ВКР Колесникова (1231797), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Так же следователю необходимо допросить родственников, знакомых обвиняемого. При допросе следователь должен узнать, какой образ жизни вел обвиняемый, как часто и куда (по его словам) выезжал, чем объяснял свое отсутствие, какие лица его посещали, знакомы ли они свидетелю, каковы их приметы. П̣ри выяснении источника приобретения обвиняемым икон, старинных картин, книг, других предметов антиквариата надо стремиться получить конкретные ответы: кем, например, они подарены, когда, у кого куплены, кто может это подтвердить. В ходе допросов свидетелей названной группы полезно узнать, например:
-
имеется ли у допрашиваемого и обвиняемого совместное имущество (дом, дача, автомобиль, гараж);
-
занимал ли обвиняемый у свидетеля деньги, принимал ли свидетель на хранение какие-либо вещи;
-
возвращены ли названные суммы денег (вещи), предлагал ли обвиняемый взамен другие вещи, предметы;
-
видел ли свидетель в доме обвиняемого иконы, картины, предметы антиквариата, религиозные книги [5, с. 280].
При допросе свидетеля из числа знакомых обвиняемого надо установить, когда и каким образом произошло знакомство, как часто они встречались, предлагал ли обвиняемый купить предметы старины, кто из других лиц (знакомых, незнакомых) присутствовал при встречах.
Если производится допрос скупщика, то необходимо выяснить, вели ли они разговоры о том, что приобретение определенной вещи в принципе возможно, была ли предварительная договоренность о продаже конкретного предмета, кто вел переговоры, чем объяснял желание продать, как представился, кто выступил в качестве посредника, каковы приметы участников беседы (купли-продажи) и возможность их опознания, кто, когда и что (после предварительной договоренности), предложил купить, какова стоимость предмета (вещи), сколько свидетель заплатил, кто еще, кроме участников сделки, знал о покупке, видел купленную вещь, знает ли допрашиваемый мнение специалистов относительно художественной или исторической ценности приобретенного [5, с. 280].
Важное значение по делам о хищениях предметов старины приобретают показания работников транспорта. Иногда преступники прибегают к услугам водителей такси, а также используют личные автомобили. В ходе допроса такого свидетеля выясняют, где пассажиры сели, сколько их было, какие вещи находились у них, заказывали ли они такси заранее, когда, кто назвал маршрут движения, каковы приметы пассажиров, их одежды, можно ли их опознать, о чем шел разговор в пути, каковы особенности речи (тембр, акцент), пользовались ли они жаргоном, называли ли имена, клички, насколько четко пассажи̣ры ориентировались на местности, хорошо ли знали подъезды к тем или иным объектам, строениям [5, с. 281].
Допрос подозреваемого (обвиняемого) в тактическом отношении зависит от информации, полученной на месте происшествия, ситуации задержания, показаний свидетелей и потерпевшего, пояснений специалистов. Круг обстоятельств, подлежащих выяснению, как правило, обусловлен сложившейся сит̣уацией по делу, мотивами поведения допрашиваемого на следствии.
При допросе следователь должен установить, например, адрес и планировку помещения, как, с помощью каких средств похищенные вещи были перенесены, упакованы, когда, где, кому, что допрашиваемый реализовал из похищенного, разбирается ли он в предметах антиквариата, драгоценных металлах и камнях, при каких обстоятельствах, когда и где произошло знакомство с участниками преступления, скупщиками, посредниками, все ли соучастники преступления знали о готовящемся хищении, какая часть похищенного была обещана каждом̣у из них, на какую сумму было реализовано похищенное, сколько получил обвиняемый, каковы признаки похищенных предметов (размеры, вид, сюжет, позиция), кто и где определил их ценность, чтобы выгодно реализовать, имелись ли на похищенных предметах пояснительные надписи, пробы металла, кому из знакомых были показаны похищенные вещи, кто и как их приобрел или предложил услуги в сбыте.
Наряду с указанными обстоятельствами, при допросе обвиняемого, дающего правдивые показания, необходимо выяснить, взаимоотношения в преступной группе, мотивы преступления, приемы конспирации, личные качества каждого соучастника, включая организатора преступления.
Поскольку некоторые преступники рассматриваемой категории имеют навыки рисования, целесообразно предложить им, например, изобразить сюжет похищенной иконы, конфигурацию оклада, его орнамент, начертить схему движения к месту совершения кражи и обратно, также внутренний план помещения, из которого было совершено хищение. При выполнении таких схем важно, чтобы допрашиваемый четко обозначил расстановку участников преступления в ходе его совершения (где был оставлен автомобиль, какие двери или окна они вскрыли и т.д.). Это позволит более точно представить картину происшедшего, тщательно подготовиться к производству других следственных действий, разработать тактические комбинации [17, с. 127].
Иванов И.И. в период времени с 17 часов 00 минут 09.05.2014г. по 10 часов 00 минут 10.05.2014г., более точная дата и время в ходе следствия не установлены, с целью тайного хищения чужого имущества, п̣утем свободного доступа, зашел в зал квартиры, где подошел к шкафу, на котором на вешалке находился принадлежащий Г. пиджак, с которого Иванов отстегнул принадлежащий Г. «Орден» и положил его в правый карман джинс, одетых на нем, после чего с похищенным имуществом с места преступления скрылся и распорядился похищенным по своему усмотрению. Тем самым, Иванов, тайно, умышленно похитил принадлежащий Г. «Орден», который в соответствии с заключением эксперта по культурным ценностям № от 19.08.2014г. является официальной государственной наградой СССР, представляет собой определенную культурную и историческую ценность, относительно редкий и имеет ориентировочную коллекционную стоимость 6000 рублей. Подсудимый вину признал частично, пояснив, что похитил орден у Г. не зная, что он имеет особ̣ую культурную и историческую ценность, факт хищения признает и по существу предъявленного обвинения пояснил, что распивали спиртное у М. дома вместе с А. Дед Г. показывал свой пиджак с медалями и о̣рденами на нем, рассказывал про них, за что получил боевые награды, про орден он не рассказывал. А и М. оставались на кухне и распивали спиртное, Иванов выходил в зал, где видел, что Г. заснул, а пиджак с медалями и орденами на нем висит на двери шкафа, тогда он решил похитить орден, т.к. он был самым ярким по внешнему виду из всех. О том, что данный орден имеет особую историческую и культурн̣ую ценность, он не знал. В дальнейшем хотел данный орден показать своему знакомому, т.к. он похитил данный орден «на спор», затем хотел вернуть его Г. через внука последнего М., но тот, уехал из го̣рода и, из-за этого он не мог вернуть орден. Орден Иванов сотрудникам полиции выдал сам. Суд назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года без штрафа и без ограничения свободы [46, с. 12].
Следующее следственное действие по делам о хищениях предметов, имеющих особую ценность это обыск, он может быть проведен на любой стадии расследования, когда установлены подозреваемый, лица, у которых предположительно находятся интересующие следствие предметы, вещи, орудия преступления.
Подготовка к обыску складывается из ряда тактических элементов:
-
выявления мест возможного сокрытия похищенного;
-
изучения особенностей места производства обыска;
-
изучения личности подозреваемого (обвиняемого), лиц, проживающих по месту обыска;
-
определения времени начала обыска и состава следственно-оперативной группы [18, с. 98].
При производстве обыска требуется обнаружить, предметы преступного посягательства, предметы, изъятые из гражданского оборота или требующие специального разрешения на их приобретение и хранение, орудия преступления, имущество и ценности обыскиваемого, документы, записи, относящиеся к соде̣ржанию преступных действий, книги, конспекты по технологии, например, обработки металлов, живописи. Анализ пометок в книгах, конспектах может указывать на интересы обыскиваемого, уровень его подготовки в определенной области знаний.
Обнаруженные предметы, книги, почтово-телеграфная информация должны быть подробно отражены в протоколе обыска с целью их индивидуализации, сфотографированы по правилам судебной фотосъемки. Особенно важно зафиксировать следы пальцев рук, которые выявлены на этих предметах. При обыске необходимо иметь в виду, что предметы могут быть видоизменены (разукомплектованы, закрашены). Исходя из ситуации обыска, нужно обеспечить участие в нем соответствующего специалиста. В протокол вносят, заявления, сделанные присутствующими, жалобы на неправильные действия следователя и других участников обыска, заявления и пояснения лиц, у которых произведен обыск.
