Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных_ технических и социогуманитарных наук (2006) (1184475), страница 79
Текст из файла (страница 79)
Это происходило как из-за о гсутствия системной ориентации познания, так и из-за неразработанности методологических приемов представления в познании объектов как систем, неразработанности соответствующего категориального аппарата. ! 1оэтому успешное решение данных проблем является одним из основных моментов в философском обосновании системного подхода. Таким образом, можно сказать, что при разработке принципа системности в биологии возникла еще одна непосредственно методологическая влача — задача изучения процесса систематизации знания, полученного при конкретном осуществлении данного принципа. Эта задача состоит в ~ом, чтобы исследовать различныс познавательнее подходы в биологии, изучить их место и роль в общем процессе познания биологических объектов, их эвристические функции и гносеологические аспекты взаимо- 284 2. Философские проблемы естестеоенанил действия.
Иными словами, принцип системности должен бьць примене и к самим принципам познания, к оценке тенденций и направлений би логического исследования. Лринцип системности в сфере биологического познания предста таким образом, как путь реализации целостного подхода к объекту в у ловиях учета сложнейшей и многообразной дифференцированност знания, достигнутого в современной науке о жизни. Этот принцип вед к объединению разных теоретических илей в биологии, в частности иде теории организации и теории эволюции, установлению путей их синтее за, осмыслению их взаимодополнительносги. Концепция системной орр ганизованности дает возможность по-новому подойти к проблеме уров ней организации живого, к опрелелению критериев их выделения.
Выяснение внутренних механизмов структурной организованност биологических объектов, наследственности и изменчивости живот позволяет конкретизировать на системном пути тенденции и законо мерности эволюционного процесса, глубже понять природу элементар ных биологичсских актов, характер взаимодействия различных факто ров эволюции.
В послсдние голы в биологии все более настойчив выявляется необходимость лополнения популяционного подхода к ана лизу эволюционных процессов подходом экологическим, создания еди ного эколого-эволюционного подхода. Эти задачи могут быть решена~ только на основе принципа системности.
Новые направления лля применения системных идей в науке о жизнЦ возникают в связи с бурным развитием на современном этапе проблеЦ генной и клеточной инженерии. Открываюшиеся возможности направи ленного конструирования живых объектов в лабораторных условиях осте ро ставят методологический вопрос о принципах и критериях подобного конструирования.
Поскольку одним из главных факторов развития гене ноинженерных исследований становится целеполагаюшая деятельность исслелователя, постольку ее необходимыми характеристиками должны стать ясное видение и четкое знание как экологических, так и эволюционных закономерностей развития живых орг анизмов. Интенсивный процесс решения олних метолологических проблем и постановка других свидетельствуют о том, что в биологии идет масштабный процесс формирования системного мышления. Учение биолога-исследователя рассматривать живые объекты как системы. соответствующим образом анализировать жги системы, системно классифицировать и обрабатывать накопленные по проблеме данные — все это является одной из доминируюших тенленций современного научного познания биологических объектов.
При этом слелует особо подчеркнуть, что на системном пути открывается возможность оптимального решения проблемы соотношения дифференциации и интеграции в сфере биологического познания, преодоления противоречия «интегратизмаь и ерсдукционизмаек 285 2.б. Филосогрские проблемы биологии и экологии Системный подход в современной биологии выражает реальный процесс исторического движения познания от исследования единичных частных явлений, от фиксации каких-то отдельных сторон и свойств объек1и к постижению единства многообразия любого биологического целого. К концу ХХ в., на пике становления идей глобального эволюционизма, все более отчетливо стало осознаваться: лля того чтобы стать поис1и не глобальной, эволюционная стратегия должна быть дополнена стра1сгией коэволюционной, т.е.
изучением совместного сопряженного развития эволюирующих систем с взаимными селективными требованиями, Подобные процессы были обнаружены и изучены в биологии уже весьма данно. Однако они рассматривались как периферийные, маргинальные процессы, призванные объяснить виды симбиотических о1ношений': хищник — жертва, аменсолизм, паразитизм, комменсализм, протокооперация,мутуализм и лр. Осознание универсальности коэволюционных отношений началось как бы с «верхних этажей», с отношений общества и природы, человека и биосферы. Через историю всей человеческой цивилизации проходят две взаимоисключающие стратегии отношений человека и природы: установка на 1юкорение природы и установка на смирение перед ней.
