Диссертация (Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии), страница 95

PDF-файл Диссертация (Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии), страница 95 Филология (29628): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии) - PDF, страница 95 (29628) 2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии". PDF-файл из архива "Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 95 страницы из PDF

Всегда присутствуетнечто размыкающее границы, открывающее просвет в область веры,надежды, свободы, покоя, любви (хотя твердая вера, как правило, - слишком«респектабельная» для скорбного кенжеевского героя позиция); нечто, едвазаметным движением подсказывающее читателю, что всё не напрасно и небессмысленно: «и лист ночной, и крест, и ветра свист – / неугасимой,невеселой силе / подчинены…» (125). А ирония, так часто сопутствующая уКенжеева этому освобождающему, катарсическому «размыканию» и недающая надежде и мужеству перейти в эйфорию, никогда не перечеркиваетполностью самой надежды.

Это хорошо видно в стихотворении «Как славнодышится-поется!», где также использован прием диалогического обращениялирического субъекта (как бы из некой сверхличной сферы) к своемуэмпирическому «я»: «…Сквозь завесу / метели тлеет на корме / корабликафонарь вечерний. / Тупится черный карандаш. / Сновидец светлый иплачевный, / что ты потомкам передашь, / когда плывешь, плывешь, гадая, /сквозь формалин и креозот, / в края, где белка молодая / орех серебряныйгрызет?» (21).

К представленному здесь образу сказочного края блаженства ичудес (явственно просвечивает опосредованная пушкинской реминисценциейотсылка с мифопоэтическому архетипу Островов блаженных) ассоциативнопримыкают строки из стихотворения «На том конце земли, где снятся сны…»(138):…и мы с тобой, возлюбленная, тихоплывем во времени, и что нам князь Гвидон,который выбил дно и вышел вонна трезвый брег из бочки винной...Как мне увериться, что жизнь – не сон, не стон,476но вещь протяжная, как колокольный звоннад среднерусскою равниной?Мы в очередной раз видим, как линейному движению в дурнойбесконечности времени и пространства, слепому беспамятству будней(«бочке винной»), противополагается выход в качественно иное измерениебытия («на трезвый брег»). Интересно при этом, что высшее, подлинноценное здесь (вразрез с расхожими стереотипами романтизма) ассоциируетсяне с опьянением, а с трезвостью849.

Но самое интересное в приведенномотрывке то, что и «случай Гвидона», и линейное «тихое плавание вовремени» даны вне какой бы то ни было прямой оценочности. Ни то нидругое не обличается и не превозносится. Здесь и сейчас герой и его«возлюбленная»850 вполне осознанно принадлежат прозаически-смиренному,«линейному» (несказочному) плану бытия: «и что нам князь Гвидон… ?». Ио том, что для поэта «случай Гвидона» в ценностном плане все-таки выше,нежели обратный случай, мы можем лишь догадываться, учитывая всемелкие детали и оттенки художественного контекста, а именно: упруговзрывчатую энергию строки «который выбил дно и вышел вон»; фоникостилистическую приподнятость «трезвого брега» над «бочкой винной»;корреляцию «бочки винной» и «сна» как аналога хмельного забытья,противопоставленного в качестве не-вещи бытийному «колокольному звону»(«вещи протяжной»).

И, главное, мы (читатели) должны по-настоящемузахотеть истолковать эти детали именно так. Авторское предпочтениепоступка Гвидона не только не декларируется в явной форме, но даже и вимплицитном плане не выглядит категорически безусловным, так что заадресатом стихотворения сохраняется известная свобода в идентификации(исходя из собственных аксиологических установок) как своей, так иавторской позиции с позицией одной из изображенных в сюжете сторон.849Любопытно сопоставить этот микросюжет с вакхическим мотивом, играющим заметную роль в лирикеКенжеева.850Учитывая известную несклонность Кенжеева к собственно любовной теме, можно предположить, чтообращение «возлюбленная» адресовано здесь собственной душе или музе.477В приведенном примере, кроме того, очень важен мотив устремленности контологичности существования, поиск подлинной бытийности («как мнеувериться, что жизнь – не сон, не стон, но вещь…»).

При этом читателюдается понять, что для поэта бытийность не измеряется пресловутойвещественностью.Самойбытийственной«вещью»оказывается«колокольный звон над среднерусскою равниной»851. Однако решениевопроса о том, что ближе к бытийственности «колокольного звона» – случайГвидона или покорная инертность «пловцов во времени», – такжеоставляется на усмотрение читателя. Автор не самоустраняется, неотказывается вообще иметь позицию, но как бы оставляет открытым поледля читательской свободы и инициативы. Ценностные акценты объективноприсутствуют в тексте, но они семантически не «принудительны». Для своейактуализации эти «знаки» нуждаются во встречном духовно-ценностномусилии воспринимающего сознания, в его готовности понять их именно так,а не иначе.

