Диссертация (Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)". PDF-файл из архива "Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Великий буддистский император Асоки оставил запечатленными в назидание потомствуне собственные деяния, а заповеди милосердия и взаимного понимания. Несмотря на то, что джайнисты не признают веру в Творца, они строго придерживаются предписаний учения о непричинении вреда живым существам иуважении к природе.В учении Будды «согласно преданию, данному им Асанге в четвертомвеке, прежде всего, было отмечено максимальное развитие энергии, мужества, терпения, постоянства устремления и бесстрашия. Энергия есть основавсего, ибо в ней одной заложены все возможности» [Рерих Н.К., 1931/2009,30с. 162-163].
В Махаяна Сутре выделяются три радости – счастье даяния, счастье помощи и счастье вечного познания. Терпение всегда, во всем и везде.Предполагается, что во многом под влиянием джайнизма как религиознофилософского учения Махатма Ганди разработал свою концепцию ненасилияв борьбе за независимость, которая приобрела значительную известность впоследние годы.Идея непротивления злу насилием Махатмы Ганди основана надревнеиндийской теории «ахинсы», согласно которой насилие порождаетлишь еще большее насилие. Результаты усилий М. Ганди увенчались успехом – зародилось народное движение «сатьяграха» (сат – истина, аграха –упорство), суть которого заключалась в неподчинении несправедливым законам в формах гражданского неповиновения и ненасильственного несотрудничества.
Ему удалось завоевать симпатию людей примером пассивного бунта. Когда движение принимало массовые формы, репрессии были бессильны(никаких тюрем бы не хватило) и властям часто приходилось идти на компромиссы – отменять законы (например, закон о принудительной регистрации индийцев в Трансваале) или доплачивать крестьянам за каторжный труд.Ганди считал, что «скорейший путь добиться справедливости – относитьсясправедливо к противоположной стороне». Он применял этот принцип в отношениях с британским правительством Индии, призывая ненавидеть британскую систему, а не англичан. Ганди не принимал революционный путьсоциальной реформации, утверждая, что каковы средства, таков и результат.Считая насилие внешним проявлением внутреннего страха и слабости, Гандипризывал к самоочищению и самосовершенствованию, что, по его мнению,способствовало бы и «изменению» сердца» у противника.
«То, что не достигается убеждениями и угрозами, совершенно самопроизвольно преодолевается любовью», – такова основная идея ненасилия Ганди [Микиртичева].Особой веротерпимостью отличался и Акбар Джелалидии (1542-1602)– император Индии Монгольской династии, крупный политический и религиозный деятель.31В конфуцианстве в качестве принципов толерантности выступает милосердное отношение к людям. В писаниях древнекитайского философа Мэнцзы (372-289 гг. до н.э.) подчеркивается: «Почитая своих старших, распространяйте это и на других старших людей. Любя своих детей, распространяйте (эту любовь) и на чужих людей, и тогда легко будет управлять Поднебесной.
Потому, когда проявляют милосердие, этого достаточно, чтобызащитить всех в пределах четырех морей. Когда же не проявляют милосердие, то невозможно защитить даже жену и детей».Другая религия, зороастризм (от имени мифического пророка Зороастра) – религия древних персов, ассирийцев и других ближневосточных народов, культивировала благожелательное отношение к ближнему.Для эпохи Реформации (VI, VII и начало VIII века) характерно изменение основополагающих принципов средневекового мировоззрения. Это коснулось всех сторон жизни, в том числе нравственной и общественной.
Передовые люди, которые пользовались авторитетом в обществе, – философы Дж.Локк, Ф.Вольтер, И. Кант, и др. – выступали с резким осуждением религиозной нетерпимости и фанатизма.Одним из первых западных философов, который рассматривал толерантность как веротерпимость, был Дж. Локк. В «Послании о веротерпимости» он ставит проблемы толерантности и обосновывает экономическую целесообразность терпимости к «иным».
По его мнению, толерантность – этосвоеобразная «золотая середина», позволяющая найти равновесие междукрайними непримиримыми позициями, толерантность идет в паре с интолерантностью. Толерантность – это внутренняя интенция человека в отношении блага других людей [Локк Дж., 1960].Знаменитый французский философ Ф.
Вольтер считается самым последовательным критиком фанатизма. В своем «Трактате о веротерпимости»(Traits sur la tolerance) Ф. Вольтер утверждал, с одной стороны, что нетерпимость присуща всем религиям, с другой стороны, он предостерегал и отопасности, связанной с атеизмом. Он был уверен, что любая религия может32легко переродиться в фанатизм. Категорически отвергая любые проявленияфанатизма, Ф. Вольтер защищал толерантность и рассматривал ее как всеобщую ценность и добродетель.
По его мнению, толерантность является «основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами идругими социальными группами». Рассуждая о необходимости толерантности,Ф. Вольтер констатировал: «Мы должны всех людей рассматривать какнаших братьев. Что и турок мой брат? И китаец? И еврей? Да, без сомнения.
Мы все – дети одного отца». Спустя 11 лет после ухода из жизни философа, в 1789 году Учредительное собрание Франции приняло Декларациюправ человека и гражданина. В этом документе провозглашалась свобода мысли.И. Кант считал, что существует «только один категорический императив: поступай согласно такой максиме, руководствуясь которой ты можешьпожелать, чтобы она стала всеобщим законом».Признание в 16–17 вв. отколовшихся церквей и сект положило началозарождению толерантности.
