Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных_ технических и социогуманитарных наук (2006) (1184475), страница 47
Текст из файла (страница 47)
Налицо поразительный факт коэволюции человека и Вселенной! Проблема места человека в структуре н эволюции нашей Вселенной, Метагалактике, включает в качестве одного из наиболее философски нагруженных аспектов вопрос; является ли наша цивилизация чем-то уникальным или же она — один из представителен целого класса подобных систем? Являются ли внеземные цивилизации (ВЦ), если они существуют, сходными с нашей, т.е. следуют принципу единообразия Вселенной, или же есть основания допустить многообразие форм космического разума и его социальной организации? Эта проблема не отделима от истории всей человеческой культуры. Попытки ее решения прошли три основных этапа: мировоззренческий (наиболее длительный), естественно-научный и современный, неразрывно связанный с научно-технической революцией.
На мировоззренческом этапе проблемы, связанныс с возможным ' Смс ЛХоисеев Н. Н Современный рвнионвяизм. М., 1995. С. 376 2 2. грилософские проблемы астрономии и космологии 169 существованием других цивилизаций, были еще всецело погружены в сощюкультурный контекст. Альтернативные решения комплекса подобных проблем различными мировоззренческими системами были, по сути, первыми попытками понять наше место в космосе, смысл и значение мира для человека, степень его имманентности миру.
Наибольшее значе~ рис имели умозрения Дж. Бруно, страстно защищавшего идею множества обитаемых миров, а также К,Э. Циолковского, для которого космический разум был важнейшим фактором в структуре и эволюции мира. На рубеже Х!Х вЂ” ХХ вв, происходит превращение проблемы ВЦ в область научного поиска, стимулированнуго, главным образом, успехами ас11гофизики и биологии. Непосредственным импульсом для перехола к междисциплинарному этапу проблемы ВЦ послужило несколько собышй, практически совпавших во времени: начало космической эры, ознаменованное запуском первого спутника Земли, революционные достижении радиофизики и радиоастрономии, обеспечившие техническую возможность межзвездной радиосвязи, успехи астрофизики, биологии, вычислительной математики.
На основе этих достижений в ряде стран нащная с 1959 — 1960 гг. осуществляются многочисленные программы поиска космических сигналов искусственного происхождения. Специфика проблемы ВЦ обусловлена и появлением новых социокультурных факторов, также заметно влияющих на исследования в этой области. Наиболее существенными представляются интенсивное развитие всего комплекса социальных наук 1археологии, лингвистики, антропологии, истории, социологии), глобалистики и др. На какой основе возможно объединение средств, методов и знаний (атом числе концептуального аппарата) столь обширного комплекса разнородных наук, да и возможно ли оно вообще? Такой интердисципли парной основой является НКМ.
Для корректной эпистемологической постановки проблемы ВЦ необходимо, однако. принять хотя бы какое-то предварительное, «рабочсел понимание внеземной цивилизации. Определения понятия «цивилизациял, содержащиеся, например, в философских энциклопедиях и словарях, мало помогают делу, поскольку не адаптированы к контексту проблемы ВЦ, недостаточным является и экстраполяционный подход к проблеме, при котором просто совершается интуитивный перенос представлений о человеческом обществе на космические цивилизации. На современной ступени развития проблемы ВЦ наиболее работоспособным оказался функциональный подход к пониманию ВЦ, в котором особенно выделяется информационный аспект: гЦивилизация— аысокоустойчивое состояние вещества, способного собирать, абстрактно анализировать и использовать информацию об окружающем и самом ссбс, для самосовершенствования возможностей получения новой ин(1юрмации и для выработки сохраняющих реакций; цивилизация обо- 170 2.
Философские проблемы естествознания собляется объемом накопленной информации, программой функционирования и производством для реализации этих функций»1, Конечно, такое определение едва ли удовлетворит социологов, поскольку является чисто операциональны м. Определение цивилизации как особого «состояния вещества» не корреспондируется с социологическим подходом, который в проблеме ВЦ развит пока очень слабо. Но в будущем, если хотя бы одну внеземную цивилизацию удастся обнаружить, станет возможным изучение социальных (а не только технологических) аспектов проблемы ВЦ. Исходным моментом выработки различных стратегий поиска ВЦ (а в дальнейшем — аргументации в пользу идеи об уникальности земной цивилизации) стал «астросоциологический парадокс»: большая вероятность существования жизни (а в усиленном варианте полного освоения Вселенной космическими цивилизациями в духе идей К.Э. Циолковского) и отсутствие в настоящее время каких бы то ни было следов их деятельности2. По своей эпистемологической природе АС-парадокс очевидным образом отличается от тех, которые возникают время от времени в фундаменте теоретической физики.
Они формулируются, как правило, в рамках логически замкнутой теории и свидетельствуют о том, что теория уже не может быть экстраполирована на предметную область, где эти парадоксы возникают (в более редких случаях — о логической несовместимости исходных принципов теории). Но, во-первых, АС-парадокс возникает на уровне научной картины мира. Во-вторых, он является следствием наложения друг на друга частично независимых гипотез, не образующих гипотетико-дедуктивной системы (о возникновении жизни, характере энергопотребления цивилизаций, длительности их существования и др.). В-третьих, сами эти гипотезы гетерогенны, т.е, были сформулированы в рамках различных концептуальных систем.
