ВКР Демченко (1234917), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Следовательно, основное отличие статьи 159 УК РФ от статьи 147 УК РФ состоит в терминологических словосочетаниях, соответственно «хищение чужого имущества» и «завладение чужим имуществом» [3].
Представляется, что слова «хищение» и «завладение» неравнозначны, ибо термин «завладение» не всегда может являться «хищением» в прямом смысле этого слова. Так, можно «завладеть» чужим имуществом (например, одолжить у приятеля на время вещь, попользоваться вещью и т.п.) на определенное короткое время, не имея умысла и намерений похитить такое чужое имущество.
Видимо, учитывая такое различие словосочетаний, законодатель счел необходимым подчеркнуть: «хищение», а не «завладение». С точки зрения юридической техники, такая правовая конструкция уголовной правовой нормы оправдана, ибо сужается сфера, круг лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за «хищение», но не за «завладение» чужим имуществом.
Сущность изучаемого преступления заключается в том, что собственник как бы «добровольно» передает либо отчуждает иным образом свое имущество преступнику. Однако преступник действует так, что правообладание на имущество действительного собственника перешло к нему, якобы, на вполне законных основаниях. Между тем следователям, прокурорам, осуществляющим надзор за расследованием дел данной категории, следует помнить пункт 2 статьи 209 ГК РФ, согласно которому отчуждение имущества может быть произведено только лишь с согласия и (или) по поручению такого собственника. Поскольку указанного согласия и своего волеизъявления на отчуждение имущества собственник не давал, то юридически и непосредственно имущество не изымается из чужого владения. Преступник путем обмана или злоупотребления доверием фактически изымает имущество у титульного (непосредственного) собственника.
Памятники русского права в понятие мошенничества вкладывали различное содержание. Мошенничество относилось к имущественным преступлениям.
Во-вторых, уголовное законодательство советского государства ввело принцип неравной ответственности за мошеннические посягательства на личное имущество граждан и имущество социалистическое (государственных и общественных организаций), подчеркнула приоритет защиты социалистической собственности перед личной - более жесткие санкции за хищения социалистического имущества, помещение ст. 93 УК РСФСР в главу 2 УК РСФСР 1960 г., тогда как ст. 147 находилась в главе 5.Тем самым, советское уголовное законодательство в полной мере отразило сложившиеся в СССР общественные отношения, характеризовавшиеся огосударствлением всех сфер общества, приоритетом интересов государства перед интересами общества и личности.
В - третьих, четко прослеживается тенденция усиления силы уголовной репрессии за мошеннические посягательства. Если уголовный кодекс 1922 г. предусматривал лишение свободы на срок до 6 месяцев за посягательство на личное имущество граждан и лишение свободы на срок до 1 года за посягательства на социалистическое имущество, то уголовный кодекс 1960 года установил пределы санкций за мошенничество в отношении личного имущества от 2 до 10 лет, в отношении социалистического имущества от 3 до 15 лет. Согласно ст. 93 прим. УК РСФСР 1960г. (введенной законом РСФСР от 25.07.1962 г.), предусматривал в независимости от формы хищения (в том числе и за мошенничество) наказание в виде лишения свободы от 8 до 15 лет с конфискацией имущества, со ссылкой или без таковой, или смертную казнь с конфискацией имущества.
В- четвертых, ныне действующее законодательство реализовало принцип единства квалификации и санкций за преступления против собственности, чьей бы она не была. Статьи за преступления против собственности собраны в одной главе (глава 21 УК РФ 1996г.) [36, c. 212].
-
Уголовно-правовая характеристика мошенничества
2.1 Объективные признаки мошенничества
В качестве объекта мошенничества выступают отношения собственности, то есть отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
Объектом мошенничества являются общественные отношения в сфере экономики. На эти отношения посягают все преступления, ответственность за которые предусмотрена статьями, помещенными в раздел VIII «Преступления в сфере экономики» УК РФ 1996 года, в том числе ст.159 об ответственности за мошенничество.
Родовым объектом мошеннического хищения являются отношения собственности, которые включают в себя следующие: а) отношения, возникающие в процессе производства материальных благ и б) отношения по распределению материальных благ. И те, и другие отношения одновременно нарушаются при совершении подобных преступлений [43, c. 162]. Таким образом, необходимым признаком мошеннического хищения является отсутствие у виновного права на имущество, которым он завладевает путем обмана или злоупотребления доверием.
Непосредственный объект мошенничества соответствует родовому - общественные отношения собственности, независимо от ее форм, но характеризуется двумя индивидуализирующими его признаками и представляет собой общественные отношения собственности, связанные с производством и порядком распределения материальных благ в государстве.
С точки зрения связи с объектом, предмет мошенничества составляет такое имущество, по поводу которого существуют отношения собственности, нарушаемые преступлением. На сегодняшний день предмет мошенничества не ограничивается только вещами. По мнению Л.В. Григорьевой, предметом мошенничества могут выступать, помимо материальных вещей, электричество и различные виды энергии, информация в памяти компьютера, компьютерные программы. Рынок породил и такой вид товара, как информация стоимость, которой зачастую очень велика, поскольку в ней могут содержаться, в том числе и сведения, составляющие коммерческую тайну (описание новых видов продукции и технологий, оригинальные виды разработок в каких-либо отраслях) [24, c. 62]. В перечень предметов мошенничества входит и интеллектуальная собственность - собственность на результаты интеллектуальной деятельности человека, защищенная авторским правом. Последнее утверждение достаточно спорно. Эта точка зрения основана на понятии предмета преступления определенного Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 25.04.1995 г. № 5 «О некоторых вопросах применения судами законодательства за преступления против собственности» [11].
