Автореферат (958829), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Она выражается в противопоставлении структурированного,понятного пространства Гегемонии и неизведанной, неструктурированной чужойОкраины. Для описания этой дихотомии как во временном, так и впространственном измерении Симмонс оперирует научными и околонаучнымипонятиями энтропии (стремления материи к разрушению) и антиэнтропии(процесса, обратного первому).Третий параграф «Пространство и время как координаты путешествиягероя в романе «Американские боги» посвящен отражению в фантастическойлитературе мифа о поиске, основных универсальных этапов пути героя,представленных Дж. Кэмпбеллом в его теории мономифа.
Подобно своиммифологическим предшественникам, фантастика использует «квест» какрельефную тему, зачастую представляя путешествие героя как метафорупродолжающейся эволюции человеческого сознания. В романе Нила Гейманастолкновение мифического и мирского происходит не в волшебном мире, а всреде, максимально приближенной к обыденной реальности. Результатом этогосовмещения становится сосуществование в пространственно-временнойструктуре романа двух реальностей: сакральной и профанной, между которыминаходится герой-медиатор, объединяющий священное и мирское время ипространство.
Сокрытая, глубинная цель этого путешествия восходит к древнимобрядам инициации и заключается в том, чтобы открыть герою сакральныезнания о мире, о человеческой природе. Путь героя (кэмпбелловский мономиф)играет существенную роль в формировании структуры романа, поскольку всесобытия и действия тесно сплетены с этапами путешествия Тени как вгоризонтальном, эмпирическом, так и вертикальном, сакральном пространстве.13Третья глава «Система мотивов в романах Нила Геймана и ДэнаСиммонса» посвящена анализу основных архаических мотивов, играющихзначительную роль в формировании сюжета исследуемых романов.Фантастическаялитературавоспроизводитзначительноеколичествомифологических мотивов, функции и значение которых во многом определяютсяархетипами.
Такое обращение к глубинам подсознания читателя с помощьюмифологической, архетипической символики способствует возникновению болееглубокой эстетической коммуникации. В рамках данного исследованияпредставляют наибольший интерес мотив жертвоприношения, мотив битвы заверу, мотив истинной и мнимой смерти, подробно рассмотренные всоответствующих параграфах главы.Нил Гейман рассматривает различные аспекты жертвенности с учетомпредпосылок, приведших к необходимости этих жертв.
В интерпретации этогомотива автором заметны отголоски ритуальных жертвоприношений детейбожеству-покровителю поселения, культа умирающего и воскресающего бога,ритуальной жертвы старого царя как необходимого условия обновления мира и,помимо этого, самопожертвования спасителя для завершения этапа космизациимира.Аспекты жертвоприношения в тетралогии Дэна Симмонса базируются наболее сложном сплетении элементов, ключевым из которых является поискчеловеком бога.
В частности, это интерпретация автором так называемой«дилеммы Авраама» с ритуальной, этической и философской точек зрения.Принесение отцом в жертву божеству единственной дочери в контекстететралогии может восприниматься как ритуал инициации, смерть человека водном качестве и его возрождение в другом, и как предвестие грядущего приходаМессии. Самопожертвование во имя веры, с одной стороны, несѐт трагедийныйпафос героя-борца, предпочитающего мучительную смерть отказу от своихпринципов, с другой, интерпретацию сюжетов об искушении героя ложнымибогами и его смерти во имя бога настоящего. Искупительная жертва Мессии,помимо очевидной христианской символики, восходит также к древнейшимсюжетам о космизации хаоса, где ключевым звеном для этого процесса являетсядобровольная жертва божества или первосущества, становящегося основой длянового мира.
Мотив жертвоприношения и поиски бога в художественномпространстве тетралогии исполняют роль красной нити, соединяющей в единоецелое всю символику и философскую тематику романов.Мотив битвы за веру, только не людей во имя своих богов, а самих богов заправо быть объектами веры человека представлен в романе Нила Геймана.Лейтмотивом через весь роман проходит идея профанации сферы сакрального всовременном обществе: божеств, священных мест, ритуалов. Сама смерть,изначально входившая в области табуированного, предельно снижена, если дажене опошлена.
