Бехтеревой – в следующемтезисе:«Мыслительнаядеятельностьобеспечиваетсякорково-подкорковойструктурно-функциональной системой со звеньями различной степени жесткости– жесткими, обязательными, и гибкими, включающимися или не включающимисяв зависимости от условий, в которых реализуется мыслительная деятельность»[Бехтерева Н.П.

2007; с. 266]. Перенесем «жесткость» и «гибкость» каккачественную характеристику процесса сознания на возможное представление оядре словесного образа, рожденного в результате творческой деятельности автора.Если «жесткость» и «гибкость» – это два «уровня» в структуре образа, то первыйобращен к денотативному значению слова, связан с типичным представлением опространстве и времени; второй же отражает способность человекакперемещению как переосмысливанию своего местоположения в пространстве ивремени.При анализе лирического произведения «жесткость» словесного образавсего заметнее проявляется в формате единичности, то есть при попытке отделитьобразы один от другого, сосчитать их количество, условно ориентируясь на именасуществительные.

Напротив, воспринятые в единстве, образы будут иметьграницу более «гибкую», и возможно, приоткроют интерпретатору сферуиндивидуальныхсмысловыхвариаций.Примеромкачественноновой«плотности» образов может служить образ-символ, уловимая граница которого67стремится к рамке произведения, а следовательно, значение выявляется на уровнестилистических фигур, синтаксических переносов, ритмической организации,строфического членения.

Использование при анализе лирического текста понятиякомпозиции образов и мотивов позволяет, на наш взгляд, работать с идейнообразным планом произведения как бы с помощью эффекта укрупнениясодержания.Словесный образ, находящий опору в значении конкретного слова, можетизначально быть связанным с представлением о времени, достаточно тольконаписать «часы», «циферблат», «бой курантов», «теперь», «скоро», «вечером» и т.д. Однако образы, без отношения друг к другу, составляют прежде всего невременной, а пространственный узор стиха. В течение всей жизни информация овремени превращается человеком в представление о пространстве, которое в своюочередь оказывается способным возвращать нам время.

Художественноепространство-время стихотворения строится по законам мышления, по которымизвлечение из необратимой временной цепи одного звена не влечет за собойтотального разрушения. Это в первую очередь напоминает организациюмеханизмов человеческой памяти.Припоминая события разных лет, мы выстраиваем пространственный узоркак, условно говоря, вертикально параллельные ряды вещей, поз, жестов, звуков,запахов, вкусов (взгляд в себя). Воспринимая же определенный момент, мыпредставляем некоторые особые приметы пространства рядом (взгляд передсобой),вещи-событияоказываютсясвязаннымиипреображаютсясубъективностью их соотносящего.

Именно потому, что ряды параллельны,независимы друг от друга, легко вспоминается нечто и не рассыпается всеостальное. Горизонталь памяти при этом способна передать движение во временикак переход с места на место. Вертикаль памяти, долгосрочное хранилищевремени, передает движение как переход заполненного пространства с однойточки времени на другую. В стихотворении, графическая форма которого как разрасполагает к многоаспектному восприятию, горизонталь психологичнее ипредметнее, а вертикаль более абстрактна и символична, на ней параллельные68вещи-события вступают в отношения включения, исключения, перекрещивания,из разряда вещейони переводятся в «принципы» и даже структурывещественного, из разряда случившегося факта – в события, происходящие всфере сознания.Швейцарский литературовед Э.

Штайгер («Основные понятия поэтики»,1946) рассмотрел произведение как специфический феномен человеческогосознания и предложил считать лирическое, эпическое и драматическое «тоном»(Tonart). «Я не уясню лирического и драматического, если буду их связывать слирикой и драмой» [Staiger E.

1951; с. 9]. Произведения могут быть более илименее лирическими, эпическими и драматическими, каждое сочетает в себе этиначала. «Пользуясь выражением Гуссерля, «идеальное значение» «лирического» ямогу узнать из пейзажа; что такое эпическое – находясь перед потоком беженцев;смысл слова «драматический» проявляет во мне, возможно, некий спор. Такиезначения несомненны <…>. Это не пересекается с тем, что называют лирикой повнешним признакам.

