viktor_frankl_osnovy_logoterapii (Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия.), страница 8
Описание файла
PDF-файл из архива "Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия.", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
В области философии психологизм был преодолен критическими методами феноменологии; в области психотерапии психологизмдолжен быть теперь преодолен с помощью метода, который мы будемназывать логотерапией. Логотерапией ставится задача, которую мыописали как «психотерапию в духовных терминах». Логотерапия должна дополнить психотерапию; т. е.
она должна заполнить пустоту, окоторой мы упоминали. С использованием логотерапии мы имеемнеобходимое оснащение для трактовки философских вопросов в их35Основы логотерапиисобственной системе отсчета и можем предпринять объективное обсуждение духовных мучений человека, страдающего психическимирасстройствами.Логотерапия не может и по природе вещей не ставит своей цельюзаменить психотерапию, но лишь дополняет ее (и то лишь в особыхслучаях). De facto ее цели не являются новыми, а ее подход практиковался и ранее, обычно неосознанно. Однако мы здесь проверяем возможность применения логотерапии de jure и стремимся определить,в каких случаях и в какой степени она желательна. В целях прояснения мы должны исследовать вопрос методически и прежде всего отделить логотерапевтические факторы от психотерапевтических.
Этодолжно быть сделано в целях анализа, но, поступая таким образом,мы не должны забывать, что в психиатрической практике оба фактора неразрывно связаны друг с другом; они, так сказать, сливаютсяодин с другим в работе с пациентом. В конечном счете интересы психотерапии и логотерапии, а именно психические и духовные аспектычеловека, представляют неделимое единство.В принципе, однако, приходится признать тот факт, что духовныеи психические аспекты человека должны рассматриваться по отдельности; они представляют сферы существенно различные.
Ошибкапсихологизма состоит в произвольной подмене одной ориентациидругой. Психологизм ведет к смещению оснований дискуссии. Избежать этого в области психотерапевтического лечения и таким образом окончательно очистить психотерапию от психологизма - цель иреальная задача логотерапии.Здесь, в заключении этой главы, мы хотели бы обратить психологизм против него самого и нанести ему поражение его же собственным оружием. Повернув острие пики, мы хотим применить методыпсихологизма к нему самому, исследуя его собственный психогенезис, т.
е. лежащие в его основе мотивы. Какова же его скрытая основная установка, его тайная тенденция? Наш ответ таков: тенденция кобесцениванию. В любом данном случае его усилия оценить интеллектуальное содержание психических актов в действительности оказываются усилиями, направленными на его обесценивание. Он всегда стремится демаскировать. Он избегает любых вопросов о валидности - в религии, в художественной или даже научной областях посредством уклонения от области содержания к области действия.36Доктор и душа: от психотерапии к логотерапииТаким образом, психологизм в конечном счете бежит от сложностивопросов, требующих познания, и задач, требующих решения; он бежит от реальностей и возможностей существования.Повсюду психологизм не видит ничего, кроме масок, настаивая, чтоза этими масками находятся всегда только невротические мотивы.
Искусство есть, по его утверждению, в конечном счете не что иное, какбегство от жизни или от любви. Религия - это просто страх примитивного человека перед космическими силами. Все духовные творения оказываются «просто» сублимациями либидо или, в других случаях, компенсациями чувства неполноценности или средствами для достижения чувства безопасности. Великие творцы в области духа оказываются простоневротиками. Будучи проведенными через такой курс «разоблачения»психологизмом, мы можем с полным удовлетворением заявить, что Гетеили Августин, например, были «реально только» невротиками. Такойподход не видит явлений такими, какими они существуют в реальности,и потому реально не видит ничего.
Если какое-то явление в одно времявыступало в качестве маски или где-то служило средством для достижения какой-то цели, то разве оно навсегда становится маской или не представляет ничего иного, кроме средства для достижения цели? Разве никогда не бывает ничего непосредственного, оригинального?Индивидуальная психология проповедует мужество, но она, повидимому, забывает о смиренности, которая должна сопровождатьмужество.
Смиренности перед лицом духовных сил, духовной реальности, природа и ценности которой не могут быть просто психологически спроецированы в психологическую плоскость. Смиренность,если она подлинная, определенно является признаком внутреннейсилы в такой же степени, что и мужество.«Разоблачающая» психотерапия, подобно любому психологизму,избегает заниматься проблемами философской и научной валидности.
Например, один психоаналитик в ходе частной дискуссии атаковал непсихоаналитическое мнение другого психотерапевта и осудилего, утверждая, что оно было обусловлено «комплексами» его оппонента. Когда ему заметили, что использование данного непсихоаналитического метода привело к излечению пациента, он заявил, что«излечение» было на самом деле еще одним из симптомов пациента.Посредством подобного рассуждения можно избежать любой объективной дискуссии и научных дебатов.37Основы логотерапииПсихологизм, таким образом, является излюбленным убежищемтех, кому присуща тенденция к обесцениванию. Но, на наш взгляд,психологизм представляет частный аспект более общего феномена,состоящего в следующем: конец девятнадцатого и начало двадцатогостолетия полностью исказили образ человека акцентированием многочисленных ограничений, налагаемых на него и делающих его якобы беспомощным.
Человека стали представлять как ограниченногобиологическими, психологическими и социологическими факторами.Внутренне присущая человеку свобода, которая сохраняется вопрекивсем этим ограничениям, свобода духа вопреки природе осталасьнезамеченной. И, однако же, именно эта свобода является тем, чтосоставляет подлинную сущность человека. Таким образом, наряду спсихологизмом мы получили также биологизм и социологизм,1 которые все вместе соучаствовали в создании карикатуры на человека.Вполне естественно, что в ходе интеллектуальной истории сформировалась реакция на эту натуралистическую позицию. Представители этой контрпозиции привлекли внимание к фундаментальным факторам человеческого бытия; они акцентировали свободу человека перед лицом препятствий, создаваемых природой.
Неудивительно, чтоглавный фактор - способность быть ответственным - наконец был возвращен в центр нашего поля зрения. Другой основной фактор - способность быть сознательным - явился, по крайней мере, тем, что немогло быть проигнорировано психологизмом.Заслугой экзистенциальной философии является то, что она провозгласила существование человека как форму бытия sui generis.1Так,например, Ясперс называет бытие человека бытием «решающим»: ононе есть нечто, что просто «есть», но есть нечто такое, что сначаларешает, «что оно такое».
Это утверждение подчеркивает факт, который в общем давно понимался, хотя и не всегда принимался. И только после того как он был признан, этическое суждение о поведениичеловека стало вообще возможным. Потому что когда человек противопоставляет себя ограничениям природы, когда он «занимает пози1Генеалогия всех этих идеологий такова: отец психологизма, биологизма и социологизма - натурализм. От так называемой инцестуозной связи между биологизмом исоциологизмом происходит коллективный биологизм. Другим аспектом коллективногобиологизма является расизм.2 Своего рода, своеобразный (лат.).38Доктор и душа: от психотерапии к логотерапиицию» по отношению к ним, когда он перестает покорно и слепо подчиняться ограничениям, налагаемым биологическим (раса), социологическим (класс) или психологическим (характерологический тип)факторами, - только тогда его можно оценивать с точки зрения морали.
Смысл понятий, подобных понятиям достоинства и вины, появляется или пропадает в зависимости от нашей веры в подлинную способность человека не просто принимать как судьбой поставленные границы все вышеупомянутые ограничения, но вместо этого рассматриватьих как вызов ему самому формировать свою судьбу и свою жизнь.Таким образом, человек, принадлежащий к данной нации, очевидно, не имеет тем самым ни вины, ни заслуги. Его вина началасьбы только в том случае, например, когда он не культивировал бы всебе специальные таланты данной нации, или не содействовал быразвитию национальных культурных ценностей; в то время как он имелбы заслуги, если бы он преодолевал в себе определенные характерологические слабости своей нации в процессе сознательного самообразования.