Так, при обыске в квартире Акишкиной В.А. были обнаружены ордена, медали, государственные награды, имеющие особую историческую ценность. Акишкина В.А. в середине апреля 2014 года, примерно в 13 часов 00 минут, воспользовавшись отсутствием хозяина квартиры, тайно похитила ордена, медали и государственные награды, имеющие особую историческую ценность и культурное наследие: орден «Красной Звезды» №2592105, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945г.г.», медаль «За оборону Сталинграда», медаль «За отвагу», а также награды, посвящённые юбилейным датам победы в Великой Отечественной Войне, принадлежащие ныне покойному Брузгину Леониду Николаевичу, которые хранились у его сына Виктора Леонидовича Брузгина. Таким образом, Акишкина В.А. совершила преступление, предусмотренное ч. 1ст. 164 УК РФ, то есть тайное хищение предметов, имеющих особую историческую ценность. Суд признал Акишкину Веру Александровну виновной в совершении преступления предусмотренного ст. 164 ч.1 УК РФ и назначил ей наказание три года лишение свободы [47, с. 50].
В первый момент после обнаружения спрятанных предметов, обыскиваемые или члены семьи нередко дают необходимые объяснения о происхождении тайника и найденных в нем предметов. Если такие объяснения не будут немедленно зафиксированы, то впоследствии, обдумав линию поведения, обыскиваемый может привести доводы, которые трудно проверить.
По общему правилу после обыска проводится такое следственное действие, как предъявление для опознания, главная цель которого является идентификация похищенных вещей, предметов.
П̣ри подготовке предметов для опознания нужно помнить, что каждый из них должен быть предъявлен только среди однородных, сходных по форме, сюжету и даже времени изготовления. Если похищенный предмет не обнаружен, но имеется его изображение, то необходимо изготовить фотоснимок, который и будет предъявлен для опознания. Надо сделать фотоснимки предметов, среди которых его намечено предъявить. Фотоснимки должны быть одинаковыми по размерам, цвету, а изображенные на них предметы сходными по сюжету, композиции, технике исполнения.
Уникальные предметы (картины, вещи знаменитых мастеров, известные изделия из художественного стекла, фарфора и др.) предъявляются для опознания в единственном числе. Что касается икон, то нужно иметь в виду: уникальность данного вида искусства в некоторых случаях не препятствует подбору других икон, сходных по времени написания, школе или местности изготовления, разумеется, с учетом техники исполнения, характера сюжета, наличия либо отсутствия оклада. При подборе таких предметов целесообразно воспользоваться помощью специалиста-искусствоведа. Весьма полезной окажется и помощь специалиста-криминалиста - в обеспечении соответствующего освещения, определении методов, средств и особенностей фиксации следственного действия. При фотосъемке рекомендуется применять цветные фотоматериалы, так как это улучшает восприятие уникальных предметов [7, с. 4].
Необходимые результаты для раскрытия преступления дает проверка показаний на месте. Содержанием данного следственного действия является проверка на месте события показаний ранее допрошенного лица с его согласия и сопоставление их с другими доказательствами. Кроме проверки, уточнения и дополнения имеющихся сведений, могут быть получены новые доказательства.
П̣ри подготовке к проведению следственного действия нужно прочитать протокол допроса лица, показания которого намечено проверить, подвергнуть анализу начерченную им схем̣у движения к месту происшествия, освежить в памяти места расположения определенных объектов, отдельных лиц. Такой анализ позволит детально проинструктировать участников следственного действия, определить тактические условия его производства.
При проверке показаний на месте следователь не должен указывать путь к месту события. Кроме того, никакими соображениями экономии времени, сложностями с транспортом нельзя оправдать одновременные проверки показаний на месте нескольких лиц. Это, как правило, оборачивается возвращением дела на дополнительное расследование [37, с. 101].
Достоверность результатов обеспечивается предоставлением инициативы лицу, показания которого проверяются. Он определяет направление движения, дает соответствующие пояснения, при необходимости воспроизводит отдельные действия.