АС-парадокс ярко демонстрирует междисциплинарный характер проблемы ВЦ, свойственный именно постнеклассической науке. Какая-то (или какие-то) из гипотез, входящих в структуру АС-парадокса, может оказаться ошибочной, и тогда парадокс, возможно, будет разрешен просто выявлением неверной гипотезы. Однако, учитывая гетерогенность знаний, входящих в структуру АС-парадокса, на это мало надежды. Природа АС-парадокса заключается, по существу, в противоречии между серией экспертных оценок, приводящих к идее распространенности жизни во Вселенной (включая разумную), и фактом (или тем, что пока принимается за «факт») мол- ! Смз Кардамее й.С. О стратегии поиска внеземных цивилизаций //Астрономия, методология, мировоззрения.
М., 1979. С. 313 — 3 ! 4. 2 Ганди»и« Л.М, Астросоциологический парадокс в проблеме $ЕТ! О Астрономия и современная картина мира. М., 1996. С. 203 — 23!. 2.2. филосоФские проблемы астрономии и кос»голосин шоня космоса. Отсюда вытекает, что мы имеем дело не с парадоксом в собственном смысле слова, а с научной проблемой, лишь внешне формулируемой как парадокс с целью ее «заострения».
Многообразными вариантами решения этой проблемы и выступают исследовательские программы ВЦ либо аргументация о безнадежности поисков космической цивилизации. Таким образом, мы встречаемся с почти беспрецедентным в науке случаем: каждая стратегия поиска старается использовать как аргумент в свою пользу не эмпирически значимые достижения, а именно их отсутствие (!), что одновременно свидетельствует о неубедительности конкурирующей стратегии, основанной на другом сценарии эволюции ВЦ, ! !судивительно, что в подобной ситуации наблюдательные программы поиска осуществляются до известной степени независимо от этих сценариев и ориентированы скорее на случайный успех.
Известны две основные стратегии поиска, которые уже давно получили не очень удачные на современный взгляд названия: концепция «земного шовинизма» (другие цивилизации по уровню энергопотребления сходны с нашей), н эволюционная концепция, согласно которой другие цивилизации могли намного превзойти нас в своем технологическом развитии. Обе концепции исходят из различных гипотез на уровне Н КМ. Например, концепция «земного шовинизма» опирается на следующие представления: 1) число фундаментальных законов природы и общества не только конечно, но и не очень велико; 2) процессы биосопиальной эволкшни различных космических цивилизаций мало отличаются друг от друга; 3) существует большое число цивилизаций, достигших уровня развития, близкого к нашему На основе этих базисных представлений и формируется стратегия поиска цивилизаций, подобных земной, которые используют технику связи, сходную с нашей (радиосвязь).
Эволюционная концепция заполняет пробелы в НКМ совершенно иными фундаментальными гипотезами. Она допускает, в частности, что: а) должны существовать еше неизвестные нам фундаментальные законы природы, которые могут быть известны другим цивилизациям и использоваться ими; б) вполне допустимо считать, что пути и темпы развития жизни, разума технологически развитых цивилизаций могут быть различными; в) существуют космические цивилизации, уровень развития которых намного превышает наш собственный. Эти представления подсказывают иную стратегию исследования — поиск суперцивилизаций, обладающих высокоразвитой инженерной деятельностью. Поскольку ни одна из стратегий пока не привела к успеху, мы не знаем, какая из них окажется более эффективной, Радикальная попытка объяснить «молчание космоса» была предпринята И.С. Шкловским.
Сначала он придерживался мнения о возможности успеха программы ВЦ, но затем резко изменил свою точку зрения, вы- 172 2. Философские проблемы естествознания сказавшись, наряду с М. Хартом, Ф. Типлером, С. Сингером, в пользу идеи о возможной уникальности нашей цивилизации в смысле ее единственности во Вселенной. Эта точка зрения подчеркивает трудности и неопределенности, с которыми сталкиваются экспертные оценки числа ВЦ во Вселенной. Важен и этический аспект идеи уникальности человечества. Согласно другой точке зрения, эти моменты сще не доказывают каких-то особых преимуществ идеи уникальности человечества перед ее альтернативами. Призрак «чуда« в проблеме происхождения жизни на Земле возникает лишь потому, что чисто вероятностный подход здесь оказывается явно недостаточным, а законы самоорганизации, которые посредством стохастических механизмов должны приводить к возникновению жизни при определенных условиях, нам пока неизвестны. Иными словами, «чудо» в данном случае имеет, скорее всего, эпистемологическую природу, отражая лишь лееру нашего незнания.
А вывод о нашем практическом одиночестве во Вселенной никак нельзя считать «логически неизбежнымв следствием исходных предпосылок. Ведь на одном и том жс базисе экстраполяции основываются и все остальные попытки разрешения АС-парадокса, которые все, строго говоря, проблематичны; наконец, социально-этический и гуманистический пафос столь же (если не в большей мере!) присущ концепции множественности ВЦ. Какое значение для человечества может иметь установление контакта с одной, а тем более несколькими ВЦ7 Во-первых, это вызовет эпохальный мировоззренческий сдвиг, лишний раз докажет, вопреки утверждениям некоторых современных философов, что значение науки для современного мировоззрения отнюдь не уменьшается.