Диссертация (Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии), страница 96
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии". PDF-файл из архива "Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 96 страницы из PDF
Но для нас принципиально важным является то, чтоэкзистенциальное«разочарование»(бесповоротнаяутратанаивно-органичной веры в торжество блага), будучи исходной точкой и «нервом»многих текстов Б. Кенжеева, не становится, тем не менее, «последнейинстанцией» и окончательным горизонтом ценностного кругозора поэта.480ЗаключениеТакимобразом,врезультатепроведенногоисследованиянеотрадиционализм может быть определен как сформировавшийся влитературенеклассическогопериодаособыйвекторфилософско-эстетической ориентации, обусловливающий творческие принципы ихудожественные стратегии писателя, однако предполагающий вариативностьконкретныхформмировоззрения,поэтикиистилистикиписьма.Неотрадиционализм опознается нами как неклассическая модификациязародившегося в «осевое время» (К.
Ясперс) традиционального типатворческого сознания, покинувшего лоно исторического (рефлективного)традиционализма, но в инвариантном своем содержании сохранившего своеприсутствие в последующих эпохах развития словесности.Новый традиционализм XX века представляет собою сложный синтезбазовыхустановокнеклассическоготрадиционализмакультурногоисознания,новейшихсвязанныхзавоеванийсосвободойиндивидуального самоопределения творческой личности и с существеннымусложнением общей «картины мира» в неклассическую эпоху. Причемнеклассические(новоприобретенные)свойстванеотрадиционализмаявляются не просто дополнением к исконно-традициональным постулатам,но в имплицитном плане производны от классически-традиционалистскогосознания, исторически раскрываются как результат его многовековойэволюции.Историческая специфика неотрадиционализма определяется конкретнымсвоеобразием неклассических стратегий творческого мышления, а егосубстанциальные(базовые)основы–инвариантнымсодержаниемтрадиционального сознания.
Базовые интенции традиционального сознания,составляющие философско-эстетическое ядро неотрадиционализма, – этоонтологизм мировосприятия, презумпция благой осмысленности бытия,утверждениеобъективно-сверхличнойприродывысшихценностей,481аксиологическимотивированнаяответственностиитрадициоцентричность,причастностицентростремительностьвсеобщему,мышления,пафослогоцентричностьсолидаристскоеи(конвергентное,«соборное») понимание творчества, императив «служения» сверхличному ивсеобщему.Неклассические свойства присущего неотрадиционализму творческогосознания, сообщающие ему статус принципиально новой (не имеющейаналогов в прошлых веках и эпохах) модификации традициональности:персонализм и историчность мышления, принцип суверенности и свободытворческого поиска, обращенность в будущее и открытость к новому,диалогичность, экзистенциальность, неприятие любых форм пассеизма,потребностьвчитательскомсотворчестве,интерсубъективность,инспиративность и аллюзивность смыслообразования.Новый традиционализм не противоположен модернизму и – в целом –неклассической парадигме художественности, поскольку сам является однимиз модусов неклассического мышления.
Таким образом, в диахронном(вертикальном) разрезе неотрадиционализм принадлежит традициональномутипутворческогосознания,авсинхронном(горизонтальном)–неклассической ментально-художественной парадигме.Наследуябазовыеинтенциирефлективноготрадиционализма,неотрадиционализм отвергает (преодолевает) тип дискурсивности, присущийклассическомутрадиционализму(нормативность,регламентарность,авторитаризм, монологизм, дедуктивность и т.д.).Для неотрадиционализма XX столетия актуален переход от надличного ивнесубъективноговосприятияценностейкинтерсубъективному(диалогическому) их восприятию, от априорного согласия к искомому исовместнымиусилиямиобретаемомусогласию,отнеавтономнойпричастности общему к автономной причастности миропорядку, отимперативного и регулятивного мышления к проблемному, эвристическомуи проективному, от априорно-завершенной и самотождественной картины482мира к вероятностной, от авторитарно-декларативного стиля мышления каллюзивно-инспиративному, от монологических стратегий общения ккоммуникативно-диалогическим.Исторически русский неотрадиционализм возник в противоборстве срадикальным авангардом и соцреализмом, как продуктивная альтернатива, содной стороны, творческому произволу «уединенного сознания» и, с другойстороны, - новой принудительной «нормативности», нашедшей выражение видеологически ангажированной словесности советского периода.
