Автореферат (1173989), страница 4
Текст из файла (страница 4)
После революции1917годаситуациявобластинарушенияоборотанаркотиковинемедицинского его потребления достигла катастрофического положения,что было обусловлено рядом факторов. Среди них можно выделить:снижение уровня контроля над наркотиками, находящимся на складахМосквы, Петрограда и бывшего таможенного ведомства, неконтролируемыйсевопийногомаканаотдельныхтерриториях,атакженачалонеконтролируемого потребления наркотиков среди демобилизованныхсолдат, приобретших зависимость в ходе употребления наркотиков вмедицинских целях.На фоне широкого распространения немедицинского употреблениянаркотиков в этот период развиваются плюралистические подходы кпроблематике противодействия наркотизации общества. Имеет место каккрайний либерализм, ориентированный на пополнение бюджета (введениесборов за посев мака и получение специальных разрешений), так иопределенные зачатки сдерживания наркотизации репрессивными методами,в том числе административными.В первые годы существования РСФСР осознавались проблемы,связанные с наркотизацией населения, однако в практическом аспекте упорбыл сделан на борьбу со спекуляцией (в том числе и наркотиками) инезаконной фармацевтической деятельностью без оформления надлежащихразрешений.
Лишь в 1924 г. в УК РСФСР была предусмотрена уголовнаяответственность за незаконный оборот наркотиков в целях сбыта исодержание притонов.В 30-е годы ХХ в. проблема незаконного оборота наркотиков в целомбыла решена. Однако в 60-е годы началась новая волна наркотизации,достигшая пика в постсоветский период.Развитиенезаконномууголовно-правовыхоборотунаркотиковнормввобластисоветскийпротиводействияпериодпроисходилопостепенно по пути расширения круга запрещаемых деяний и ужесточения18мер уголовно-правовой репрессии. Указ Президиума Верховного СоветаСССР от 25 апреля 1974 года № 5928-VIII «Об усилении борьбы снаркоманией» является первым в отечественном праве комплекснымнормативно-правовым актом, который урегулировал вопрос противодействиянезаконномуоборотунаркотиковресурсамиуголовногоиадминистративного права, а также мерами медико-лечебного характера.Установление в 1974 году жестких мер уголовно-правовой репрессиине привело к изменению ситуации в области незаконного оборотанаркотиков,рослочислозарегистрированныхпреступленийилиц,осужденных за их совершение.В постсоветский период имели место противоположные тенденции клиберализации (в части потребления наркотиков, их приобретения ихранения в небольших количествах) и к ужесточению репрессии (в частисанкций и определения «крупного» и «значительного» размеров).
Вреальности «значительный» размер весьма невелик, риск привлеченияпотребителя наркотика к уголовной ответственности по ст. 228 УК высок.Многочисленныеизменениязаконасказалисьнаегокачестве,соответствующие статьи УК РФ казуистичны, громоздки и сложны длявосприятия.Во втором параграфе «Действующее право: наказуемые деяния»рассматриваются действующие уголовно правовые нормы о противодействииобороту наркотиков, особое внимание при этом уделяется системнымвзаимосвязям, представляющим интерес в контексте сравнительно-правовогоисследования.По данным МВД России начиная с 1991 года по настоящее времянаблюдается негативная тенденция по увлечению числа зарегистрированныхпреступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, которые занимаютвторое место после преступлений против собственности в структурепреступности.
Сохраняется высокая латентность этих преступлений.19«Здоровьенезаконнымнаселения»оборотомкакобъектнаркотиков,преступлений,следуетпониматьсвязанныхкакссистемуобщественных отношений, направленных на комплексное и всестороннееобеспечение психического и физического благополучия неограниченного числалиц от возможного вредного воздействия наркотиков.Преступления, предусмотренные ст. ст.