Поэтому и боги у Геймана максимально «очеловечены», ихизначальные архаические образы искажены, перевернуты, они лишены многихсвоих мифологических функций, но обладают несвойственными имхарактеристиками. Боги в романе выступают в качестве постмодернистских14симулякров, этих означающих без означаемых, того, что К. Хюбнер3 в своейработе называл «нуминозными» субъектами (и объектами) – они воплощаются вэмпирическом пространстве только благодаря вере человека в их существование,а без этой веры – исчезают, превращаясь в пустой симулякр, имитациюсакрального.Тема смерти и забвения – лейтмотив всего творчества Нила Геймана.Настоящая смерть в его интерпретации – это забвение, любое другое еѐпроявление обратимо, не более чем условность. Это утверждение доказываетсяавтором с помощью ряда неоднозначно живых и неоднозначно мѐртвыхперсонажей, умирающих и воскресающих героев.
В интерпретации Гейманазабвение синонимично смерти, сакральные сущности умирают только тогда,когда их забывают. С другой стороны, память символизирует жизнь. В царствесмерти Тень вспоминает себя и, тем самым, возвращается к жизни.Для Дэна Симмонса смерть может быть настоящей и временной. Причѐмвременная смерть, буквальное физическое бессмертие даровано человечествуложными богами Техно-Центра, и автор, опять же, делает попытку объяснить этот«дар» посредством науки. Наука в мире Гипериона предельно мифологизированаи даже персонифицирована в облике ИскИнов – богов Техно-Центра.
Настоящаясмерть дает человечеству возможность стать единым с одухотворенной,эволюционирующей Вселенной – единственным истинным богом в мире «Песен».Оппозиция «жизнь – смерть» в тетралогии сопоставима с противопоставлениемверы – неверия, одухотворѐнности – неодухотворѐнности. Сквозь всю тетралогиюпроходит идея поисков бога либо его создания. Эта идея и служит основанием дляуказанной дихотомии. Живой одухотворѐнный бог в мире Гипериона – этоэволюционирующаяВселенная,сочувствующеемироздание.Онапротивопоставлена изначально мѐртвым, искусственным богам Техно-Центра,которые так и не смогли синтезировать душу.Мифологические мотивы, рассмотренные в контексте общечеловеческихэтических ценностей и философских воззрений, придают конфликту висследуемых произведениях дополнительную смысловую нагрузку итрансисторические черты.
Мифологические мотивы и образы – это тахудожественная почва, на которой разворачивается повествование.Таким образом, фантастическая литература не просто пытается воссоздатьмиф, она претендует на роль «мифологии будущего», представляя мифологию каксистему этического единства мира: Космоса и Человека. Миф как бывозрождается в структуре различных форм фантастики, вступая с ними в глубокиесмысловые связи. И этот миф представляет собой некоторое стремлениепреодолеть границы длящегося мгновения, отождествить конкретного человека внастоящем времени со всем человеческим сообществом прошедшего и грядущего.В Заключении представлены основные научные результаты проведѐнногоисследования.3Хюбнер К.
Истина мифа. – М.: Республика, 1996. – 448 с.15Целью работы стало исследование специфики мифопоэтическойорганизации романа Нила Геймана «Американские боги» и тетралогии ДэнаСиммонса «Песни Гипериона». Сумма мифопоэтических приѐмов и установокявляется основным формообразующим и структурообразующим фактороманализируемых произведений. Проникновение мифа в рассматриваемые романыпроисходит на всех уровнях текста от структуры до отдельных образов и мотивов,заимствованных авторами из различных мифологических систем. Различныеспособы конструирования фантастического в произведениях Геймана и Симмонсаобуславливают нюансы их мифологизма.В результате проведенного исследования можно утверждать, что длямифопоэтической организации романа Нила Геймана «Американские боги» итетралогии Дэна Симмонса «Песни Гипериона» характерно следующее:1.