Philosophy.lektii.3.2009 (PDF-лекции по философии), страница 8
Описание файла
Файл "Philosophy.lektii.3.2009" внутри архива находится в папке "PDF-лекции по философии". PDF-файл из архива "PDF-лекции по философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "лекции и семинары", в предмете "философия" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Общий характер этих представлений, идейили понятий заключается в том, что они могут быть применимы кмногообразию единичных вещей. Такой общей идей будет,например, идея «человек», которая применима к множествуединичных людей. Таким образом, абстракция, или общее понятие –это, по Локку, сумма общих, присущих разным предметам иобъектам свойств.Локк обращает внимание на то, что в языке, по причине особойего сущности, лежит не только источник понятий и представлений,но и источник наших заблуждений. Поэтому Локк считает главнойзадачей философской науки о языке отделение логического элементаязыка, речи от психологического и исторического. Он рекомендуетпрежде всего освободить содержание каждого понятия от побочныхмыслей, прикрепившихся к нему в силу общих и личныхобстоятельств.
Это по его мысли должно в конечном итоге привестик созданию нового философского языка.Локк задаѐтся вопросом: в каких отношениях чувственныевосприятия адекватно представляют характер вещей? Отвечая на33него, он разрабатывает теорию первичных и вторичных качестввещей.Первичные качества – это свойства самих вещей и ихпространственно-временныехарактеристики:плотность,протяжѐнность, форма, движение, покой и др. Эти качестваобъективны в том смысле, что соответствующие им идеи разума, помнению Локка, отображают реальность предметов, существующихвне нас.Вторичные качества, представляющие собой комбинациипервичных качеств, например, вкус, цвет, запах и пр., имеютсубъективный характер. Они не отражают объективных свойствсамих вещей, они лишь возникают на их основе.Локк показывает, как субъективное с неизбежностьюпривносится в познание и в сам человеческий разум черезчувственные восприятия (ощущения).Наше познание, говорит Локк, реально лишь постольку,поскольку наши идеи сообразны с действительностью вещей.Получая простые идеи, душа пассивна.
Однако, имея их, онаполучает возможность совершать над ними различные действия:комбинировать их друг с другом, отделять некоторые идеи отостальных, образовывать сложные идеи и прочее, т.е. всѐ то, чтопредставляетсобойсуществочеловеческогопознания.Соответственно, познание понимается Локком как восприятие связии соответствия либо, напротив, несоответствия и несовместимостилюбых наших идей. Где есть это восприятие, там есть и познание.Локк выделяет различные виды познания – интуитивное,демонстративное и чувственное (сенситивное).
Интуиция открываетнас истину в актах, когда ум воспринимает отношения двух идейнепосредственно через них самих без вмешательства других идей. Вслучае с демонстративным познанием ум воспринимает соответствиеили несоответствие идей при посредстве других идей, которые самиявляются очевидными, т.е. интуитивными, в рассуждении.Демонстративное познание зависит от доказательств. Чувственноепознание даѐт познание существования единичных вещей. Так какчувственное познание не простирается дальше существования вещей,данных нашим чувствам в каждый момент, то оно намногоограниченнее предыдущих.
Для каждой ступени познания(интуитивное, демонстративное и чувственное) существуют особые34степени и критерии очевидности и достоверности знания.Интуитивное познание выступает как главный вид познания.Все свои идеи и положения, к которым разум приходит впроцессе познания, он выражает в словах и высказываниях. У Локканаходим представление об истине, которое можно определить какимманентное: для человека истина заключается в согласиипредставлений не с вещами, но друг с другом. Истина не что иное,как правильное сочетание представлений. В этом смысле она несвязана напрямую с каким-либо единичным представлением, новозникает лишь там, где человек подводит под определѐнные законысодержания первичных представлений и ставит их в связь друг сдругом.К числу основных воззрений Локка принадлежит его убеждение,что наше мышление даже в самых неоспоримых своих выводах необладает никаким ручательством за их тождественность сдействительностью.
