Диссертация (1173765), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Применительно к защите политического строяи безопасности государства ими, в частности, стали средства инженерные (защитные сооружения, крепости), организационные (специально созданные иоснащенные для решения охранительных задач группы людей — дружины,армии), технологические (технологии, предназначенные для повышения эффективности охранительной деятельности). Среди них важное место принад-43лежало средствам, полезные свойства которых вытекают из инструментальных возможностей социальных норм67, т.
е. средствам нормативным68. Формирование и развитие нормативных средств69 прошло два основных исторических этапа: дополитический70 и политический. В политическом, государственно организованном обществе их важнейшей разновидностью становятсясредства правовые71.Любая социальная норма по своему фактическому содержанию представляла собой способ поведения всех или большинства членов социума вопределенной жизненной ситуации72.
Норма отражала социальную закономерность объективного характера, которая заключается в том, что определенныеобстоятельства влекут за собой соответствующие формы поведения человека,обусловленные его возможностями (потенциалом). Потребность в безопасности стала естественной основой усвоения человеком социальной нормы в качестве индивидуального руководства к действию и, как следствие, предпосылкой возможности реализации нормой функции социального регулятора, основой действенности нормы как правила поведения.Исходя из интересов безопасности группы (рода), человек в ходе социализации в первую очередь получал от своих родных представление о трех ба-См.: Нерсесянц В.
С. Философия права. М., 2005. С. 76–83.Определение роли норм в социальной жизни по праву считается одной из основных логических и методологических задач социальных наук (см., напр.: Корнев А. В. Социологияправа. М., 2017. С. 144).69См.: Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 2008. С. 195–232.70Проблемы «генезиса элементарных форм соционормативной регуляции общественныхотношений, их состава, структуры и функций», образуют основополагающую часть юридической антропологии (Веденеев Ю. А. Антропология права: между социокультурными традициями и нововведениями // LEX ROSSICA. 2016.
№ 9 (118). С. 9).71Байтин М. И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двухвеков). Саратов, 2001. С. 28, 63.72«Когда люди, живущие в одном сообществе, в течение некоторого времени при сходныхобстоятельствах ведут себя сходным образом, у некоторых индивидов возникает воля вестисебя так, как обычно ведут себя члены этого сообщества» (Кельзен Г. Чистое учение оправе. СПб., 2015. С.
19).446768зовых нормативных принципах социального поведения: добра, доверия и возмездности73. Первые из них означают запрет на причинение вреда окружающим и запрет на обман окружающих. Они являются исходными моделями поведения, которые в качестве обязательных правил внедряются родственниками в сознание человека с момента его рождения. Третий принцип — возмездности (воздаяния) — означает соответствие (соразмерность, эквивалентность) того, что человек получает от окружающих, тому, что он окружающимдает74. Он является объясняющим и закрепляется в индивидуальном сознаниив ходе социализации на этапе инициации как основа объяснения долга индивида перед родственниками: его обязательств в будущем заботится о роде так,как род заботился о самом этом человеке в прошлом75.3.Как известно, охранительная функция является одной из основныхфункций социальных норм наряду с функцией регулятивной76.
Ее реализациянаправлена на охрану определенных общественных отношений, которая осуществляется по двум направлениям. Первое — это сохранение признаваемыхценными социальных связей, поддержание их имеющегося состояния черезВ Древнем Риме базовые нормы именовались ius naturale (естественное право) – «это то,которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческомуроду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относитсясочетание мужчины и женщины, …сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мывидим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права». Римский юрист Ульпиан(170—228 гг.) эти базовые принципы определял следующим образом: «Предписания правасуть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит» (D.
1.I.1.3;10.1). (см.: Дигесты Юстиниана. Т. 1. М., 2008. С. 82).74«Первобытный человек интерпретирует явления природы, непосредственно его затрагивающие, в соответствии с принципом воздаяния: благоприятные ему явления — как наградуза соблюдение, неблагоприятные — как наказание за несоблюдение существующего порядка... Принцип воздаяния предусматривает, что за определенным действием… должнаследовать определенная реакция (наказание или вознаграждение)» (Кельзен Г. Чистое учение о праве... С.
43, 456).75«Взаимность» и «дарообмен» рассматриваются в антропологии права как базовые основания нормативности социального поведения (см.: Веденеев Ю. А. Антропология права...С. 21).76См.: Радько Т. Н., Толстик В. А. Функции права. Н. Новгород, 1995. С. 44–58; Байтин М.
И.Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов,2001. С. 141–142.4573общее предупреждение потенциальных посягательств и восстановление охраняемых отношений, если они все же были нарушены. Вторым направлениемявляется вытеснение иных, чуждых общественных отношений через пресечение посягательств со стороны субъектов и сторонников таких чуждых отношений, а также специальное предупреждение новых посягательств с их стороны.В тех случаях, когда общественные отношения охраняются не от потенциальных (общее предупреждение), а от реальных угроз, имеет место защитасоциальных связей как наиболее конкретизированная и персонализированнаяформа их охраны.Организационно-психологический характер нормативных средств, применяемых для реализации охранительной и регулятивной функций социальных норм, не является одинаковым.