228, 2281, 229, 2291, 230, 231,232, 233 УК РФ, представляют собой незаконный оборот наркотиков: ихприобретение разными способами (введение в оборот путем приобретения вузком смысле, изготовления, культивирования, производства, перемещениячерез границу), владение ими (хранение и др.), и их распространение(склонение к потреблению, сбыт, организация притонов и др.).Непосредственно к этой группе преступлений примыкает тесносвязанная с ними ст. 2282 УК РФ, устанавливающая ответственность занарушение правил в рамках законного оборота наркотиков. Опасность этогопреступлениязаключаетсявтом,чтоегосовершениесоздаетнепосредственную угрозу поступления наркотиков в незаконный оборот.Соответственно, все эти преступления нарушают установленный вцелях ограждения здоровья населения режим, запрещающий немедицинскоепотреблениенаркотиковиограничивающийоборотнаркотиковспециальными правилам для этого установленными.Преступления, предусмотренные статьями 2283 и 2284, в качественезаконного оборота наркотиков рассматриваться не могут, т.к.
имеют инойпредмет.Сведения, полученные в рамках изучения практики применения статей228 – 233 УК РФ, соотношения между сходными нормами федеральногоуголовногозаконодательстваСШАвданнойобластиинаучныхисследований, касающихся вопроса уголовно-правового противодействиянезаконному обороту наркотиков, позволяют выдвинуть следующие тезисы:1.Диспозициястатьи228УКРФказуистична,чтосоздаетискусственные проблемы при применении этой нормы, ее правильно20обобщить, предусмотрев ответственность за приобретение и хранениенаркотика без цели сбыта.2.Диспозиция2281статьиУКРФказуистична,чтосоздаетискусственные проблемы при применении этой нормы, ее правильнообобщить,предусмотревответственностьзасбытнаркотика,егоприобретение и хранение в целях сбыта.3. Целесообразна корректировка п.
«а» ч. 2 ст. 2281 УК РФ и замена слов«образовательной организации» словами «организации, осуществляющейобразовательную деятельность».4. Целесообразно исключить из УК РФ ст. 231, рассматриватькультивирования в качестве приобретения и хранения, квалифицировать егопо статьям 228 или 2281 УК РФ в зависимости от наличия цели сбыта.5. Целесообразно декриминализовать контрабанду наркотика в размере,не являющимся значительным.6.
Учитывая интеграцию Россию в ЕАЭС, необходима гармонизациянорм об ответственности за оборот наркотиков в рамках этой организации.7. Опасность склонения лица к употреблению наркотиков недооценена.По существу, это более активная форма распространения наркотиков, чемординарный сбыт, что необходимо учитывать при формулированииквалифицирующих признаков этого преступления и наказания за егосовершение. Распространенная в практике квалификация склонения купотреблению наркотика без вменения по совокупности сбыта на томосновании, что наркотик приобретался для совместного употребления,противоречит логике.8.Законодательнедифференцируетответственностьза«систематическое предоставление помещения» и «содержание притона».Представляется, тем не менее, что опасность содержания притона гораздовыше, так как предполагает дополнительно действия, которые направлены наподдержание функционального состояния помещения, а также обеспечение21безопасного потребления или приготовления наркотика.
Целесообразнодекриминализовать систематическое предоставление помещений.В третьем параграфе «Действующее право: наказания, освобождениеот уголовной ответственности и наказания» рассматриваются особенностипривлечения к уголовной ответственности и назначения наказаний лицам засовершение преступлений, предусмотренных статьями 228 – 233 УК РФ, аравно вопросы освобождения от наказания и уголовной ответственности засовершение данных преступлений.Исследованные данные судебной статистики и регистрируемойпреступности в России за период 1973-2015 года, а также данные о состояниисудимости в Российской Федерации за период 2013-2015 годов, позволяютсделать вывод о низкой эффективности уголовной политики в областипротиводействия обороту наркотиков в части ужесточения наказаний.Карательныйуклонв сфере противодействиянаркотиковнеобходимодополнитьнезаконному оборотусоциально-восстановительнымэлементом, в частности развивать систему лечения и реабилитациинаркоманов.Меры лечения и реабилитации целесообразно применять ко всемосужденным наркоманам, не оставляя этот вопрос на усмотрение судьи.Предложенанаркозависимых,системакотораяорганизациипредполагаетлеченияиреабилитацииширокуюкооперациюгосударственных и негосударственных медицинских и реабилитационныхцентров, способная функционировать в условиях недостатка бюджетныхсредств.Предложено унифицировать категории «лечение» и «реабилитация» вразных статьях УК РФ.Сделан вывод, что указание на «активный» характер в примечании 1является оценочной категорией, которую правильно исключить из текстапримечания.22Правильно de lege ferenda применять отсрочку, предусмотренную ст.821 УК РФ к лицам, осужденным по ч.
