history-religion (810207), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Benedetto XVI, в миру Йозеф Алоиc Ратцингер, нем. JosephAlois Ratzinger; 16 апреля 1927, Марктль-ам-Инн, Бавария) — 265-й папа римский (с 19 апреля 2005).Бенедикт XVI стал самым старшим по возрасту на момент избрания римским папой со времён папы Климента XII (избран в1730). Бенедикт XVI — первый папа римский со времён Павла IV (XVI век), который был избран, будучи деканом Коллегиикардиналов, первый кардинал-епископ, избранный на папство со времён Пия VIII, первый избранный папа со времёнБенедикта XIII, имевший сан кардинала до избрания долгое время, первый папа немецкого происхождения за последнюютысячу лет[1].Предпосылки Реформации [wiki]На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь вгосподствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской: подобнотому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховногосеньора) до рыцаря, так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) доприходского кюре.
Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количествавсей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светскиефеодалы[2]. Узурпируя таким образом готовые формы феодального общества, получая от них бесчисленные плоды, какорганизация церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснованиезакономерности, справедливости и богоугодности этого общества.
Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты,дабы получить от клириков высшую санкцию на своё господство.Феодальная католическая церковь, бывшая идейной санкцией средневекового общества, могла существовать и процветать дотех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках сначала в СреднейИталии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшегов свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии[2].
Новому классу,претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой: буржуазия несобиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир;новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: меркантильной буржуазииденьги были нужны не для того, чтобы бросать их на ветер, строя величавые соборы и проводя пышные церковные службы, адля того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии сэтим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой,кардиналами,епископами, монастырями и церковным землевладением. В тех государствах, где сложилась сильнаякоролевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковьособыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели.
В Германии, к примеру, гдецентральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическаяцерковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведениепервосвященников многократно эту ненависть усиливало[2].Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаясяинтеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явлениякультуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критическипересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей нанесоответствие первохристианства и современной церкви.Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрениемстановились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.Реформация в немецких землях [wiki]В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковьюразделяли практически все сословия: крестьян разорялацерковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленниковне могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельныевладения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников[8].
Всё это, а также огромные суммы денег, которыеВатикан вывозил из Германии[9], и моральное разложение духовенства, послужило к выступлению Мартина Лютера, который31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». В них доктор богословия выступалпротив продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, чтоцерковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви нато, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий отБога, которыми она якобы наделена.
Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасениядуши» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом[10].Также Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, отводя рольединственного источника религиозной истины Священному Писанию[10].Папство первоначально не выказало особой озабоченности его выступлением. Столкновения между различными монашескимиорденами были не редкостью, так что и в этот раз произошедшее показалось папе «монашеской сварой». Однако Лютер,заручившись поддержкой Фридриха, курфюрста Саксонского, не уступал присылаемым папским эмиссарам, в то же времяобязуясь не распространять свои идеи при условии, что молчание будут хранить и его противники[11]. Однако события наЛейпцигском диспуте заставили его прервать молчание.
Выразив поддержку Яну Гусу и недоверие церковному собору,осудившему его, Лютер обрёк себя на проклятие и разрыв отношений с церковью. Следующим шагом было то, на что до этогопрактически никто не решался: 10 декабря 1520 года при огромном скоплении народа Лютер сжёг папскую буллу, гдеосуждались его взгляды. Здесь в дело вмешалась светская власть.
Вновь избранный император Священной Римской империиКарл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов — подобно тому, как столет назад подобную попытку предпринял Император Сигизмунд в отношении Гуса. Лютеру дали два дня, чтобы дать ответ навопрос о том, готов ли он отречься. В конце второго дня Лютер, стоя перед императором, окружённымверховными светскими идуховными правителями Германии, ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог».
Пути назад больше небыло. Согласно Вормсскому эдикту Лютер был поставлен вне закона на территории Священной Римской империи.Второй этап РеформацииПосле Вормсского эдикта начались первые репрессии против сторонников Лютера. Так, папский легат Джироламо Алеандер,который и способствовал принятию императором этого решения, после сейма направился вНидерланды, где по его наущениюбыли сожжены два монаха, которые стали первыми мучениками Реформации.Фридрих Мудрый решил не оставлять своего профессора без защиты. Для этого Лютер по пути из Вормса был похищен группойлюдей курфюрста, причём сам Фридрих не знал, где находится Лютер, дабы не лгать, если император Карл V его спросит обэтом[12]. Лютер был помещён в отдалённый замок Вартбург, где о его нахождении знал только секретарь курфюрста ГеоргСпалатин. В Вартбурге Лютер занялся переводом сперва Нового Завета, а затем и всей Библии на немецкий язык.Вместе с этим в Германии выступление Лютера на Вормсском рейхстаге всколыхнуло широкие народные массы, которыеисходя из своих сословных интересов по-разному трактовали учение Лютера.В отсутствие Мартина в Виттенберге развернулось бюргерское движение, во главе которого стали Андреас Карлштадт иГабриэль Цвиллинг.
Участники этого движения требовали немедленных радикальных преобразований, в частности осуждаликатолические мессы, одобряли ликвидацию монашеских обетов и выход монахов из монастырей[13], часто при этом выражаясвоё недовольство в форме погромов католических храмов. В противовес «телесному мятежу» Цвиллинга и Карлштадта Лютерпредложил идею «духовного мятежа» (мирного пути Реформации), которая не получила широкой поддержки срединаселения[13].На протяжении этого времени у Лютера были веские основания надеяться на воплощение своей идеи «духовного мятежа»:имперское правление вопреки папской булле 1520 г. и Вормсскому эдикту 1521 г. не запрещало реформаторские «новшества»окончательно и бесповоротно, перенося окончательное решение на будущий рейхстаг или церковный собор.
Созываемыерейхстаги откладывали рассмотрение дела к созыву церковного собора, лишь запрещая Лютеру печатать новые книги.Однако вслед за движением радикальной бюргерской группировки, сопровождающейся стихийными выступлениями народныхмасс, в стране произошло выступление имперского рыцарства. В 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном иФранцем фон Зиккингеном, недовольных своим положением в империи, подняло восстание, провозгласив себяпродолжателями дела Реформации. Задачи поднятого Реформацией движения Гуттен видел в том, чтобы подготовить весьнемецкий народ к такой войне, которая приведёт к возвышению рыцарства и превращению его в господствующуюполитическую силу в освобождённой от римского засилья империи[10].














