Велби_Шпаргалка_по_истории_политических_и_правовых_учений (947582), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Политико-правовые идеи Л. ДюгиЛеон Дюги (1859-1928) - теоретик права, конституционалист. Замысел относительно коренных перемен в государствоведении и правоведении включалв себя у Дюги попытку упразднить в юридическойнауке некоторые понятия и конструкции, которые онименовал «метафизическими». К их числу он относил понятия: «суверенная личность государства»,«субъективное право личности» и защищал ряд таких новых понятий, как «юридическая ситуация»,«функция», «социальное право» и др.Его основной труд назывался «Трактат о конституционном праве» (1911), в котором помимо перечисленных новаций предпринято уточнение и перетолкование самого предмета конституционного права.Общий замысел Дюги предстает как решительноенамерение поместить право и его знатоков - юристов в некоторый новый и более адекватный контекст обсуждения природы, назначения права и государства.
Дюги провозглашает тезис о том, что «публичная власть есть просто факт». Государство в егопрежних формах коллективности исчезает, и местоэтих форм начинает занимать новый государственный строй - «более гуманный, более защищающийиндивида». Этот строй покоится на двух элементах.Первый элемент-это концепция социальной нормы,которая основывается «на факте взаимной зависи-Основная работа Г. Кельзена (1881-1973), австрийского философа права, называется «Чистая теория права». Под этим названием строилась такаятеория позитивного (действующего) права, которая, вобеспечение своей «чистоты», отказывается заранееот познавательных усилий в отношении всех элементов, которые являются чуждыми позитивному праву.Пределы подобного ограничения предмета научногообсуждения должны быть отчетливо зафиксированными, причем эта фиксация должна охватить следующие два направления: специфическая и специальная наука права (юриспруденция) должны различаться и обособляться от философии справедливости, с одной стороны, и от социологии (познания социальной реальности) - с другой.Предмет изучения теории права составляют законодательные нормы, их элементы, правопорядок какцелое, его структура.
Цель теории - снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя пониманиеми описанием позитивного права (законодательства)их страны. Такая теория выводит свои понятия исключительно из содержания позитивных законодательных норм. Наука должна описывать свой объект,как он есть, а не предписывать, каким он должен илине должен быть.гОдна из самых трудных задач общей теории права - определить специфику ее реальности и показатьразличие между реальностью законов и природы.
По— - X64. конституционализм: Морис ОриуТеорию институционализма наиболее успешноразрабатывал Морис Ориу (1859-1929).Концептуальная основа теории институции восходит к идее равновесия, которую Монтескье в своевремя положил в основание своей теории разделения власти. Суть ее состоит в том, что правопорядокпытаются уподобить системе физического равновесия сил и всю жизнь современных государств представить себе как «бесчисленные социальные равновесия, соединенные в сложную и запутанную систему». Одной из таких систем равновесия и являютсяотношения правовые.Предметом публичного права, согласно М.
Ориу,является государственный режим правления, который олицетворяет собой государство, т.е. режимодновременно политический, экономический и юридический. Гражданская жизнь составляет объектвоздействия государственного режима и характеризуется разделением между политической властью ичастной собственностью, которые в первичных, догосударственных формах организации нации «всегда бывают слиты вместе». Это разделение является основой одновременно и политической власти, исвободы. Такое разделение происходит путем двухпараллельных процессов - централизации права ицентрализации политической власти.
Централизация национального права сводится к тому, что установление правовых норм и санкций становится де-зГтолкованию Кельзена, правовая реальность состоитв позитивности закона. Реальность - это само существование позитивного права. Чистая теория права это структурный анализ позитивного права. Согласноэтой гипотезе универсальным логическим предположением (и оправданием) значимости позитивногоправа является так называемая основная норма.
Этанорма призвана вводить все официальные действиядолжностных лиц в контекст правопорядка, а такжепридавать правосоздающим актам должностных лицобщезначимый характер.В трактовке соотношения права и государства позитивистская традиция проступает наиболее отчетливо, в особенности в выводе о том, что право/согласно чистой теории права, есть «специфическийпорядок или организация власти».