2 ст. 228 УК РФ, и такжецелесообразно рассмотреть вопрос о возможности ее применения кнаркоманам, совершившим иные преступления, связанные с оборотомнаркотиков.Глава2«Уголовно-правовоепротиводействиенезаконномуобороту наркотиков в США» включает два параграфа.В первом параграфе «История» рассматривается вопрос эволюцииположений федерального законодательства США и отдельных штатов вобласти противодействия незаконному обороту наркотиков.Изначально в США нормы о незаконном обороте наркотиковвозникают на уровне отдельных штатов.
Нормы эти критиковались какдискриминационные, направленные против конкретных этнических групп(китайцев, индейцев).Начало массового потребления наркотиков, приобретшее характернационального бедствия, связывается с событиями Гражданской Войны1861-1865 гг., когда основная масса мужского населения на излечении вгоспиталях получала в качестве обезболивающего морфий, что приводило кформированию у них зависимости от данного наркотика.
Последующеемассовое распространение наркотиков в США связывается с группойэкономических, социальных и медицинских факторов.Можно выделить следующие периоды в развитии американскогоуголовногозаконодательства,направленногонапротиводействиенезаконному обороту наркотиков:– регионально-контрольный период (нач.
XIX века – нач. XX века);– период становления (1906 – 1955 год);– период ужесточения (1955 год – конец 1980-х);– период переосмысления (начало 1990-х – по настоящее время).Законодательство США (как и законодательство России) к середине 70х годов XX века достигает максимального развития уголовно-репрессивного23подхода в вопросе противодействия незаконному обороту наркотиков, что, содной стороны, не позволило решить проблему, и, с другой стороны,повлекло негативные социальные последствия, например, в части увеличениячисла лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в том числеосужденных за «простое владение» и употребление наркотиков.К концу 90-х годов XX века завершается формирование действующей внастоящее время системы уголовно-правовых норм по противодействиюнезаконному обороту наркотиков, суровая ответственность предусмотрена запроизводство наркотиков и их распространение.
Имеет место тенденция кпереосмыслению вопросов привлечения к уголовной ответственности лиц,которые не связаны с распространением наркотиков. Снижается среднийразмер срока лишения свободы за совершение «базового» преступления,предусмотренного § 841 USC 21, работают «наркосуды», ставшиекачественным шагом вперед в сравнении с «наркофермами». На уровнештатов имеет место тенденция к легализации (в том числе и внемедицинскихцелях)идекриминализацииоборотаканнабиса.Рассматриваются доводы, приводимые американскими исследователями впользу развития этой тенденции и против ее развития.Во втором параграфе «Действующее право и результаты сравнения»рассматриваются положения действующего законодательства США (нафедеральном уровне), направленные на уголовно-правовое противодействиенезаконному обороту наркотиков.Как в Российской Федерации, так и в США, проблематика незаконногооборотанаркотиковсчитаетсявесьмаактуальной.Приводимыестатистические данные ФБР, Федеральной комиссии по приговорам,Федерального бюро тюрем свидетельствуют, что наркопреступления инаркопреступность в США, как и в России, занимают второе место послепреступлений против собственности.24Особенности государственно-правового устройства США определяютспецифический характер уголовно-правовых норм о противодействиинезаконному обороту наркотиков, действующих на федеральном уровне.Рассматриваются особенности конкуренции юрисдикций федеральногозаконодательстваизаконодательстванационально-этническиеособенностиотдельныхштатов,регулированияаоборотатакжеряданаркотиков (к примеру, пейот).ЗаконодательствоСШАобуголовно-правовомпротиводействиинезаконному обороту наркотиков представляет собой сложный комплексправовых норм, нередко казуистичных.