Однако врамкахвсейнеклассическойнеотрадиционализма,егоэпохи(XXхронологические–вв.)XXIграницыистатусхарактерегопротивостояния другим типам творческой ориентации могут быть осознаны вболее глобальном масштабе. Как литературная реализация историческиполивариативноготрадициональногоконвергентного)сознания,(начинаяснеотрадиционализмромантизмаможет–бытьпротивопоставлен не только авангардизму и соцреализму, но и другимсовременным модификациям дивергентного и номативистского менталитета(поставангарду, постмодерну, новейшим формам идеологизма и дидактизма).Такимобразом,неотрадиционализмидентифицируетсянами«втройственном противостоянии» (В. Тюпа), но не только с авангардом исоцреализмом (это исторически локальный случай), а как диалогический,свободно-ответственный тип мышления в противостоянии с дивергентным инормативистским типами творческого сознания, могущими многократновозрождаться и принимать разные исторические формы.Науровнепоэтикинеотрадициональнаяосвященнымиконкретныхориентациятрадициейможетуниверсалиям,художественныхпроявлятьсясимволамвстратегийтяготенииикархетипам(стилистическим, образным, мотивным, сюжетным, тематическим), куниверсальным идеям и представлениям, которые, однако, не простодублируют и транслируют уже известные схемы, не просто повторяютизвестное «каноническое» миропонимание, но как бы заново открывают,483эвристическипрокладывают(новые)пути,проекцииизнового(современного, исторического) в вечное и из вечного – в историческое исовременное; из неповторимой экзистенциальной и исторической ситуацииавтора/героя к вневременному и непреходящему ценностному универсуму.Неотрадиционализм может иметь различные модусы проявления иреализовыватьсяа) на уровне общих аксиологических и философско-эстетических ориентацийписателя (выраженных более или менее декларативно и манифестарно);б) как творческий принцип, обусловливающий художественные стратегии: вчастности, в мотивике и образной символике текстов, в предпочтениях тойиной «картины мира», в расстановке ценностных акцентов в изображенноммире, в архитектонике произведения, в специфике субъектности, встилистических стратегиях (например, в характере интертекстуальности) и,наконец, в коммуникативно-риторических (дискурсных) стратегиях письма.При этом степень органического единства манифестарного и собственнохудожественного модусов проявления неотрадициональной ориентацииможет быть разной.
В одних случаях этот вектор может быть сильнеепроявлен декларативно, нежели художественно; иногда конвергентный типписьма расходится с дивергентностью манифестарных высказываний; однаков подавляющем большинстве случаев оба эти аспекта тяготеют к единству.Возможны сложные (парадоксальные и «пограничные») формы, когдатрадиционально-конвергентные интенции реализуются в сложном сплетениии взаимодействии с противоположными интенциями (например, у М.Цветаевой, М. Булгакова, А. Платонова, позднего Мандельштама, Бродскогои т.д.).Важное значение имеет тезис о том, что неотрадиционализм не связаннапрямую с эстетическим консерватизмом, пассеизмом, идеологизмом и непредполагает их в качестве своих обязательных предпосылок.Какментально-эстетическаяформация,неотрадиционализмимеетвекторный характер, пересекается и сложно взаимодействует с другими484типами и модусами ориентации; может по-разному и в разной мерепроявляться у разных писателей, принадлежащих к неотрадициональнойлинии исканий, а также – у одного и того же писателя в разных его текстах ина разных этапах его творческого пути.Неотрадиционализм не может рассматриваться как направление, течение,школа, художественный метод или тип поэтики.