Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных_ технических и социогуманитарных наук (2006) (1184475), страница 46
Текст из файла (страница 46)
Он продолжает оказывать стимулирующеее влияние на поиск научной истины не только в астрономии и космологии, но и в других науках, разрушая даже общепринятые догмы. Спор между двумя системами мира — геоцентрической и гелиоцентрической, отделенный от наших дней более чем пятью столетиями, не стал, таким образом, лишь достоянием далеких времен. Этот спор содержит момент, который ненадолго привлек внимание научной общественности после создания обшей теории относительности. Дело в том, что с точки зрения теории наблюдатель вправе связать систему о~счета как с Солнцем, так и с Землей, причем невозможно решить, какую из систем, движущихся ускоренно относительно друг друга, следует считать покоящейся, а какую — движущейся.
Отсюда некоторые авторы сделали вывод, что в рамках релятивистской физики невозможно решить, кто прав — Птолемей или Коперник. Как считал Фридман, для этого необходимо привлечение дополнительных принципов (которые он 1 Зйнамесн А. К 410-и годовщине со дни смерти Коперника // Собр.
научи. трудов: В 4 т М.. 1967. Т. 4. С 343. !66 2. Философские проблелгы естествознания сам решительно не разделял); принципа целесообразности, принципа экономии мышления и др. В.А. Фок связывал проблему равноправия двух систем мира с интерпретацией природы ускорения в ОТО. Но довольно быстро вся эта проблема перестала вызывать интерес и незаметно «сошла со сцены». Мировоззренческий контекст спора о двух системах мира — отказ от антропоцентризма — сохранил свое значение независимо от различий в физических интерпретациях.
Новый смысл понятия антропоцентризма был фактически сформулирован при обсуждении проблемы «экологической ниши» существования человека. Если воспользоваться известным определением Ю. Одума, то экологическая ниша включает: 1) физическое пространство, занимаемое организмом; 2) функциональную роль организма в сообществе (например, его трофический статус); 3) его положение относительно градиентов внешних факторов (гиперпространственная ниша)1. С этой точки зрения экологической нишей человека является не только биосфера, более того, не только обширная область Вселенной, включающая Солнце (источник поддержания жизни на Земле), но и вся наша расширяющаяся Вселенная, в которой выполняется так называемый антропный принцип (АП).
Оказалось, что наблюдаемая в нашей Вселенной, Метагалактике, иерархия структур устойчива при имеющихся значениях ряда фундаментальных физических констант и неустойчива при всех других. Изменения численных значений этих констант сделали бы невозможным существование во Вселенной ядер, атомов, молекул, звезд, галактик; следовательно, оказалось бы невозможным и существование человека, Можно сказать, разумеется, с известной долей условности и метафоричности, что АП очерчивает гиперпространственную нишу существования человечества. Крупным вкладом в разработку АП явились исследования Б. Картераз, который ввел понятия слабого АП и сильного АП, Смысл слабого АП состоит, по сути, в том, что человек мог возникнуть только на определенном этапе эволюции Метагалактики. Сильный АП утверждает, что Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых зависят ее свойства) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось появление челоиека, наблюдатели.
Одна из его интерпретаций состоит в том, что наша Вселенная была «запрограммирована» на появление в ней человека. Причина этой запрограммированности рассматривалась как на физическом, так и на мировоззренческом уровне. На уровне физических интерпретаций она объясняется на основе модели «ансамбля вселенных», выдвинутой Картером и получившей у него явный антикоперниканский привкус. Согласно Копернику, место челове- Смл Одри Ю.
Основы экологии. М., 1975. С, 305. 2 Карги«а Б. Совпадения больших чисел и антропологический принцип а космологии // Космология: теории и наблюдения. М., 197К С. 369 — 379. 2.2. Философские проблемы астроиомии и космологии 167 кл во Вселенной в системно-структурном смысле ничем особенным не нь~делено.
Но в рамках взглядов Картера наша Метагалактика — не единственная, а лишь одна из многих подобных систем, занимающая особое положение в мире благодаря присутствию в ней человека. Таким образом, опа оказывается выделенной среди других подобных систем. В некотором подмножестве вселенных, включая нашу собственную, сочетание констант случайно (в результате механизма самоотбора) оказалось благоприятно для появления наблюдателя. Но на самом деле никакого антикоперпиканства АП не содержит.