Подобная определенность истолкования требует сверхтекстовогои до-текстового внутреннего согласия – не столько с человеком-автором(«душа» биографического автора вне досягаемости для литературоведа),сколько с той иерархией ценностей, которую отражают или, точнее,допускают расставленные автором художественные акценты. И этоотносится к подавляющему большинству кенжеевских текстов, являющихсядиалогически открытыми структурами. Они не столько утверждаютсмыслы,сколькоинспирируютихвсознанииаксиологическизаинтересованного в них читателя. А не сочувствующему данной системеценностейоставляютвполнелегитимнуювозможностьвоспринятьлирического субъекта «Невидимых» как агностика, скептика, «плюралиста»или релятивиста.Попробуем проиллюстрировать сказанное на двух простых примерах.Одно из стихотворений сборника заканчивается словами «Скрип уключин.851Ср.: «Всё-то мнится – сердце сквозь даль и лед / колокольным деревом прорастет» (70).478Плеск вёсел. Душа устала.

/ И Господь его знает, куда плывем» (21).Разговорно-фразеологическое значение выражения «бог его знает, куда…»дешифруется как неизвестно куда, не знаю куда. И стиховой контекст визвестной мере допускает такое прочтение. Но читатель вправе отнестись кэтим словам не просто как к разговорной идиоматической единице, а пособственному почину актуализировать его исходный буквальный смысл. Итогда строка приобретает несколько иное значение: мы не знаем, но Господьзнает, куда мы плывем. И такому прочтению не только ничто непрепятствует, но именно оно извлекает из текста его предельныйсемантический «объем».Другой (аналогичный) пример из «Невидимых»: «…в перекрученнуювысоту, / где в пространстве сквозит полустертое / измерение бездн и высот –/ необъятное, или четвертое, / или жалкое – Бог разберет…» (122).

И здесьтакже читатель сам выбирает – отнестись к выражению со словом «Бог» какк фразеологизму со значением невнятности, неизвестности, непонятности ит.д. или воспринять его как полноценную предикативную единицу и темсамым актуализировать скрытую смысловую глубину написанного.Отталкиваясь от широко представленных и основательно разработанныхв мировой классической и модернистской лирике мотивов побега,странствия, бездомья, кочевья, морского плавания и т.д., Б. Кенжеев находитсамобытные формы их художественного преломления, адекватные егоаксиологически чуткому и обостренно-онтологичному мировосприятию. Вомногом соприкасаясь идажесовпадаяв трагическом осмыслениискитальческой темы с такими певцами неприкаянности и бесприютности, какБлок, Мандельштам, Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Арс.

Тарковский,Бродский, автор «Невидимых» не фиксируется на идее неизбывнойкатастрофичности бытия, но ищет пути катарсического, мироприемлющегоразрешения основных коллизий. И важнейшей опорой, ключевым ресурсом в479этом поиске для него становится классическая традиция, сосредоточившая всебе основы духовно-религиозной традиции христианской цивилизации.Существенно, однако, что сильнейшая зависимость Б. Кенжеева отклассического культурного наследия не имеет ничего общего с эстетическим«опрощением», с линейным «возвратом» к до-модернистским формамтворческого мышления, как это отчасти (и в разной степени) произошло упозднихПастернакаиЗаболоцкого.Кенжеевнеотрекаетсяотсущественнейших художественных открытий новейшей (постклассической и,в частности, авангардной) поэзии XX века, хотя, как правило, осознанночурается провокативно-эпатажных крайностей авангардизма. Выработаннаякрупнейшими поэтами XX столетия сложная и антиномичная методологиятворческого мышления, – плод напряженно-болезненного изживанияслишком упрощенных, поверхностных представлений об одухотворенности,гармонии, классичности и преемственности.

И в этом отношении Б. Кенжеев,конечно, имеет много общего, типологически родственного как с самымизначительными писателями «постсимволистской» формации, так и случшими художниками, творившими «после Бродского».Художественная система Б. Кенжеева (как и Бродского) формировалась вусловиях и под непосредственным влиянием тотального по своимцивилизационным масштабам процесса «утраты иллюзий», на волнеэпохального аксиологического разочарования, существенно подорвавшегобеспечную веру в естественную гармонию, будь то гармония нравственнаяили эстетическая.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5285
Авторов
на СтудИзбе
418
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее