Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных_ технических и социогуманитарных наук (2006) (1184475), страница 80
Текст из файла (страница 80)
М., 1995. 2 там же. С. 150 — 155. 287 2.6. Философские проблемы биалоп>и и экологии концепцию системной самоорганизации природы, причем идеи самоор- п>пизации и коэволюции в ней тесным образом взаимосвязаны. 2.6.5. Воздействие биологии на формирование новык норм, установок и ориентаций культуры 11аступивший ХХ! век укрепляет высказывавшиеся уже давно прогнозы, что это будет век биологии. Еше сравнительно недавно, в середине ХХ в., высшей планкой в интегральной оценке социальной роли биологии было утверждение, что она превращается из собственно академической науки в многообещающий производительный ресурс общества. Ныне подобное утверждение представляется верной, но далеко не полной оценкой вклада Г>вологин в функционирование социума.
Развитие биологии в наши дни лает все больше плодотворных идей и дерзких вызовов действующим нормам и установкам для нового осмысления онтологических, л>етодологических, ценностных и деятельностных подходов, имеющих широкие выходы за пределы собственно биологии — в науку и культуру в целом. В онтологическом плане — это прежде всего новое понимание природы, освобожденное от натурфилософских представлений о природе как существующей вне и независимо от человека. Содержание философии природы под воздействием биологии начинает в последние годы кардинально переосмысляться — из некоей мировой схематики, представленной в предшествующих натурфилософских концепциях, она все более становится философскими размышлениями человека, существующего в природной среде, вовлеченного в сложную сеть взаимоотношений с »риродой.
Именно человек в абстрактной философской форме выражае> те предельные основания понимания природы, на которых строятся и паука, и духовное, и материальное производство. Картина природы с этой ~очки зрения — это картина наших взаимоотношений с природой. 11рирола втянута в горнило человеческой деятельности и человеческих взаимоотношений и не может быть осмыслена вне этих отношений, вне исторического мира культуры.
С познавательнои, методологической стороны весьма характерно, что именно в сфере биологического познания зарождались установки и идеи, которые, функционируя в биологии, впоследствии перерастали ее рамки, становясь общекультурными познавательными ориентациями и моделями.
Прежде всего это относится к идеям целостности, организа>>ии, развития, системности. Изначальное восприятие живого как некоей целостной системы сыграю существенную роль в формировании направленности биологического познания, в придании ему определенного синтетического статуса.
и Мне кажется, — писал В.И, Вернадский, — философия холизма с ее но- 2. Философские проблемы естествознании вым пониманием живого организма как единого целого в биосфере, те,) естественного, самостоятельно выявляющегося живого тела, впервые пытается дать новый облик теории познания»'. Развитие биологического познания, накопление большого количест-1 ва новых данных, процзесс сравнительных и экспериментальных иссле-' дований все более неопровержимо свидетельствуют о том, что организм не является простым агрегатом атомов, молекул и клеток, что процессы жизнедеятельности нельзя объяснип лишь механическим взаимодействием, аддитивным суммированием физико-химических состаштяющих. Задача теоретико-познавательного осмысления этих данных оказалась возможной только на основе концепции целостности, преодолевающей ограниченности механицизма и витализма.
На этом пути в начале ХХ в. американскими исследователями РВ. Селларсом и ГЧ. Брауном была разработана концепция структурных уровней. в основе которой лежало представление о том, что уровни организации материи отличаются присущими каждому из них классами законов, а следовательно, и определенной целостностью, качественной специфичностью. Системные представления об организации живого разрабатывались в эти голы и русскилги учеными А.А. Боглановым, В.И.
Вернадским, В.Н. Сукачевым, В.Н. Беклемишевым. В Г912 к Богданов опубликовал первое издание своей еВсеобшей организационной науки (тектологии)», в которой, рассматривая ун иверсумы природы, социальной деятельности человека и культуры как изоморфные структуры различной степени организации, приходит к выводу о необходимости создания всеобщей организационной науки. Вернадский, развивая традицию органического (целостного) понимания природы, создает свою концепцию биосферы. Соединяя идеи эволюционной теории и данные экологии, Сукачев формулирует целостную биоценологическую концепцию.
