Диссертация (1174251), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Аксёновой - 79,2%. Более высокая специфичность МКП в нашем98исследовании возможно не так принципиальна, поскольку этот метод необходимдля быстрого отбора (своевременного выявления) пациентов для следующего(подтверждающего)респираторногоэтапамониторингадиагностикиили–полисомнографии,бифункциональногокардио-мониторирования.Полученная нами высокая чувствительность МКП позволит его использоватьименно с этой целью на амбулаторном этапе.На сегодняшний день разработан ряд опросников для выявления нарушениядыхания во сне, в случае подозрения на их наличие, к которым относят опросникСтрадлинга [116], Берлинский опросник [94], опросник STOP-BANG [51], шкаласонливостиЭпворта [65]. Благодаряприменению опросников возможносэкономить время и облегчить работу врача, повысить диагностику даннойпатологии и выявить пациентов, которым необходимо проведение МКП или КРМ.Несмотря на наличие ряда опросников, при проведении общепринятогообследования врачами-терапевтами они активно не используются в ихклиническойпрактике, хотя жалоб пациентов на дневную сонливость,неудовлетворённость качеством сна, громкий или прерывистый ночной храпдостаточно для того, чтобы заподозрить наличие СОАС и направить пациента кспециалистам для дальнейшего дообследования.Для выявления нарушений дыхания обструктивного характера во сне всемпациентам, включенным в настоящее исследование, предлагалось заполнитьмодифицированный А.Ю.
Литвиным опросник Стардлинга [102] с цельювыявления возможного СОАС у пациентов с высоким баллом по данномуопроснику. В его основу положены жалобы (клинические признаки) больных сСОАС, возраст с разными пороговыми значениями и ряд антропометрическихпоказателей (рост, масса тела, окружность талии и бёдер), которые играютсущественную роль в патогенезе заболевания, а также вопросы объективногохарактера (например, указания на остановки дыхания во сне со стороныродственников).Результаты этой анкеты позволили предположить наличие СОАС у 52,9%пациентов, включенных в исследование.
Помимо этого, результаты анкеты99совпали с результатами бифункционального мониторирования у 70% пациентов.В 2-х случаях данные анкеты не смогли определить наличие СОАС, в то времякак при проведении бифункционального мониторирования был подтвержден этотдиагноз.Согласно исследованию А. Ю. Литвина чувствительность и специфичностьопросника для выявления нарушений дыхания обструктивного характерасоставили 67% и 69%, соответственно [17], согласно нашим данным - 88,9% и88,24%, соответственно.
Достаточно высокие чувствительность и специфичностьданного опросника позволят идентифицировать пациентов с подозрением наналичие у них нарушений дыхания во сне и вовремя проводить диагностические,профилактические и лечебные мероприятия.Полученная в ходе исследования ассоциация ночной гипоксемии ирезультатов опросника (ОШ 2,03; 95% ДИ 1,27-3,27; p<0,001) позволяетрассматривать последнийв качестве надёжногоинструмента выявлениянарушений дыхания обструктивного характера у амбулаторных пациентов стерапевтической патологией в случае невозможности проведения МКП по разнымпричинам.
Несомненным преимуществом данного опросника является егопростота, доступность, отсутствие временных (не более 5 минут на заполнение) иматериальных затрат.Шкала сонливости Эпворта достаточно широко используется для выявлениядневной сонливости, в том числе и не связанной с нарушением дыхания во времясна [99]. Показана тесная ассоциация данной шкалы с индексом апноэ-гипопноэ ирядом других показателей.
Так, в исследовании R. Chen и соавт. сравнивалиуровень дневной сонливости с помощью шкалы сонливости Эпворта с разнойстепенью СОАС. 1035 пациентов были включены в исследование (возраст 45±15лет, ИМТ 26,6±4,3 кг/м2) и всем проводили полисомнографию. В зависимости отналичия СОАС и степени тяжести по данным полисомнографии пациентовразделили на 4 группы: без СОАС (24,1%), с СОАС легкой степени (21,7%), сСОАС средней степени тяжести (16,5%) и с СОАС тяжелой степени (37,7%).Показатель дневной сонливости постепенно увеличивался по мере того, как100повышалась степень тяжести СОАС у пациентов, а также наблюдалась связьмежду наличием дневной сонливости с индексом апноэ-гипопноэ и индексоммассы тела [48].В настоящем исследовании дневная сонливость с помощью шкалы Эпвортабыла выявлена у 64,2% пациентов, заполнивших опросник.
После сопоставлениярезультатов опросника и МКП, дневная сонливость подтвердилась у 12,9%пациентов. Полученный результат возможно объясняется малой выборкойпациентов именно с тяжёлой степенью ночной гипоксемии, что вполнезакономерно. Пациенты с более тяжёлым клиническим состоянием получаютлечениевстационарныхусловиях,аобщаяпопуляцияпациентов,наблюдающихся на амбулаторном этапе имеет, как правило, менее выраженнуютяжесть заболевания.В настоящее время проводится множество исследований, подтверждающихзначимость некоторых лабораторных параметров в качестве маркеров тяжестинарушений дыхания во сне обструктивного характера.