Никто не думает при словах «лирическое настроение»,«лирический тон» об эпиграмме; но каждый думает при этом о песне» [Staiger E.1951; с. 9]. В основе лирического произведения – воспоминание, эпического –представление, драматического – напряжение.Приведем некоторые похожие суждения о родах литературы А.А.

Потебни,из которых можно сделать вывод, что наряду с лирикой, эпосом и драмой ученыйдопускал понятия лирического, эпического и драматического, разделяя поэзию попринципу психологического восприятия того или иного события во времени. Невызывает сомнения тот факт, что одним из научных источников концепции Э.Штайгерабылиоткрытияроссийскойпсихологическойшколылитературоведения. Итак, Потебня формулирует главный принцип своейклассификации следующим образом: «Настоящее – постоянно нарождающееся итут же исчезающее мгновение – неуловимо.

Вся область сознания, следовательно,и область поэзии, есть объективно-прошедшее. Сознанию (апперцепции)подлежат лишь восприятия, опустившиеся на дно души. Это прошедшее постепени удаления от объективно-настоящего и вместе по характеру влияния на69него есть менее отдаленное (субъективно-настоящее) и более отдаленное(субъективно-прошедшее)» [Потебня А.А.

1907; с. 233]. Принадлежностью кодному из двух «отделов восприятий» определяется разница между лирикой иэпосом. «Лирика – praesens. Она есть поэтическое познание, которое,объективируя чувство, подчиняя его мысли, успокаивает это чувство, отодвигаетв прошедшее и таким образом дает возможность возвыситься над ним» [ПотебняА.А. 1907; с.

233]. Потебня считает лирику субъективным родом поэзии, «подсубъективностью разумеется: 1) личная душевная жизнь в отличие от внешнегомира (вещей и событий); 2) отличие лица от других = своеобразность. Первое –содержание всякой лирики, второе – свойство, характеризующее всякие (илирические,иэпические,идраматические)произведениявременнообособившейся личности и личного творчества» [Потебня А.А.

1907; с. 234].Таким образом, лирика «следует водовороту чувствований, она сочетает вещи несогласно закону, но (сочетает) представления, как они внутри ассоциируются, каксила воображения в свободной игре ими распоряжается. Поэтому в лирике многоепредставляется предчувствием, так как оно самому поэту представляется лишь вполусвете; поэтому многое остается недосказанным, как само собою понятное:поэтому сопоставляются контрасты, так как и в душе контрасты охотно вызываютдруг друга», тогда как эпос – «perfectum. Отсюда спокойное созерцание,объективность (отсутствие другого личного интереса к вещам изображаемых исобытиям, кроме того, который нужен для возможности самого изображения). Вчистомэпосеповествователяневидно.Онневыступает сосвоимиразмышлениями по поводу событий и чувствами <…>». При этом Потебнявполне допускает синтетические жанры (лироэпические поэмы Байрона) и пишето том, что лирические произведения, «по мере увеличения их эпичности, могутстановиться длиннее (элегия, сатира)» [Потебня А.А.

1907; с. 234]. Лирику сдрамой ученый не соотносит.В свою очередь Э. Штайгер, сравнивая лирику с драмой, отмечает, чтосвойствопоследней–возбуждение,котороеродственнолирическомувоодушевлению, то есть не сама страсть, а ее напряженное выговаривание (в этом70отличие современного понимания пафоса). В чем же различие патетического илирического движения? Лирическое – что-то текущее, лирические переливы(Sckmelz), они смягчают и создают неуловимый, задушевный тон. Выноситсянаружу сиюминутный акт сознания [Staiger E. 1951; с.

151]. Пафос же не такскромен и сдержан: он выносит наружу вражду или трагизм и пытается сломитьчью-тоэнергию,такчтоважнамаксимальнаясиларечи.Слушатель«уничтожается» говорящим в драме [Staiger E. 1951; с. 161]. По сравнению сэпиком, лирический поэт не знает о мире, чужд ему, касается то одного, тодругого. Эпический поэт подобен путешественнику или пловцу: осматриваетлюдей и чужие края, «объезжает» их, любопытство побуждает к новому.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5285
Авторов
на СтудИзбе
418
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее