viktor_frankl_osnovy_logoterapii (Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия.), страница 7
Описание файла
PDF-файл из архива "Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия.", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Мы должны анализировать эти вопросыпо их существу, в ценностном контексте. Наш пациент имеет правотребовать, чтобы выдвигаемые им идеи трактовались на философском уровне. Рассматривая его аргументы, мы должны со всей честностью входить в эти проблемы и отклонять любые искушения обойти их, воспользовавшись, например, предпосылками, извлекаемымииз биологии или, может быть, из социологии.
Философский вопроснельзя трактовать, поворачивая дискуссию к патологическим корням,из которых он берет начало, или намекая на болезненные следствияфилософского размышления. Это только уклонение от проблемы. Дажетолько ради философской честности мы должны сражаться, пользуясь тем же самым оружием. Доктор не должен лечить транквилизаторами отчаяние человека, который пытается разрешить духовные проблемы.
Скорее он должен с помощью «психотерапии в духовных терминах» попытаться дать пациенту духовную опору, обеспечить емунекий духовный якорь спасения.Это особенно целесообразно в нашей трактовке типично «невротического» мировоззрения. Предположим, что мировоззрение пациента окажется валидным. В этом случае мы совершили бы серьезнуюошибку, пытаясь его опровергать, ибо нельзя полагать, что мировоззрение невротика непременно будет неверным просто потому, что егоносителем является невротик. Однако может оказаться, что мировоззрение пациента ошибочно.
В этом случае его корректировка потребовала бы не психотерапевтических методов. Мы можем определитьситуацию следующим образом: если пациент прав, психотерапия ненужна, так как валидное мировоззрение коррекции с нашей стороныне требует. С другой стороны, если пациент неправ, психотерапия32Доктор и душа: от психотерапии к логотерапииневозможна - искаженное мировоззрение не может быть выправленопсихотерапией.
Следовательно, в отношении духовных проблем психотерапия в ее старых рамках оказывается неадекватной. Она не тольконеадекватна, но и некомпетентна - в том смысле, что эти проблемыне относятся к ее сфере.Как мы видели, психотерапия не располагает достаточными возможностями для того, чтобы заниматься психической реальностью в ее целостности.
В наибольшей степени эта недостаточность связана с ее некомпетентностью в плане обращения с духовной реальностью в ее собственном, самостоятельном контексте. Такая психотерапия не толькопревышает свои полномочия, трактуя мировоззрение индивида как «невротический» феномен; она вообще заходит слишком далеко, конструируя теории патологического происхождения любого мировоззрения.Философская структура не является обязательно продуктом болезненной психики ее создателя.
Мы не имеем права заключать изпсихической болезни личности, создавшей определенное мировоззрение, что его философия непременно будет неадекватной. Мы должныеще ее опровергнуть. Только после этого мы можем заняться «психогенезисом» его «идеологии» и постараться понять ее в контексте еголичной биографии. Следовательно, не остается места для психопатологии или психотерапии мировоззрения.
Самое большее, что здесьвозможно, это психопатология или психотерапия создателя мировоззрения, живой личности, в сознании которой данное мировоззрениесформировалось. И совершенно очевидно, что никакая психопатология не дает оснований для оценки валидности или невалидности мировоззрения (Аллерс). Непозволительно делать утверждения относительно конкретного философского вопроса; они должны ограничиваться личностью философа. Стандарты, с которыми работает психопатология, «здоровье - болезнь» являются релевантными только вотношении человека, но не того, что он производит. То, что мы формулируем психопатологическое суждение о личности, следовательно, не освобождает нас от необходимости понять его мировоззрениеи определить его адекватность или неадекватность. Повторим еще раз:психическое здоровье или болезнь носителя мировоззрения не предрешает его правильность или неправильность.
Дважды два равняетсячетырем, даже если это суждение высказывает параноик. Наша оценка идей не зависит от психического происхождения этих идей.2Э. Франкл39Основы логотерапииВся проблема обусловливается обманчивостью психологизма;именно так мы называем псевдонаучную процедуру, которая стремитсяанализировать каждый акт на предмет его психического происхождения и на основании этого оценивать, валидно или невалидно его содержание. Такой подход осужден на неудачу изначально. Было быфилософским дилетантизмом, например, исключать существованиебожественного существа на том основании, что идея Бога возниклаиз страха примитивного человека перед могущественными природными силами.
Равным образом было бы неправильным оцениватьпроизведение искусства исходя из факта, что художник создавал его,скажем, в психотической фазе его жизни. Нельзя допускать, чтобыиндивидуальное или социальное злоупотребление затемняло нашвзгляд на само произведение. Отрицать валидность и ценность художественного творения или религиозного переживания просто потому, что они были использованы индивидом для его собственных невротических целей или культурой для ее собственных декадентскихцелей, значило бы выплескивать из таза ребенка вместе с водой. Такой критический метод напоминает человека, который, увидев аиста,воскликнул: «Ну и ну! А я думал, что аистов не бывает».
Потому только, что аист получил «вторичное» использование в качестве существа,приносящего маленьких детей в известном мифе нянек и кормилиц,мы должны считать, что сама птица не существует?Все это не означает отрицания того, что идеи обусловливаютсяпсихологически, биологически и социологически. «Обусловлены», ноне «детерминированы». Вэльдер справедливо указывал, что все такиеобусловливания идей и культурных феноменов вполне могут бытьисточником ошибок, вызывая неверные взгляды и преувеличения здесьи там, не определяя в то же время их существенного содержания.
Онине могут быть приведены в качестве объяснения интеллектуальногодостижения, воплощенного в формировании этих идей и феноменов.(Любое подобное «объяснение» смешивает область экспрессии личности с областью репрезентации вещи.) И в отношении формирования картины мира у индивида Шелер показал, что характерологические различия входят в нее лишь настолько, насколько они влияют наего выбор; они не могут формировать содержание этого видения.Поэтому Шелер называет обусловливающие элементы «элективными», а не «конституирующими».
Они могут служить в качестве осно34Доктор и душа: от психотерапии к логотерапиивы для нашего понимания того, почему у данного индивида сформировался его личный способ видения мира, но они никогда не смогутобъяснить, какая часть изобилия мира представлена в этом индивидуальном, хотя, может быть, и узком, видении.Особенность всякой перспективы, фрагментарный характер любой картины мира, в конце концов, предполагают объективность мира.Нам известны источники ошибок и обусловливающие факторы в астрономических наблюдениях - факт выражен в хорошо известном астрономам «личном уравнении».
Тем не менее никто не сомневается,что, вопреки таким субъективным факторам, нечто подобное Сириусу реально существует. Аналогично вердикт относительно данногомировоззрения, основывающийся на психологической или психопатологической структуре личности создателя данного образа мира, небудет ни адекватным, ни плодотворным. Только объективный подход,направленный на внутреннюю истину мировоззрения, имеет какойлибо смысл.Мы определенно не считали бы возможным объявлять нечто как«истинное», потому что оно было «здоровым», или, наоборот, нечтосчитать «ложным», потому что оно было «больным».Хотя бы только ради исследовательских целей, следовательно, мыдолжны продолжать утверждать, что психотерапия как таковая выходит за границы своей компетенции в трактовке философских вопросов, ибо, как мы показали, специальные категории психопатологии —а именно «здоровье» и «болезнь» - не имеют отношения к истине иливалидности идей.
Как только психотерапия пытается высказывать суждение в этом отношении, она моментально впадает в ошибку психологизма. Если, следовательно, мы хотим бороться с психологистическими отклонениями существующей психотерапии и отразить их опасные вторжения, необходимо дополнить психотерапию новой процедурой.