Диссертация (958502), страница 38
Текст из файла (страница 38)
Козлова и Г. Цыферова вконтексте роли адресата, а также выявить традиции, которые аккумулируютсяписателями. Г. Цыферов, как детский сказочник, пишет истории одногостаринного города в развлекательной юмористической форме. Сказки несодержат прямой нарочитой дидактики, но поучают ребенка. Книга СергеяКозлова наполнена лиризмом. Каждый словесный набросок, заключает в себетолчок к размышлению на жизнестроительные темы, такие как дружба, любовь,жизнь, взаимовыручка, смерть, вечность. Книге характерно «поэтическоесодержание», «ассоциативная выстроенность» элегичность, плавность иаллегоричность повествования, а не динамичный сюжет, как у ГеннадияЦыферова, которые оправданы ее адресатом, не только ребенком, но и взрослымчитателем, нуждающимся в саморефлексии и размышлении о понятиях,составляющих основу сформировавшейся личности.564Цыферов Г.
М. Сказки старинного города. М.: Аст, 2015. С. 33.186ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2НаблюденияюмористическоезаидетскойкнигойлирическоеХХначалавекакакпозволяютсюжетныевыделитьдоминанты.Юмористическая книга выполняет роль психологического тренинга длявзрослых людей, а также направлена на воспитание у детей привычки кразмышлению.Идея единения всех персонажей в хоровом начале, единения ихмировоззрения, а также единения персонажей и мира, в котором они находятся,характерна творчеству писателя в целом.Отчетливо прослеживается влияние эксперимента в детской книге 1920-хгг. на становление русской детской книги с ее сценичностью, динамикой,предполагаемым (заложенным во внутренней форме) решением средствамианимации, мотивацией к действию.
Опыт супрематиста Э. Лисицкого сталосновой для создания различных стилевых решений детской книги ХХ века сразличными социальными, эстетическими и педагогическими задачами.ПроизведенияС. Козловапредставленырядомсценок,которыелегкопереводятся в мультфильм.Мультфильм, снятый по произведению сказочника, играет большую рольв последующем восприятии книги юными читателями, а также позволяетсредствами мультипликации развернуть то, что сосредоточено во внутреннейформе сказки. Звуковые образы, иллюстративный ряд, умело использованныережиссерами в мультипликации, воссоздают динамичность поэтическогосодержания (как ассоциативного ряда) и лирического начала, которыепереведены в книге С. Козлова в описательный план.
Приемы, в которыхузнаваемы фольклорные традиции, интерпретируются Сергеем Козловым длясоздания комедии положений и комедии характеров, в которых чаще всеговстречаются карикатура и шарж как художественные приемы, при этомюмористическое, которое поддерживается лирическим началом, акцентируетжизнеутверждающий и жизнестроительный пафос произведений.187Проза сказочника, являющаяся литературным переосмыслением детскойигры, синтезирует в себе комическое, лирическое и аксиологическое, чертынародной сказки и детской игры, шутки и актерского этюда «я в предлагаемыхобстоятельствах», что создает неповторимый индивидуальный стиль писателя,обусловливает воспитательный потенциал произведения и возможностьрефлексии для юного и взрослого читателя.С.
Козлов выстраивает миниатюры по принципу от реального, ненастраивающего на сказку, к фантастическому, применяя прием «обманутогоожидания».188ЗАКЛЮЧЕНИЕСтиль С. Г. Козлова в контексте творчества детских писателей ХХ века,предшественников и классиков русской лирической прозы (выбор авторовобоснован) проявляется на уровне словесного произведения, на уровнелитературных жанров, на уровне стиля и слога, в соотношении словесноготекста и иллюстрации, в сценариях и мультипликационных произведениях поним. Книга для детей ХХ века представляет собой синтез собственнохудожественногословесноготекстаииллюстрации,которыевзаимообусловлены и дают новое художественное качество: с одной стороны,книга — не только для чтения, но и для деятельного творческого развитияребенка посредством чтения, с другой стороны, описание в миниатюрах, вчастности, С.
Козлова является доминантным, а динамика описания свободно иорганично заменяет собой традиционную для детской литературы в принципединамику повествования — образный строй разворачивается посредствомиллюстрации.В творчестве С. Г. Козлова проявляется художественный синтез на уровнестиляпроизведенияпоэтическоесловесного(лирическое,содержания)текстаиинаюмористическое,уровнеиллюстрации,книгиаксиологическоеи(взаимообусловленностьзаключающейвсебединамику,переведенную в описательный план (диалоги). В сказочной прозе С. Козловаобнаруживается синтез жанровых линий: литературная сказка, миниатюра,этюд,жанроваядраматургическое,зарисовка,чтосценарий,оправдываеттотрежиссерскаяфакт,чтоэкспликацияониипредполагаютмультипликационные решения.
Рассмотрение сказок С. Козлова в контекстекультуры эпохи позволяет говорить о большей популярности мультфильмов,чем словесных художественных текстов, что обусловлено стилем эпохи исвойственной ей тенденцией к экспериментированию.Сопоставительное рассмотрение творчества С. Г. Козлова с аналогичным189творчеством писателей предшественников (В. В. Бианки, И. А. Даль, Б. Заходер,Р. Киплинг,К. И. Чуковский)Л.