Утверждается, что деятельность философов этого периода, направленная против «терпения нетерпимости» и религиозныхвойн, предопределила зарождение толерантности как «фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости» [СолдатоваГ.У. и др., 2002, с.102]. Именно «признание толерантности в качестве условия мира между народами помогло складываться той исторической атмосфере, благодаря которой появились первые новоевропейские декларации прав,ставшие предтечей Всеобщей Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года» [Риэрдон Б.Э., 2001, с.13]. «Культурный и религиозный плюрализм, развившийся в западном мире, особенно среди англосаксов, вызвал кжизни толерантность, необходимую для установления общности в условияхплюрализма.
Толерантность была, с одной стороны, необходимым побочнымпродуктом этого плюрализма, а с другой – условием его дальнейшего развития» [Романенко Л. М., 2002, с. 177].Толерантное мировоззрение западных философов оказало существен33ное влияние на отношение мыслителей России к веротерпимости.
Так, наряду с Западной Европой проблема веротерпимости находит свое отражение вроссийской философии и этике. Л.Н. Толстой, А. Швейцер, Н.К. Рерих, Ю.М.Лотман, Вл. С. Соловьев, Н. Лосский, Н. Бердяев и др. активно начинают выступать за национальное и религиозное согласие. В их работах решительноосуждается нетерпимое отношение к «чужим» религиям, а также к носителямтой или иной веры в Бога.
В понимании Л.Н. Толстого толерантность выступала как непротивление злу насилием. Его проповедь о непротивлении злусилой была направлена в первую очередь на прекращение государственногонасилия над человеком и исключение смертных казней и убийств, которыесовершались в 1905-1907 гг. как результат революционных событий. Концепция отказа от сопротивления злу воспринималась его последователямикак возможность протеста против насильственных действий, имевших местов тот исторический период.По А. Швейцеру, тенденции толерантности наиболее адекватно отражаются понятием «смирение». «Этика смирения» А.Швейцера основана намиропонимании, которое означает уважение самой жизни и воли к этой жизни. Такая воля выражается в поступках человека, в которых проявляются егонравственная ответственность и долг [Швейцер А., 1992].Важным условием воспитания терпения и терпимости в себе Н.К.
Рерих считает сдерживание раздражительности, преодоление страхов и эгоцентризма, культивирование в себе любви. Н.К. Рерих выдвигал идею терпимости как активной формы взаимодействия, «ибо в каждом человеческом сердце, во всем царстве человеческом живет одно и то же стремлениек Благу. И стремятся воссоединиться в сущности своей они… Поверх всехразделений существует великое единение, доступное лишь немногим…сливается мышление, казалось бы, самых удаленных человеческих индивидуальностей. В этих высших знаках стирается самое отвратительное, чтозатемняет свет сердца, а именно – отрицание и суждение» [Рерих Н.К.,1931/2009, с.146].34«Трогательны все объединительные знаки…. Лишь не закрыть глазаумышленно, и множество благих фактов нахлынут.
Поистине… «глазамисердца видим»… Вообще, со всею бережливостью отнесемся к благостнымобъединительным знакам… благие знаки вовсе не заковывают нас в прошлое, но восторженно устремляют в будущее. … Каждое сердце знает, чтомирное время нужно ему для познавания, для строения… Немирные временапривели к краху, материальному и духовному. И это знает сердце человеческое. Немирные времена создали шатание безработицы, в которой теряетсялучшее устремление к повышению качества. Немирные времена привели комножеству условностей и к тому ужасу, который возникает от потери качества, иначе говоря, к духовному одичанию» [Рерих Н.К., 1931/2009,с.
154-160].Согласно Ю.М. Лотману толерантность предполагает признание правачеловека на тайну. Терпимость как религиозная добродетель отражена в работах Вл. С. Соловьева, Н. Лосского, Н. Бердяева и др. По Вл. Соловьеву злокак антипод добродетели – это «не владеющее собой бытие... расплывающееся во внешности и кончающее реальным распадением» [Соловьев Вл.С.,1990, т. 1, с. 142].Во все времена злободневным остается вопрос о пределах сопротивления/несопротивления злу. Определение нравственных границ разрешенияэтой дилеммы остается трудноразрешимой проблемой.И.А.
Ильин критически относился к идее ненасилия Л.Н. Толстого.Вместе с тем в работе «О сопротивлении злу силой» (1925) обращается внимание на то, как правильно обозначить проблему сопротивления злу и разрешить ее. Согласно И.А. Ильину для сопротивления злу необходимо использовать такие средства, которые оправданы с духовно-нравственной точки зрения.Характеризуя начало 20 века как «эпоху великой духовной смуты»,И.А.Ильин говорил о деформации и «ломке» нравственного сознания, которые привели к тому, что ничтожное становилось самым значимым, а святые35духовные ценности исчезали.Непротивленчество злу, по мнению А.И.Ильина, способствовало лишьсамораспылению добра и распространению агрессии в мире. Выдающийсяфилософ был убежден в том, что в процессе духовного развития человекапроблема сопротивления злу является самой актуальной.