Так, повышениесодержания в сыворотке крови общего холестерина у пациентов с нарушениемдыхания обструктивного характера и его связь с тяжестью заболевания можетотражать риск развития сердечно-сосудистых осложнений [63, 124], а повышениеуровня эритроцитов связано с наличием хронической ночной гипоксемии иприводит к компенсаторному эритроцитозу [67, 121], что мы и наблюдали унаших пациентов. Эритроцитоз и, особенно, ширину распределения эритроцитов,возможно рассматривать в качестве маркера тяжести СОАС, что былоподтверждено в ретроспективном исследовании пациентов в возрасте от 16 до 76лет (средний возраст 49 лет). Индекс апноэ/гипопноэ статистически значимовыше был в группе пациентов с повышенным распределением эритроцитов, апоследний негативно коррелировал со временем сна (р=0,028), минимальнымзначением десатурации (р=0,016) и средним уровнем сатурации (р=0,003).В проспективном наблюдательном исследовании T.
Miyazaki с соавт., вкоторомпринялизаболеваниями,участиепосле1429проведенияпациентовскомпьютернойсердечно-сосудистымипульсоксиметриии101подтверждения диагноза СОАС данными полисомнографии, у пациентовнаблюдалось повышение уровня НУП и был отмечен положительный эффектСИПАП-терапии на его снижение [90]. Наши результаты показали наличиеположительной связи между ночной гипоксемией и высоким ИМТ, чрезмернойокружностью талии и шеи, наличием ИБС, АГ у лиц с терапевтическойпатологией. Полученные данные вполне закономерны, поскольку снижениесатурации крови, вызываемое нарушением дыхания во сне, приводит кмногочисленным изменениям со стороны многих органов (головной мозг, сердце,эндокринная система), а ИБС, АГ и избыточная масса тела имеются практическиу каждого третьего пациента с нарушением дыхания во сне обструктивногохарактера [1, 41].Следует отметить, что ни у одного пациента, включенного в исследование,врачи терапевты поликлиники не выясняли наличие этой проблемы при сбореанамнеза, а пациенты не воспринимали громкий храп как проявление болезни.Действительно, доктора нередко встречаются с ситуацией, когда пациентобращается в сомнологический центр, минуя лечащего врача поликлиники,причем не потому, что он не жалуется, а потому, что его не слушают или непонимают.
В вязи с этим, учитывая высокую медико-социальную значимостьпоследствий нарушений дыхания во сне, вполне обоснованным является широкоевнедрение их скрининга в первичном звене здравоохранения.102ЗАКЛЮЧЕНИЕНастоящее исследование было посвящено оценке распространенностивозможныхнарушениймониторинговойдыханиякомпьютернойобструктивногопульсоксиметриихарактераиподанныманкетированияуамбулаторных пациентов с терапевтической патологией.В исследование выборочно были включены 175 пациентов, среди которыхбыло 37,1% мужчин и 62,9% женщин, в возрасте от 30 до 70 (55,1±11,1) лет.Мониторинговая компьютерная пульсоксиметрия была проведена 98 пациентам(38,8% мужчин и 61,2% женщин) в возрасте 52,711,7 лет.
Хроническая ночнаягипоксемия по данным МКП была выявлена у 70 (71,4%) пациентов: у 32 (45,7%)мужчин и у 38 (54,3%) женщин. Менее 5 эпизодов десатурации за час сна быловыявлено у 28,6% пациентов. От 5 до 15 эпизодов десатурации за час сна, чтоможет соответствовать легкой степени тяжести возможных нарушений дыханияобструктивного характера во сне, было выявлено у 28,6%; от 15 до 30, что можетсоответствовать средней степени тяжести возможных нарушений дыханияобструктивного характера во сне, - у 29,6; более 30, что может соответствоватьтяжёлой степени возможных нарушений дыхания обструктивного характера восне, - у 13,2 пациентов. Вероятность СОАС средней и тяжелой степени поданным МКП была зарегистрирована у 42,8% амбулаторных пациентов стерапевтической патологией.Большая часть мужчин (64,3%) и каждая третья женщина с нарушениемдыхания во сне были трудоспособного возраста.
Среди ведущих жалоб пациентов(индекс гипоксемии более 30 эпизодов за час сна) были дневная сонливость(92,3%), храп (76,9%) и неспокойный ночной сон (61,5%). Пациенты с ночнойгипоксемией по данным МКП чаще имели ожирение (р<0,001), избыточную массутела (p<0,001), артериальную гипертензию и ИБС (p<0,001), в отличие отпациентов без ночной гипоксемии.103Нарушения дыхания во сне по данным «модифицированного опросникаСтрадлинга» были выявлены у 52,9% амбулаторных пациентов терапевтическогопрофиля.Возраст 50,5 лет и старше, мужской пол, абдоминальное ожирение(окружность талии 82 см и выше), артериальная гипертензия, гипергликемия (4,89ммоль/л и выше) и громкий ночной храп ассоциировались с нарушениямидыхания обструктивного характера во сне у пациентов с терапевтическойпатологией.ДанныеМКПсовпалисрезультатамибифункциональногомониторирования у 80% пациентов, а чувствительность метода МКП составила94,2%.