Кэрролл,иД. Н. Мамин-Сибиряк,современников(Ю. Коваль,Э. Н. Успенский,Ф. Кривин,Г. Остер,В. Г. Сутеев, М. Пляцковский, Г. М. Цыферов) показывает, что все большуюроль в детской литературе приобретает визуализация, что традиционнаядинамичность повествования уступает место динамике описаний. Более того,стилю эпохи все более соответствует «мультипликационность», которая будучиестественной и органичной для детей дошкольников и младших школьников,становится не менее, а, может быть, и более значимой для подростков.Понимание данной тенденции в развитии детской книги и особенныхпривязанностейшкольников,подростковкмультфильмамневозможнообъяснить исключительно увлечением компьютером. В данном случае имеетместо большая доступность видеопродукции в сравнении с книгой ихудожественным словесным текстом.
Во всяком случае, данные наблюдениямогут быть в будущем развиты при осмыслении пути литературной сказки в ХХвеке.Жанровый синтез — важная черта детской литературы вообще, в ХХ веке— в особенности. Книга становится не только объектом собственно чтения, онавбирает в себя задачи и приемы всестороннего развития юного читателядеятеля посредством книги. Отчетливо прослеживается влияние эксперимента вдетской книге 1920-х гг.
на становление русской детской книги с еесценичностью, динамикой, предполагаемым (заложенным во внутреннейформе) решением средствами анимации, мотивацией к действию (ребенок — непросто читатель, а создатель), книги — не просто для чтения, но становящиесядеятельностью читателя.Сопоставительныйанализдалвозможностьувидетьособенностилитературной сказки второй половины ХХ века в ее соотношении с жанрамисказки-малютки,книжки-малышки,соднойстороны,исихмультипликационными вариантами, с другой стороны. Безусловно, сказкиминиатюры XX века вышли из книжки-малышки, с характерным для нее190минимизированнымтекстомиважнойиллюстративнойсоставляющей,зачастую заменяющей собственно словесный текст.Творчество С. Козлова, его литературный стиль, рассмотренный вконтексте и движении культуры детства и культуры книги в ХХ веке, даетвозможность увидеть и характерные черты стиля эпохи, не столь очевидные прирассмотренииисключительнословесноготекстахудожественногопроизведения.
Несомненно и то, что избранный в диссертации научнофилологический подход побуждает к более внимательному изучению не толькописателей круга С. Козлова, но и следующих за ними.191СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫИздания художественных текстов С. Г. Козлова1. Козлов, С. Г. Азбука для самых маленьких / С. Г. Козлов. — М: Оникс,2006. — 11 с.2. Козлов, С. Г. Большая буква «А» / С. Г. Козлов. — М.: Малыш, 1979. — 16с.3. Козлов, С.
Г. Все-все-все о Ежике / С. Г. Козлов. — М.: Азбука-классика,2007. — 90 с.4. Козлов, С. Г. В порту / С. Г. Козлов. — М.: Малыш, 1972. — 14 с.5. Козлов, С. Г. Времена года (стихотворения в прозе) / С. Г. Козлов. — М.:Малыш, 1973. — 33 с.6. Козлов, С.
Г. Все о Ежике, Медвежонке, Львенке и Черепахе / С. Г. Козлов.— М.: Азбука-классика, 2005. — 512 с.7. Козлов, С. Г. В сладком морковном лесу / С. Г. Козлов. — М.: Малыш, 1972.— 12 с.8. Козлов С. Г,Цыферов Г. М.Гдеживетсолнце/С. Г. Козлов,Г. М. Цыферов. — М.: Дет.
мир, 1963. — 12 с.9. Козлов, С. Г. Гном / С. Г. Козлов. — М: Объединённое гуманитарноеиздательство, 2002. — 17 с.10.Козлов, С. Г. Ежик в тумане / С. Г. Козлов // Сказки. — М.: Дет. лит., 1989.— 119 с.11.Козлов, С. Г. Ёжикина радость / С. Г. Козлов. — Спб.: Речь, 2013. — 96 с.12.Козлов, С. Г. Ежик и море / С. Г. Козлов. — М.: Малыш, 1969. — 22 с.13.Козлов, С. Г. Ежик и море / С. Г. Козлов.
— Мурманск: Кн. изд-во, 1971. —36 с.14.Козлов, С. Г. Ёжик в тумане / С. Г. Козлов. — М.: Росмэн-пресс, 2010. — 64с.19215.Козлов, С. Г. «Ёжик в тумане» и другие сказки / С. Г. Козлов. — М:Центрполиграф, 2006. — 48 с.16.Козлов, С. Г. Ежик в тумане / С. Г. Козлов // Сказки. — М.: Махаон. — 144с.17.Козлов, С. Г.,Норштейн, Ю. Б.Ёжиквтумане/С. Г. Козлов,Б. Ю.
Норштейн. — М: Фонд Юрия Норштейна; Красный пароход, 2010. —48 с.18.Козлов, С. Г. Крокодил-дил-дил плывёт, или Как Львёнок и Черепахаотправились в путешествие / С. Г. Козлов. — М.: Стрекоза, 1998. — 78 с.19.Козлов, С. Г. Как Львенок и Черепаха пели песню / С. Г. Козлов. — М.: Дет.лит., 1992.20.Козлов, С. Г. Как Львёнок и Черепаха пели песню: сказки, песенки, стихи /С. Г. Козлов. — М.: Планета детства, 2005. — 179 с.21.Козлов, С. Г.
Как солнце разбилось / С. Г. Козлов. — М.: Дет. мир, 1962. —15 с.22.Козлов, С. Г. Лунная дорожка: Сказка / С. Г. Козлов. — М.: ОГИ, 2004. —77 с.23.Козлов, С. Г. Львёнок и черепаха: Сказка в десяти главах, первую изкоторых знают все, а остальные — никто / С. Г. Козлов. — М.: Росмэн,1994. — 127 с.24.Козлов, С. Г. Лунная дорожка: сказки / С. Г. Козлов. — 2-е изд.