Всеобъемлющая полнота познания – эта цель,всегда вожделенная для человека, является для него изначальнонедостижимой в силу его собственной сущности. Скептицизм Локкавыражается в следующем виде: мы, вследствие психологическойзаконосообразности, должны представлять себе мир так, как мы этоделаем, даже в том случае, если бы он был совершенно иным.Поэтому для него является очевидным, что истиной трудно обладать,и что разумный человек будет придерживаться своих взглядов,сохраняя некоторую долю сомнения.Говоря о пределах человеческого познания, Локк выделяетобъективные и субъективные факторы, ограничивающие еговозможности.
К субъективным факторам можно отнестиограниченность наших органов чувств и, следовательно,предполагаемую на этой основе неполноту наших восприятий, а всоответствии с его структурой (роль первичных и вторичныхкачеств) и до некоторой степени неточность наших представлений. Кобъективным факторам он относит устройство мира, где находимбесконечность макро и микро миров, недоступных для нашихчувственных восприятий. Однако, несмотря на несовершенствочеловеческого познания в силу самой его структуры, человекудоступны те знания, которые, при правильном подходе к процессупознания, тем не менее, постоянно совершенствуются и вполнеоправдывают себя практически, принося ему несомненную пользу вего жизни.
«У нас не будет причин жаловаться на ограниченность35сил своего разума, если мы воспользуемся ими для того, что можетпринести нам пользу, ибо к этому они весьма способны… Свеча,которая зажжена в нас, горит достаточно ярко для всех наших целей.Открытия, которые мы можем сделать при еѐ свете, должныудовлетворять нас».Социальная философия. Свои взгляды на развитие обществаЛокк излагает в основном в «Двух трактатах о правлении». Основуего социальной концепции составляют теории «естественногоправа» и «общественного договора», ставшие идейной основойполитической доктрины буржуазного либерализма.Локк говорит о двух последовательно переживаемых обществамисостояниях – естественном и политическом, или, как он его ещѐназывает, гражданском.
«Естественное состояние имеет законприроды, которым оно управляется и который обязателен длякаждого; и разум, который является этим законом, учит всех людей,что поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один изних не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе илисобственности другого».В гражданском обществе, в которое люди объединяются наоснове соглашения создать «одно политическое тело», на сменуестественной свободе, когда человек не починѐн ни какой стоящейвыше его власти, но руководствуется только законом природы,приходит «свобода людей в условиях существования системыправления». «Это свобода следовать моему собственному желанию вовсех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимымот непостоянной, неопределѐнной, неизвестной самовластной волидругого человека».
Жизнь этого общества регулируется уже неестественными правами каждого человека (самосохранения, свободы,собственности) и стремлением самолично их защищать, нопостоянным законом, общим для каждого в обществе иустановленным законодательной властью, созданной в нѐм. Цельюгосударства является сохранение общества, обеспечение мирного ибезопасного сосуществования всех его членов, на основе всеобщегозаконодательства.В государстве Локк выделяет три основные ветви власти:законодательную,исполнительнуюифедеративную.Законодательная власть, функция которой заключается в выработке иутверждении законов, – это верховная власть в обществе.
Онаучреждается народом и осуществляется посредством высшего36выборногооргана.Исполнительнаявластьследитзанеукоснительностью и непрерывностью исполнения законов,«которые созданы и остаются в силе». Федеративная власть«включает в себя руководство внешними безопасностью иинтересами общества». Власть законна в той мере, в какой онаподдерживается народом, еѐ действия ограничены общим благом.Локк выступает против всяких форм насилия в обществе игражданских войн.
Его социальные взгляды характеризуются идеямиумеренности и рационального устройства жизни. Как и в случае стеорией познания, в вопросах образования и функций государства онзанимает эмпирические позиции, отрицая любые представления оврождѐнности идей общественной жизни и законов еѐрегулирующих. Формы общественной жизни определяютсяреальными интересами и практическими потребностями людей, они«могут осуществляться ни для какой иной цели, но только винтересах мира, безопасности и общественного блага народа».Этическая философия.