Диссертация (1173765), страница 9
Текст из файла (страница 9)
При этом власть старшего города земли (политическая власть) имела серьезное религиозное основание: на территории старшегогорода находилась главная языческая святыня племени и земли - первоначально природная (священный холм, роща), а затем искусственная (капище)55.Основными субъектами политической власти и, как следствие, элементами политического строя земли были вече (народное собрание), князь, а такжекняжеский (боярский) совет.Вече устанавливало основы базирующегося на обычаях правопорядка, втом числе и в вопросах защиты политического строя и безопасности земли.Для этого народное собрание рассматривало («судило») конкретные дела иобъявляло общеобязательные решения и правила.
Посредством вечевых собраний население Руси формировало свою волю по главным социальным иполитическим вопросами и поддерживало соответствующую модель справедливости, чем создавало для князя пределы в его властных возможностях56. Поэтому участники веча считали себя вправе рассматривать дела по обвинениюпредставителей власти в действиях, не соответствовавших обычаям и причинивших вред общине57, и принимать по ним решения.См.: Плотникова О. А.
Становление и развитие властных структур в древнерусском обществе IX–XII вв.: дисс. … канд. ист. наук. М., 2003.54Российское законодательство X–XX веков. Т. 1. С. 18.55См.: Владимирский–Буданов М. Ф. Обзор истории русского права... С. 40, 49, 50–51.56См.: Фроянов И. Я. Киевская Русь: главные черты социально-экономического строя.СПб., 1999.57См.: Чебаненко С.
Б. Княжеский и народный суд в Древней Руси: автореф. дисс. … канд.юрид. наук. СПб., 2007.3953Князь являлся военачальником, в обязанности которого входило поддержание на основе мер убеждения и принуждения внутреннего порядка58 и обеспечение внешней безопасности. Князья имели при себе дружину, члены которой (бояре) были лично связаны с князем договором о взаимной верности59. ВДревней Руси институт дружины фактически выступал в качестве возглавляемой князем корпорации, в которую была объединена вся светская часть господствующего слоя60.Князья находились («сидели») в центрах земель и волостей. В более мелких городах сидели назначаемые князьями посадники. С XI в.
все восточнославянские земли оказались под властью одного княжеского рода. При этомкняжеское достоинство стало признаваться только за Рюриковичами. Верховным правителем являлся тот, кто считался старейшим в роде и сидел в Киеве.Лишь представители этого рода имели право именоваться князьями. Общимдлянихназваниемсталонаименование«князьрусский»(греч)61.В этих условиях политические отношения, являвшиеся содержанием политического строя Древней Руси, сводились прежде всего к отношениямвнутри княжеского рода Рюриковичей, с одной стороны, и отношениям междукняжеским родом и остальным населением — с другой.
Они дополнялись социальными связями между наделенными властными полномочиями представителями дружинной знати, из которых формировался государственный аппарат, а также представителями местного боярства и других категорий населениягородов.Кроме того, важную политическую роль играли религиозные структуры.В этой части князь выполнял судебную по своей сути функцию, которая возникла в результате эволюции княжеской обязанности времен «военной демократии» блюсти «правду»(см.: Свердлов М. Б.
Домонгольская Русь: князь и княжеская власть на Руси VI–XIII вв.СПб., 2003).59По определению К. Маркса, дружина князей «представляла собой одновременно их гвардию и их тайный совет» (Маркс К. Разоблачения дипломатической истории XVIII века //Вопросы истории. 1989. № 4. С.
4).60Горский А. А. Русь... С. 111.61Горский А. А. Русь... С. 119, 120.4058Первоначально языческие волхвы обеспечивали поддержание внутреннего порядка и авторитета политической власти62. Затем возникшая на Руси христианская церковная организация благодаря материальной помощи со стороныкнязей создала органы, взявшие на себя исполнение ряда политических функций, чем способствовала усилению власти князей и боярства.В основе древнерусского политического строя лежал принцип обязательности наличия в каждой земле и волости своего князя, без которого немыслилась нормальная организация социальной власти и жизнедеятельности.Определение конкретного князя, который занимал «стол» и «сидел» в том илиином городе, осуществлялось с учетом его места в иерархии рода Рюриковичей, исходя из сложившихся здесь внутриродовых династических отношений.При этом в выборе конкретного князя по традиции участвовало население города, которое «соглашалось» на его княжение и признавало над собой еговласть.
