Автореферат (1173762), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Одновременно в диссертации анализируютсяотличия дифференциации от дискриминации в праве. Автор приходит к выводу отом, что дискриминация, традиционно понимаемая как ограничение лица в правах либо лишение его права в результате каких-либо субъективных причин, отличается от дифференциации правового регулирования, которая представляетсобой правовое явление, имеющее целью установление особенностей правовоговоздействия на общественные отношения для достижения социально значимогорезультата.
При этом доказывается, что наличие в законодательстве о социальном обеспечении норм права, не отвечающих принципу равенства, обусловленонуждающимися в устранении недостатками правотворчества, а не дискриминацией как таковой. Иной подход не согласуется с конституционными принципами30правового государства и с презумпцией добросовестности законодателя, сформулированной в решениях Конституционного Суда РФ.Необходимо изучить и принцип установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, в содержании которого отчетливо проявляются единство и дифференциация правового регулирования.Единство выражается в самом стремлении государства гарантировать гражданамопределенный уровень социальных предоставлений, а также в установлении общих социальных стандартов, тогда как дифференциация осуществляется, преждевсего, посредством использования различных правил определения величины видов социального обеспечения в том случае, если производится социальное обеспечение каждого как члена общества либо лица, участвовавшего в общественнополезном труде, и т.д.
Так, социально-обеспечительные выплаты могут соизмеряться с заработком или устанавливаться в фиксированном размере.Другим не менее важным принципом права социального обеспечения, тесносвязанным с принципом единства и дифференциации правового регулирования,является принцип многообразия оснований и видов социального обеспечения. Всамом общем виде проявление единства правового регулирования в данном случае заключается в том, что при возникновении тех или иных оснований всеграждане приобретают право на получение соответствующих видов социальногообеспечения в рамках различных организационно-правовых форм социальногообеспечения.
Однако здесь нашла отражение и дифференциация правового регулирования. Во-первых, помимо тех оснований предоставления социальногообеспечения, которые являются общими для всех граждан, существуют и специальные. Во-вторых, различаются виды социального обеспечения, предоставляемые разным категориям граждан при наличии для этого одного и того же основания. Так, в случае наступления инвалидности лицо, работающее по трудовомудоговору, приобретает право на получение страховой пенсии. Военнослужащемубудет назначена пенсия по инвалидности по государственному пенсионномуобеспечению. Если инвалидность наступила вследствие военной травмы, лицупредоставляются и специальные выплаты.31В главе четвертой «Критерии дифференциации правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения», состоящейиз трех параграфов, сформулировано определение понятия «критерий дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению»,исследована классификация таких критериев, выделены модели социальногообеспечения граждан, занятых особыми видами профессиональной деятельности.В первом параграфе «Категория “критерий дифференциации правового регулирования” в праве социального обеспечения» раскрывается содержание указанного понятия.
Значительное число дифференцирующих факторов в праве социального обеспечения представляют собой юридические факты-состояния(например, нетрудоспособность, беременность, возраст, проживание на той илииной территории, наличие определенного правового статуса – военнослужащего,ветерана, чернобыльца), а также юридические факты, относящиеся к числу событий, которые имеют важное, первостепенное значение для возникновения правоотношений по социальному обеспечению.Вместе с тем не всякий юридический факт признается критерием дифференциации правового регулирования общественных отношений. Как представляется,для этого они должны отвечать двум признакам. Первый признак – каждое используемое основание дифференциации правового регулирования нуждается вобосновании (является обоснованным), так как выделение любого дифференцирующего критерия влечет за собой значительные правовые последствия.
В сфересоциального обеспечения это означает формирование для отдельной группы лицсистемы прав на те или иные виды социального обеспечения, ориентированныена преодоление ситуации социального риска. Обоснованность выделения основания дифференциации определяется его значением для реализации социальногориска. Она проявляется в объективной необходимости предоставления гражданам, в отношении которых достоверно установлен юридический факт, признанный в качестве дифференцирующего критерия, особых мер защиты.
Важна такжеи возможность четко отграничить эти критерии друг от друга на основе законодательства, в том числе с учетом последствий, которые наступают для граждани-32на при наличии юридических фактов, признаваемых в качестве дифференцирующих критериев.Второй признак – юридический факт, выступающий как критерий дифференциации правового регулирования социально-обеспечительных отношений, ссодержательной точки зрения является вариативным. Это означает, что егонаступление – с учетом конкретных жизненных обстоятельств – может влечьразличные последствия, порождающие необходимость предоставления различных мер социального обеспечения. К примеру, нетрудоспособность связана нетолько с состоянием здоровья, но и с возрастом лица, что предполагает закрепление разных мер социального обеспечения.
