Автореферат (958862), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Гадамер,К. Ясперс).Методы исследования. В основу диссертации положен комплексныйподход, включающий элементы биографического, культурно-исторического,сравнительно-исторического,структурногоигерменевтическоголитературоведения.Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается втом, что оно расширяет представление о синергии жанровых форм,определяющей поэтику романа Т. Манна. Вместе с тем, осуществленный в немподход позволяет описать особенности литературно-эстетического восприятияобострившейся к началу XX в. «проблемы человека» (М. Бубер) и предложенныеТ. Манном пути ее разрешения.Научно-практическая значимость работы состоит в возможностииспользовать ее выводы в сфере гуманитарного вузовского образования, в томчисле в междисциплинарных исследованиях.
Научные результаты диссертациимогут быть использованы при составлении литературоведческих монографий,учебников и учебных пособий, при подготовке курсов лекций и семинарскихзанятий по теории и истории западноевропейской литературы XX в., приразработке спецкурсов по проблемам творчества Томаса Манна.Положения, выносимые на защиту:1) Открытия глубинной психологии первой четверти XX в., проливающиесвет на динамику психической жизни человека и закономерности развития еголичности, в значительной степени обусловливают специфику и новаторскийхарактер художественного мира романа «Волшебная гора».2) Модель сознания главного героя романа «Волшебная гора»эволюционирует от бюргерского психологического синкретизма, покоящегося напрочных основаниях картезианского рационализма и просветительского«здравого смысла», к интроспекции в духе психоанализа З. Фрейда,манифестирующего амбивалентность поведенческих мотивов, а от него – каналитической психологии К.
Г. Юнга, постулирующей полицентрическийдинамизм психической жизни.3) Многоступенчатая эволюция главного героя «Волшебной горы»воссоздается сменяющими друг друга жанрами романа испытания, воспитания,антивоспитания, перевоспитания и становления.4) Роман становления – новаторская для теоретического литературоведениятипологическая разновидность романа, поэтизирующая процесс индивидуацииличности (К. Г. Юнг) и актуализирующаяся по мере дистанцирования ГансаКасторпа от своих менторов. Роман становления – конструктивный принцип,изнутри организующий все привлекаемые Т.
Манном в «Волшебной горе»жанровые формы художественной объективации.5) Изображение автономного процесса индивидуации Касторпа влечет засобой сокращение, а в развязке – аннулирование временно́й, пространственной исмысловой дистанции между автором и героем. Момент отождествления сознания9героя с сознанием автора знаменует собой как событийное, так иповествовательное завершение истории Ганса.Апробация результатов. Диссертация прошла обсуждение на кафедреотечественной и зарубежной литературы МГЛУ (2018). Основныеконцептуальные положения исследования были изложены на четырех научныхконференциях: «Язык и текст: изучение и преподавание языков и культур»(Москва, МГППУ, октябрь 2012 г.), «69-е Дни науки НИТУ “МИСиС”» (Москва,НИТУ «МИСиС», апрель 2014 г.), «Актуальные вопросы филологических наук»(Казань, изд-во «Молодой ученый», октябрь 2015 г.), «XXVIII Пуришевскиечтения» (Москва, МПГУ, апрель 2016 г.).
По материалам диссертационногоисследования был прочитан цикл лекций и проведен цикл семинаров нафакультете немецкого языка и факультете по обучению иностранных гражданМГЛУ (2014–2017 гг.), а также на кафедре иностранных языков икоммуникативных технологий НИТУ «МИСиС» (2015–2016 гг.). По темедиссертации опубликовано 9 работ, из них 4 – в ведущих рецензируемыхизданиях перечня ВАК.Структура работы обусловлена поставленной целью, задачами иметодологическими установками. Диссертация состоит из введения, четырех глав(в состав которых входят 12 параграфов), заключения и списка литературы,включающего 405 наименований, из которых 138 на немецком языке и 14 – наанглийском.
Общий объем работы – 217 страниц.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГОИССЛЕДОВАНИЯВоВведенииобосновываетсяактуальностьдиссертационногоисследования, устанавливается степень научной разработанности темы,рассматриваются объект, предмет, цель и задачи исследования, определяются егометоды, научная новизна, теоретическая и практическая значимость,формулируются выносимые на защиту положения.Первая глава «От романа испытания к роману воспитания» посвященаанализу этапа эволюции Ганса Касторпа от тождественного самому себе герояиспытательного романа к герою романа воспитания XVIII в., чье индивидуальноесознание возвышается до общественного.В первом параграфе «Ганс Касторп – „готовый герой“ романаиспытания» исследуется преломление традиций испытательного романа настраницах первой главы «Волшебной горы».Принципиальная особенность данной романной разновидности состоит,согласно М.