Объективная сторона мошенничества складывается из трех основных элементов: общественно-опасное действие, последствие преступления (преступный результат) и причинная связь между этим действием и наступившим результатом.
Общественно-опасное действие при мошенничестве заключается в хищении имущества или в приобретении права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Похищая имущество, или приобретая на него права, мошенник, не только обманывает, но и берет, получает, удерживает имущество, совершает разнообразные действия. Однако именно обман или злоупотребление доверием составляют основу мошеннических действий преступника и являются актами человеческого поведения.
Являясь основными действиями в мошеннических посягательствах, обман и злоупотребление доверием также, как и признаки кражи и грабежа - тайность и открытость действий являются и способом совершения всей совокупности действий мошенника, тогда как тайность и открытость являются способом и только способом преступных деяний грабителя и лица, совершившего кражу.
В русском языке под обманом в обычном словоупотреблении понимается сознательное введение кого-либо в заблуждение, неправда, ложь, лживые поступки, слова; ложь, выдаваемая за истину; слова, поступки, действия и т.п. намеренно вводящие в заблуждение.
Действующее уголовное законодательство не содержит понятия обмана. Оно раскрывается в юридической литературе при анализе таких составов преступлений, как мошенничество, причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием, должностной подлог и др.
Сообщение ложных сведений предполагает лишь словесную форму обмана и не охватывает все виды обманных действий, а заведомое сокрытие обстоятельств имеется и при сообщении ложных сведений. Отсюда обман есть: искажение истины либо умолчание об истине; противоправное искажение или сокрытие истины, направленное на удовлетворение интересов виновного.
Однако в данных понятиях не указывается, во-первых, на умышленный характер обмана, во-вторых, искажение истины или умолчание о ней не есть обман, если оно не направлено на введение в заблуждение другого лица. В этом смысле точнее определение, предложенное Г.А. Кригером: «обман -умышленное искажение или сокрытие истины с целью ввести в заблуждение другое лицо» [39, с. 59].
Обман характеризуется как сознательное введение в заблуждение кого-либо относительно определенных обстоятельств, событий, явлений, фактов путем искажения действительного представления о них. Такая трактовка обмана более удачна, поскольку:
а) термин «введение в заблуждение» (как процесс, а не результат преступного деяния) охватывает все формы обмана;
б) здесь отражена существенная черта обмана: его способность вызывать у другого лица искаженное представление о тех или иных обстоятельствах, что весьма важно для уголовно-правовой оценки поведения обманывающего; в) она совпадает с толкованием обмана в современном русском языке.
Не всякий обман криминален. С этой точки зрения выделяются объективные, субъективные и юридические признаки преступных обманов.
В объективные признаки обмана как способа совершения мошенничества входят его содержание, формы, средства.
По содержанию обман всегда представляет собой определенное общение между людьми, в котором с одной стороны, выступает лицо, сообщающее ложные сведения - обманывающий, а с другой - лицо, которому адресуются ложные сведения (обманываемый) [30, c. 218]. В содержание обмана входит и понятие ложных сведений, и способы их передачи и так называемые обстоятельства, о которых обманывающий сообщает ложные сведения или умалчивает сведения, которые должен сообщить. В зависимости от этих обстоятельств выделяются следующие виды обмана:
1. В отношении предметов (их существования, тождества, количества, размера, качества, цены);
2. В отношении личности обманывающего, потерпевшего или третьих лиц (их существования, тождества, особых свойств и ложных качеств);
3. По поводу различных событий и действий;
4. Обман в намерениях (ложные обещания);
5. В зависимости от характеристики обстоятельств по времени (относящиеся к прошедшему, настоящему, будущему).
В содержание мошеннического обмана могут входить сведения: а) о существовании или отсутствии вещи, или явления. б) о тождестве, количестве, качестве, размере, весе, комплектности, стандартности и других свойствах вещей.
Содержанием обмана может быть не соответствующая действительности информация, касающаяся социально-демографических свойств личности-возраста, образования, социального положения, рода занятий, специальных званий, трудового стажа и т.д.
Ввести в заблуждение или поддержать заблуждение можно лишь теми способами, которыми осуществляется общение в социуме. В этой связи способы обмана можно разделить на вербальные (словесные) и невербальные. Наиболее распространены вербальные способы передачи ложной информации, поскольку язык-основное средство общения и психологического воздействия на человека. Вербальные обманы могут быть устной и письменной формы. Устная характеризуется удобством, простотой, непосредственностью общения, также тем, что она подкрепляется иными неязыковыми средствами (жестами, мимикой, интонацией и т.д.). Письменная форма обмана служит для установления контактов на расстоянии, а при непосредственном контакте усиливает устный обман. Вербальный обман выражается в суждениях о вещах, явлениях, их свойствах и т.д. Суждению может быть придана форма утверждения или отрицания, категоричности или предположения, вопроса, сомнения, повеления и др.
Из невербальных форм обмана следует назвать использование форменного обмундирования, шулерство, различного рода жесты и знаки и т.д. Эти формы можно объединить понятием «конклюдентные действия», перешедшими из цивилистики. Такие действия либо заменяют слова, либо подкрепляют их.
Также обман может выражаться в форме бездействия, т.е. умолчания о каких-либо обстоятельствах, сокрытия истины.
Средствами обмана являются различного рода предметы материального мира: поддельные документы, форменная одежда, фальсифицированные предметы, использование которых в процессе совершения преступления обладает свойством сообщать потерпевшим ложную информацию [44, c. 69].
Мошенничество является материальным составом, в котором обман выступает в качестве способа действия, поэтому из характера этого преступления, из описания его в законе видно, что мошенничество может совершаться только с прямым умыслом и специального доказывания это положение не требует [43,
c. 137].