Катастрофическое 11арастание экологического неблагополучия на Земле в наши дни способствовало осознанию ограниченностей и тупиковости обеих этих стратегий. Вес яснее ныне понимание того, что нельзя делать ставку только на антро1югенные или только на витальные, природные факторы. Лишь учет их ор1инического взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости, лишь четкое понимание закономерностей их сопряженности, коэволюции может с гать залогом успешной разработки новой стратегии отношений человека, общества и приролы. Впервые обратил внимание на зти закономерности й.И.
Вернадский, сформулировавший свою концепцию перехода биосферы в ноосферу. Однако он не использовал еше термина «коэволюция», хо1и, по сути, развивал коэволюционные идеи в понимании взаимодействия человека и природы. С концепцией коэволюции человека и биосферы в отечественной литературе первым выступил Н.В.
Тимофеев-Ресовский в 1968 и Затем, в работах Н.Н. Моисеева и многих других исследователей, гпи идеи были всесторонне обсуждены и обоснованы. Хотя при этом еше недостаточноо осознавалось, что огромный пласт коэволюционных проблем взаимодействия общества и природы есть лигпь частный случай универсаль1и>й коэволюционной стратегии, приложимой ко всей реальности. Первой работой, в которой идея коэволюции была осознана как универсальная, сила книга С.Н. Родина'.
В ней на большом фактическом материале раскрыта универсальность коэволюционных процессов на всех уровнях — от молекулярной эволюции ло эволюции биосферы и эволюции идей. Фило- ' Смл Родня С.й Идея коэволюпии. Новосибирск, 1991. 286 2. Философские проблемы естествазиаиия софское обоснование коэволюции как новой познавательной модели и1 перспективной стратегической установки цивилизационного развития да- ~ но в работе <Философия природы: коэволюционная стратегия»'. Здесь по- ~ казано, что идея коэволюцни ныне все более осознается в своей философ- ~ ской глубине и становится центральной для всего эволюционистского',' способа мышления.
Коэволюцнонная установка оказывается ныне и регу- :', лятивным методологическим принципом биологических наук, задающим способы введения ими своих идеальных объектов, объяснительных схем и ". методов исследования,и одновременно новой парадигмой культуры, поз-1 воляюшей осмыслить взаимоотношения человечества с природой, единст- ~ во естественно-научного и гуманитарного знания.
Коэволюционная стратегия открывает новые перспективы для орга-1 ннзации знания, ориентируя на поиск новых аналитических единиц и„ способов понимания сопряженности мира природы и мира культуры,с осмысления путей совместной эволюции природы и человека, биосфе-1 ры и ноосферы, природы, цивилизации и культуры. Эта стратегияг позволяет преодолеть разрыв между эволюционистским подходом к природе и эволюционистским подходом к человеку, наметить пути синтеза между эволюционизмом в биологии и эволюционизмом в социокультурных науках.
Критерием для выделения коэволюирующих процессов в различных областях реальности выступает отнюдь не только сопряженность процессов развития, но и их направленность, автономность участвующих во взаимодействии компонентов, процессуальность, кооперативность, полифоничность взаимодействующих процессов. Таким образом, можно утверждать, что системный подход, ставший одним из важнейших методологических регулятивов в ХХ в., не потерял своего значения н своих эвристических возможностей и для нашего времени.
Напротив, он продолжает творчески развиваться и трансформироваться, порождая новые методологические ориентации и акценты. Это ярко проявилось в становлении новой коэволюционной познавательной модели. Этому же способствует и становление синергетики как еще одной разновилпости трансформации Идей системности. В частности, системную теорию эволюции, развитую Е. Янчем, можно назвать моделью системного эволюционизма.
А.П. Огурцов убедительно показал, что взаимоотношение изменчивости и устойчивости, понятое как механизм эволюции, получило в работе Янча значение механизма коэволюцни— сопряженной эволюции различных процессов и структур, которая развертывается в незамкнутых круговоротах, расширяющихся спирально2. Концепция Янча представляет собой наиболее обобщенную философскую 1 Смс Карпинская ДС., Лпсеее И.К., Огуряов А.Л. Философия природы: коэволюииоииая стратегия.