В Древней Руси сложился княжеско-вечевой63 (по форме правления),земельно-федеративный64 (по форме государственного устройства) строй,опирающийся на религиозные (волхвы, а затем христианская церковь) и военные (княжеские дружины и ополчение) средства его защиты и обеспечения.С точки зрения своей аксиологической природы любой политическийстрой представляет собой результат упорядочения политических отношений.Он обеспечивает эффективность политической власти, снижение издержек ееМожно предположить схожесть первичных социально-политических порядков восточных славян с порядком, отраженным Гельмольдом.
Он, в частности, писал о священнойроще в земле вагров, одного из племен полабских славян, где росли «дубы, посвященныебогу этой земли Прове... Здесь был и жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ скнязем и жрецом на суд» (Гельмольд. Славянская хроника. М., 1963. С.
185).63Сергеевич В. И. Лекции и исследования по древней истории русского права. СПб., 1910.С. 141–142; Лихачев Д. С. Нельзя уйти от самих себя...: историческое самосознание и культура России // Новый мир. 1994. № 6. С. 114.64«Единодержавие» Древней Руси Х в. «не нарушало самобытности отдельных земель» до принятия христианства в качестве официальной религии и перехода княжеской властиво всех землях к роду Рюриковичей русская политическая система была по сути конфедеративной (см.: Владимирский-Буданов М. Ф.
Обзор истории русского права... С. 40–51).4162реализации. И в этом качестве политический строй — это социальная ценность, подлежащая охране и защите65. Относительно самостоятельной ценностью является и безопасность государства как такая система внутренних ивнешних отношений, которая не допускает (предотвращает) причинение емувреда или минимизирует такой вред, обеспечивает скорейшее устранение неблагоприятных последствий.Защита политического строя (недопущение нарушения порядка) и безопасности государства (недопущение причинения вреда) тесно взаимосвязанымежду собой, реализуются едиными в своей основе методами и средствами.С этой точки зрения политический строй и безопасность Древней Руситакже представляли собой охраняемые социальные ценности. Для их защитыДревнерусское государство взяло на вооружение все известные архаичномуобществу охранительные средства.
К X в. они уже прошли значительный путьстановления. Нет предпосылок для сомнений в том, что основные этапы этогодлительного исторического пути соответствовали аналогичным этапам зарождения и развития охранительных средств у иных народов, достигших политической стадии своего развития. Причём с учетом ограниченности источниковпри исследовании их эволюции, как и в иных случаях недостаточности сведений о конкретных исторических фактах, важным аргументом, по справедливому замечанию В.
М. Сырых, становится общая логика «становления правакак социального явления в период перехода от общинно-родового строя кклассовому, основанному на частной собственности, имущественной обособленности индивида, его семьи и отчуждении от общества и остальных его членов»66.«Власть как таковая представляет социальную ценность, и в связи с этим не было и нетни одного государства, в котороом бы не обеспечивалась ее неприкосновенность» (Агузаров Т.К., Чучаев А.И. Уголовно-правовая охрана власти (XI – начало XX в.): историческиеочерки. М., 2011. С. 4).66Сырых В. М., Стадников А.
В. Историография права и правосудия в Древней Руси // История суда и правосудия в России: в 9 т. Т. 1: Законодательство и правосудие в ДревнейРуси (IX — середина XV века). М., 2016. С. 25.4265Эта общая логика защиты политического строя и безопасности Древнерусских земель опирается, по нашему мнению, на присущие большинствународов на соответствующих стадиях их развития онтологические и антропологические основы. Их предварительная характеристика позволит уточнитьпонятие и виды применявшихся в ту эпоху в политических целях правоохранительных средств.2.Люди всегда стремились защитить принадлежащие им ценности,для чего использовали разнообразные средства.
Охранялись и сами общественные отношения, которые позволяли обладать соответствующими ценностями и благами, удовлетворять с их помощью свои потребности и реализовывать интересы. Это в полной мере относится к защите политического строя ибезопасности государства как социальных ценностей, в том числе государствадревнерусского.
Решение возникающих в этой сфере задач требовало применения комплекса инструментов (средств) общего и специального характера.Инструменты общего характера — это те экономические, политические,социальные и иные инструменты, использование которых в интересах защитыи безопасности осуществлялось наряду с их использованием для достиженияиных целей.Вместе с тем для решения задач защиты и безопасности люди сформировали и специальные средства.