И хотя право ивласть не одно и то же, само по себе право не можетсуществовать без власти, а потому право и трактуется чистой теорией права как специфический порядоквласти или организация власти. Государство выступает в двух измерениях - как господство и как право.По характеристике Кельзена, государство следуетвоспринимать «законным правовым порядком», прикотором одни приказывают и правят, а другие подчиняются и управляются.лены суверенным органом (т.е.
парламентом), ивследствие этого обстоятельства возникли определенные обязанности и правомочия.Вторичные правила состоят из трех разновидностей: правил признания, правилизменения и правилвынесения судебного решения. Последняя разновидность, по сути дела, предстает правилами о правилах, т.е. такими правилами, которым должны следовать в процессе применения или толкования закона.Правила изменения означают согласованные правила, предусмотренные на случай необходимых изменений в действующем законе. Правила признания составляют характерную черту современной позитивистской школы права. Закон является законом лишьпри условии, если он признан таковым, поскольку онисходил из признанного, учрежденного и в этом качестве воспринимаемого источника права.Ближе всего к Дж.
Остину Г. Харт стоит в вопросеоб истолковании взаимоотношений права и морали.По мнению Харта, в любой системе позитивногоправа можно обнаружить «минимальное содержаниеестественного права».Большое распространение и дальнейшие модификации получила его классификация правовых правилна первичные и вторичные. Отсутствие вторичныхправил, согласно Харту, есть признак правовой системы примитивного, традиционного сообщества.лом центральной политической власти и осуществляется отделенной от частной собственности правительственной властью, т.е.
судебной и административной. В отношении норм права юридическаяцентрализация происходит следующим образом.Она возникает из замены обычая писаным законом.Публичная власть участвует в формальной процедуре установления закона и не участвует в установлении обычая. Писаный закон приносит с собой устойчивость положения.Правовые отношения с точки зрения выполняемыхими социальных функций предстают областью социального мира, в котором уравновешиваются враждебные и противоположные интересы людей, групп иклассов.
Настоящий мир всегда является миром, основанным на праве. Право уравновешивает вечнуюпротивоположность между личностью и обществом.Каждая правовая система распределяет все правамежду личностью и обществом и создает право индивида, с одной стороны, и право общества - с другой. Это распределение создает социальный антагонизм и в то же время создает систему равновесия.Система правового равновесия имеет одну характерную особенность - она в своем воздействии универсальна. Она стремится не только уравновеситьвласть, но и охватить и власть, и интересы, и вседругие области социальной жизни.мости», соединяющей все человечество вообще ичленов любой социальной группы. Вторым элементом является децентрализация.Центральной и объединяющей идеей для Дюги становится идея, заимствованная из области позитивистской социальной философии.
Таковой стала концепция солидаризма. Именно привнесение этой идеив проблематику обсуждения природы публичной власти, публичного и частного права привело Дюги к переформулированию предмета публичного права иправ человека, а также к новым перетолкованиям понятий «социальный класс», «индивидуальное право», «разделение властей» и др. О солидарностиДюги говорил, что это взаимная социальная зависимость.
Помимо социальной солидарности людейобъединяют и интегрируют в новые общности те правила поведения, которые заданы не правами индивидов или коллективов, а социальной нормой. Социальная норма не есть моральная норма, однако ееможно и нужно считать нормой правовой, так как онаотносится к внешним проявлениям человеческойволи и не обязательна для его внутренней жизни.Дюги не отказывается полностью от терминов«субъективное и объективное право», только считает, что в настоящее время возникает общество, в котором метафизической концепции субъективногоправа уже нет места, она уступает место понятиюобъективного права, налагающего на каждого членаобщества социальную обязанность.34СОДЕРЖАНИЕПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМАПолитико-правовая мысль Древней Греции1. Становление науки о политике и праве в Древней Греции2.