М. Бахтину, в том, что она «исходит из готового человека иподвергает его испытанию с точки зрения также готового уже идеала»1. Подобногероям рыцарского романа, «литературы о дураках», плутовского и придворноисторического романов, Ганс Касторп должен выдержать определенноеБахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Языки славянских культур, 2012. Т. 3. Теорияромана (1930–1961 гг.). C. 148.110испытание.
Отправляющемуся в Альпы молодому человеку предстоитпродемонстрировать верность бюргерской морали, покоящейся на прочныхоснованиях картезианского рационализма и просветительского «здравогосмысла». Сдержанный и благовоспитанный выпускник высшей школы механики,поступающий практикантом на крупную судостроительную фирму, поначалуявляет собой вполне достойного представителя своей ганзейской родины. Однакоуже в первые сутки пребывания героя в «Бергхофе» проявляется несоответствиепривычно постулируемого им «равнинного» мировосприятия высокогорнойреальности.Во втором параграфе «Потенции романа воспитания и образ ЛодовикоСеттембрини» рассматривается генезис гуманистического идеала Bildung вконтексте обнаруживающихся в «Волшебной горе» традиций классическогоромана воспитания.Зародившись в недрах учения средневековых немецких мистиков,концепция Bildung с течением времени преобразуется в просветительскийгуманизм.
В ряду педагогическо-эстетических категорий XVIII в. Bildungпоначалу на равных соседствует с Erziehung и Entwicklung. Со временем терминыдифференцируются. Entwicklung понимается теперь как развертываниезаложенных природой возможностей, а Erziehung – как формирующеепедагогическое вмешательство в природное саморазвитие. Пафос же Bildungобусловливается органичным сочетанием этих двух начал – «эстетическиоформленной гармонизацией внешнего и внутреннего»1. Такова природаэволюции героя в канонических воспитательных романах И. В. Гёте о ВильгельмеМейстере. Герою надлежит не просто продемонстрировать верность данным емуот рождения качествам, но развить их до уровня, способного примиритьиндивидуальный и общественный идеал.
Важнейшую роль в становлении идеалаBildung сыграло т. н. образованное бюргерство (Bildungsbürgertum). Романвоспитания с характерной для его поэтики идеей роста в процессежизнестроительства предстает базой его культурной самоидентификации.Постепенное огосударствление гуманистического идеала определяет спецификуэволюции Bildungsbürgertum в XIX в.: «к разочарованию, к пессимизму, ксмирившейся духом внутренней жизни под защитой власти»2.Традиции воспитательного романа XVIII в. проявляют себя в двухпараллельных сюжетных линиях «Волшебной горы». Первая присутствует втексте в виде ряда дискретных точек – событий жизни Ганса до его роковойпоездки в Давос. Посредством ретроспективной диахронии автор вводит вповествование двух первых воспитателей героя – сенатора Ганса-ЛоренцаКасторпа и консула Джемса Тинапеля, прибегая к типичному длявоспитательного дискурса морализаторскому тону.
Далее читатель, поднимаясьпо ступеням традиционной восходящей градации, знакомится с краткимэкскурсом в «ученические годы» героя в Данциге, Брауншвейге и Карлсруэ,12Gutjahr O. Einführung in den Bildungsroman. S. 12.Манн Т. Страдания и величие Рихарда Вагнера // Манн Т. Собр. соч.: в 10 т. М.: Гослитиздат, 1961. Т. 10. С. 165.11особый колорит которому придает педантичное перечисление освоенных учебныхдисциплин.С фигурой гуманиста Лодовико Сеттембрини и его попытками влиять нагероя «в должном направлении» в роман входит вторая и основная сюжетнаялиния, воссоздаваемая в традициях классического романа воспитания.
Однако ватмосфере начала XX в. привычные теоретические построения итальянца звучатпародией на представления о разумном общественном строе, воспринимаются кактщетная попытка реанимировать рационально-просветительские идеалы вобстановке неуклонной дегуманизации мира. Ирония по отношению кСеттембрини, перерастающая в очевидное недоверие к его жизненной позиции,подводит в конце первого тома к сцене символического «прощания» Ганса сравнинной бюргерской моралью, персонифицированной в образе наставника. Наэтом этапе эволюции героя традиция романа воспитания исчерпывает своиобъективирующие возможности.Вторая глава «От романа воспитания к роману антивоспитания»посвящена анализу эволюции Ганса Касторпа от героя воспитательного романа кгерою романа антивоспитания, обусловленной дифференциацией структуры егопсихики и усложнением отношений с окружающей действительностью.В первом параграфе «Разнобой и беспорядок» выявляются обстоятельствадушевного кризиса, переживаемого Гансом Касторпом в течение первой недели в«Бергхофе».Сознание «трудного дитя жизни» демонстрирует склонность крефлекторному отторжению всего «само собой разумеющегося».