Ведь для реализации регулятивной функции применяется, в первую очередь, убеждение (добровольная реализация), апри решении охранительных задач система используемых инструментов основана на принуждении: психическом (угроза) и физическом. Упорядочениепринуждения и является, с одной стороны, основным способом реализацииохранительной функции социальных норм, а с другой — основной задачейучастников реализации этой функции.Нормативные охранительные средства моделируют и регламентируютсоциальное принуждение, т. е. устанавливают его основания и фактическое содержание. Иными словами, они определяют, когда и что можно и нельзя делать при реализации принуждения, кого, когда и как можно принуждать.Принуждение по своей направленности может быть положительным,направленным на поддержку, укрепление охраняемых отношений, и отрицательным, обеспечивающим вытеснение внутренних и внешних отношений,противоречащих охраняемым.
В зависимости от характера и структуры объекта вытесняющего принуждения оно может быть массовым и индивидуальным. В первом случае объектом принуждения становятся большие группы(массы) людей, во втором — отдельные лица. Содержание принуждения46напрямую зависит от характера вытесняемых отношений. Если они охватывают большое количество субъектов, то и принуждение не может не носитьмассовый характер.Принуждение как проявление охранительной функции норм имеет своисоциально признанные основания.Во-первых, это нарушение и ущемление социально признаваемых иодобряемых интересов участников социальных связей. Оно может иметьформу фактического причинения ущерба или невыполнения обещания, данного другим социальным субъектам.Во-вторых, основанием принуждения может стать реальная или потенциальная угроза нарушения интересов, опасность причинения вреда.
Этаугроза может быть порождена определенным поведением принуждаемоголибо иными причинами, обусловливаться обстоятельствами социального илиприродного характера, в том числе получившими иррациональное (например,религиозное) объяснение.В обоих случаях предпосылкой возникновения оснований принуждениядолжно стать общественное признание за конкретным участником общественных отношений определенных интересов, принятие их под социальную нормативную защиту. Иными словами, речь идет о появлении у субъекта определенных гарантий его безопасности.Гарантией безопасности вообще является наличие потенциала отражения посягательства на интересы субъекта и устранения угрозы такого посягательства. Основная социальная предпосылка безопасности человека — нахождение его в составе социальной группы.Для большинства животных и птиц их безопасность и сама возможностьжизни основывается на принадлежности к родственной группе.
Это обусловлено биологическими условиями их рождения и жизни, прежде всего, в ееначальный период. Не является исключением и человек. Социально-биологическая природа человека такова, что он может выжить и получить безопасность только находясь в составе группы, получая заботу и защиту со стороны47других людей, с которыми он связан родственными (в первую очередь) ииными связями. Для человека принадлежность к группе является условием нетолько биологических, но и материальных предпосылок реализации основныхпотребностей и доступа к ресурсам (условиям), обеспечивающим его безопасность (пища и жилище).Именно групповой способ хозяйственного освоения природы и приспособления ее к своим нуждам является единственно возможным для человекаспособом, обеспечивающим (гарантирующим) его жизнь и существование.
Таким образом, основное (естественное) социальное средство безопасности человека — это признание его членом группы и, как следствие, признание за нимвозможностей члена группы.Первоначально речь идет о возможностях, вытекающих из самого фактарождения: группа включает родителей и тех, кто связан с родителями. И чембольше таких «связанных» с группой людей (союзников, друзей, приятелей),тем больше возможностей у всех членов группы. В силу этого количество друзей — это показатель возможностей всех членов группы.
Группа заинтересована в их сохранении и расширении их количества. В последующем человекне только пользуется созданными до и помимо него возможностями группы,но и сам начинает участвовать в их сохранении и расширении.Необходимый состав первичных групп как социальных субъектов обусловлен потребностями получения группой материальных благ, которыенужны для ее существования. Поэтому размеры и состав таких групп на определенном этапе развития общества экономически обусловлены и определяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений.
При этом исходное условие успешной деятельности группы — отсутствие угрозы нарушения ее интересов и причинения ей вреда или защищенность от такой угрозы, т. е. безопасность группы. Поэтому отношения безопасности являются важным элементом системы экономических отношений — отношений по поводу производства и распределения материальных благ.48Наиболее предпочтительной с экономической точки зрения формой отношений безопасности являются отношения доверия между субъектами. Онипозволяют уменьшать издержки, необходимые для выявления и нейтрализации угроз. Да и сама возможность существования группы в качестве социального субъекта имеет необходимым условием доверие между ее членами.
Членство в группе основано на доверии. Доверие — базовая социальная ценность,предпосылка функционирования социальной системы. Отношения доверияимеют двусторонний характер, при котором член группы получает имеющиеся у группы возможности в обмен на признание для себя обязательной моделиповедения, основанной на безусловном запрете причинения вреда группе.Доверие может возникать из разных по своей антропологической природе связей.