Вопрос о возможности и формах разума во инегалактических объектах (как и само существование этих объектов) пока открыт. Вот почему более корректно понимать АП в духе наличия связи человека и нашей Вселенной, Метагалактики. Например, синергетическая интерпретация считает АП принципом становления сложных структур, а человека, наблюдателя, рассматривает как структуру, потенциально заключенную в нелинейной системе, какой является наша Метагалактика (так называемая «новая телеономия» С.П. Курдюмова). Было также отмечено, что АП можно заменить «принципом целесообразности», не апеллируюшим к существованию человека (Розенталь).
На уровне философско-мировоззренческих интерпретаций (Ф. Хойл, Дж, Лесли и др.) проводится аналогия между АП и доказательством сушествования Бога, известным как «аргумент от замысла»: мир обнаруживает такую степень гармонии, что он должен быть творением разумного конструктора («сверхинтеллекта»). Немало сторонников у религиознотелеологической интерпретации сильного АП, согласно которой человек является целью эволюции Вселенной, заложенной в него трансцендент~ным фактором. С другой стороны, «запрограммированность» Вселенной па появление человека на мировоззренческом уровне считается и свойством самоорганизуюшейся природы.
Были выдвинуты интерпретации сильного АП как проявления спонтанности процессов бытия. К сильному АП примыкает финалистский АП, выдвинутый в 1980-е гг. Ф. Типлером. Он исходит из того, что в начальных условиях возникновения нашей Вселенной была заложена не только ее наблюдаемая структура, но и будущее, которое связывается с вечностью разумной жизни. Начавшееся во Вселенной производство информации никогда нс прекратится. А. Уилср выдвинул в концептуальных рамках квантовой космологии сше одну модификацию АП вЂ” принцип участия («соучастника»). Свойства Вселенной определяются не только природой, но и теми измерительными процедурами, которые совершает наблюдатель — подобно тому, как это происходит в квантовой механике (в начале своего расширения Вселенная была квантовым объектом). Это рассматривается как соучастие наблюдателя в создании Вселенной.
Альтернативная точка зрения состоит в том, что наблюдатель — соучастник создания не самой Вселенной, а только ее научных образов в ходе диалога человека с природой. 1б8 2. Философские проблемы естествознания Антропный принцип входит в основания междисциплинарной исследовательской программы, часто называемой универсальным эволюционизмом, или «Большой историей».
Термин «универсальный эволюционизм» был введен Н.Н. Моисеевым в 1974 г.1 Проблема состоит в разработке на теоретическом уровне знания серии сценариев, охватывающих как единое целое всю совокупность известных эволюционных процессов — космологических, физических, биологических, психических, социальных. В этот процесс должны быть включены механизмы «восхождения разума» (П. Тейяр де Шарден), т.е. ноогенеза в масштабах нашей Метагалактики, и сценарии выхода из глобального кризиса, в котором сейчас оказалась наша цивилизация, прогнозируюшие долгосрочные перспективы вида Ното заргвнл — конечно, с пониманием всех неопределенностей такого прогноза, но позволяюших, по крайней мере, обсуждать проблему выживания человечества.
Рассматривая антропный принцип в контексте универсального эволюционизма, можно сделать вывод, что он в определенном смысле не только не противостоит принципу Коперника, но и раскрывает — вполне в коперниканском духе — новые аспекты связи человека и Вселенной. Наполняется неожиданными смыслами представление древних философов о человеке как микрокосме. В научной картине мира наших дней он рассматривается как неотъемлемая часть самоорганизуюшейся Вселенной. Обнаружено, например, что химический состав человеческого тела, повторяет, хотя и в иных пропорциях, химический состав Вселенной. Тяжелые элементы — углерод, кислород, железо и другие образуются, согласно современной теории, в процессах звездной эволюции, выбрасываются при взрывах звезд в космическое пространство и в дальнейшем входят в состав живого вещества, включая человека, Человек, как часто говорят астрофизики, является впеплом потухших звезд».