Согласно ей, закономерности видообразования отражают закономерности эволюции биоценоза и одновременно определяют направления его развития. Беклемишев создает концепцию Геомериды, раскрывающую целостную взаимосвязь законов экологической организации и эволюции живого покрова Земли. В эти же годы Л. Берталанфи публикует свою организмическую теорию целостности живого. Создавая эту теорию, ученый положил в ее основу представление о том, что живой организм не является неким конгломератом отдельных элементов, а выступает как определенная система, обладающая свойствами целостности и организованности.
Берталанфи показал, что развитием любой части организма управляет не какая-то мистическая сила. а совокупность условий и взаимодействий, определяемых целостностью организма, обусловливающих развитие любой своей части. Организм, по Берталанфи, не пассивная, механичес- 1 Вернадские В.И. Философские мысли натуралиста, М.. 1988 С 187. 2.6. ФилосоФские проблемы биологии и экологии 2а9 кая, машиноподобная система, лишенная активности и подчиняющаяся лишь внешним стимулам, а активная цедостностная система.
Дальнейшему развитию целостных и системных представлений в биологии способствовало возникновение ряда новых интегральных наук, изменение самого стиля мышления в науке о жизни, ведущего к утверждению системного эволюционно-экологического мышления, Учет сопряженного развития идей экологии и эволюции способствует формированию нового стиля мышления, вносящего существенный иклал в создание новых установок культуры. Две фундаментальные идеи, берущие свое начало в биологии — идея развития (эволюция) и идея организации (экология), подтверждая свою всеобщность и универсальность лля отражения различных форм природных и культурных процессов, демонстрируют при этом свою глубинную взаимозависимость, изаимосопряженность, когерентность, выражающуюся в формировании эволюционно-экологического мышления.
Синтез эволюционных и экологических идей на путях контроля и сознательного регулирования биоабиотических отношений и процессов приближает решение ряда фундаментальных стратегических проблем завтрашнего дня. Прежде всего— это задача стабилизации и воспроизводства природных ресурсов, создание управляемых высокопродуктивных биогеоценозов, адаптивно- ландшафтного землепользования, разработка и создание различных замкнутых экологических систем и тд. Эволюционно-экологическая ориентация исследований оказывается остро необходимой в связи с бурным развитием методов генетической и клеточной инженерии.
Только па основе учета эколого-эволюционной целостности природных объектов можно избежать негативных последствий волюнтаристского, несо- образованного с объективными законами вмешательства в природу. Синтез идей экологии и эволюции имеет существенное значение для объединения прелставлсний естественных и общественных наук, лля понимания коэволютивных закономерностей развития природных и культурных систем как в методологической, так и в мировоззренческой областях. Подчеркивая важность и актуалыюсть названных выше онтологических и методологических проблем в осмыслении воздействия биологии па культуру, нельзя не отметить, что новые нривственно-этическое и денлгельнослгные подходы, вызванные к жизни современным этапом разви- ~ ия науки о жизни, еще более остры и проблематичны. Современная биология — это совокупность наук о мире живого.
Жизнь же в большинстве культурных и конфессиональных традиций ~ предстает как высшая ценность. Поэтому вполне естественно, что аксиологические, ценностные аспекты в науках о жизни были изначально широко представлены. Однако в настоящее время новые возможности биологической теории и практики резко актуализировали эту проблематику. 290 2, филосоФские проблемы естествознания Начиная от сформулированного А.
Швейцером принципа «благоговения перед жизнью» (мы не говорим здесь о древних религиозных традициях — ахимсы в джайнизме и пр.), биоэтика символизирует собой принцип уважительного отношения и сострадания ко всем живым существам и природе в целом. Тем самым она смыкается с другим остро значимым ныне направлением — экологической этикой.
В условиях современной техногенной цивилизации, доминантами которой являются приролоборческий антропоцентризм и безбрежный техноцентрнзм, ориентация на биоцентрические и экоцентрические начала пробивается с большим трудом. Эксперименты на животных в интересах развития науки проводились зачастую с использованием негуманных, неоправданно жестоких методов. Задача состоит, естественно, не в полном запрете подобных исследований, а в разработке этико-правовой регламентации их. Так, в 1985 г. Международным советом медицинских научных обшеств были приняты «Международные рекомендации по проведению биомедицинских исслелований с использованием животных», Среди них — рекомендации использования минимально возможного количества экспериментальных животных, минимизация дискомфорта, дистресса, боли:, стремление к замене экспериментальных животных за счет использования математических моделей, компьютерного моделирования и биологических систем гл уггуо и т.д.| Определенный вклад в осмысление биозтики внесло и такое между-' народное движение, как «Глубинная экология».