Напротив, юридические факты, неимеющие такой вариативности с точки зрения своей сущности, не могут рассматриваться как критерии дифференциации правового регулирования.Сказанное позволяет рассматривать как критерий дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению обладающий необходимыми свойствами юридический факт, с которым связывается установлениедля определенной категории граждан законодательных преимуществ в целях гарантирования им наиболее полной реализации конституционного права на социальное обеспечение.В параграфе втором «Классификация критериев дифференциации правовогорегулирования в праве социального обеспечения» анализируется предложенная всовременной науке права социального обеспечения систематизация дифференцирующих критериев.
Автор поддерживает предложенное Э.Г. Тучковой выделение внутрисистемных (определяющих, предоставляется ли социальное обеспечение гражданину как члену общества или как застрахованному лицу), внутривидовых (на основе которых закрепляются особенности предоставления тех илииных видов социального обеспечения) и субъектных (относящихся к конкретнымсубъектам, нуждающимся в повышенной защите) критериев дифференциации.Кроме того, можно развить и иные классификации критериев дифференциации в праве социального обеспечения, основывающиеся как на самой природетаких критериев (связанные с особенностями правового статуса лица, с трудовойи иной общественно полезной деятельностью граждан, учетом трудового вклада33и заслуг перед Отечеством и т.д.), так и на их качественных характеристиках(объективные и субъектные, общие и специальные, основные и дополнительные).Учитывая природу критериев дифференциации, их можно разбить на несколько групп.
Первая из них содержит критерии, касающиеся особенностейправового статуса и состояния здоровья лица (пол, нетрудоспособность). Втораяобъединяет основания дифференциации, связанные с трудовой или иной общественно полезной деятельностью гражданина. Третья группа направлена на конкретизацию его трудового вклада. Благодаря основаниям дифференциации, составляющим четвертую группу, в сфере социального обеспечения осуществляется учет имеющихся у гражданина заслуг перед Отечеством. Пятая группа характеризует специфику территории, на которой проживает или работает лицо.
Особое значение имеет и шестая группа оснований, охватывающих семейное положение лица, т.е. наличие у него семьи, детей, иных нетрудоспособных иждивенцев и т.д. Седьмая группа критериев дифференциации связана с возмещениемвреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. Восьмая группа учитываетимущественное положение лица.Здесь уместно обратиться к важной теоретической проблеме осуществлениядифференциации в праве социального обеспечения. В иных отраслях для этого,как правило, используются два основных способа.
Первый – установление различий путем введения для определенной категории граждан дополнительных гарантий и преимуществ, тогда как второй способ связан с использованием ограничений. В результате проведенного исследования автором обоснован вывод отом, что в законодательстве о социальном обеспечении – учитывая спецификуюридических фактов, на основе которых зачастую возникают правоотношенияпо социальному обеспечению (в частности, это события, возникновение которыхне зависит от воли человека), – при осуществлении дифференциации правовогорегулирования второй из способов не используется, что связано с самой природой таких юридических фактов.Применение перечисленных выше критериев в ряде случаев предполагает ивозможность дальнейшей дифференциации.
Форма реализации права на трудтрадиционно рассматривается в качестве критерия дифференциации правового34регулирования отношений по социальному обеспечению населения. Прохождение государственной службы как одна из таких форм обусловливает и значительную специфику социальных предоставлений, предусмотренных для служащих. Такой подход предопределен правовой природой государственной службы,в систему которой входят государственная гражданская служба, военная службаи государственная служба других видов.На примере дифференцирующих факторов, установленных для военнослужащих, автором проанализированы критерии дифференциации правового регулирования социального обеспечения государственных служащих и предложенаих классификация на объективные (связаны с организацией военно-служебнойдеятельности, а также исполнением обязанностей военной службы) и субъектные(характеризуют как личность военнослужащего, так и его квалификационные качества), общие и специальные (выделяются в зависимости от их универсальностив регулировании отношений по социальному обеспечению населения), основныеи дополнительные (выделяются, в частности, с учетом распространенности ихиспользования в законодательстве).
Наименьшим числом специфических длягосударственно-служебной деятельности дифференцирующих критериев отличается социальное обеспечение государственных гражданских служащих, которыевключены в систему обязательного социального страхования наряду с лицами,работающими по трудовому договору.Представляется, что дифференцирующие факторы нуждаются в систематизации и обобщении с последующим закреплением в законодательстве, что нетолько сделает дифференциацию в праве социального обеспечения более упорядоченной, но и позволит регламентировать ее, исключив необоснованную, избыточную дифференциацию.В параграфе третьем «Системные критерии дифференциации правового регулирования в праве социального обеспечения и субъектная дифференциация отношений, составляющих предмет данной отрасли» с учетом того, что особенности профессиональной деятельности в науке права социального обеспечениятрадиционно признаются критерием дифференциации (это во многом корреспондирует концепции, положенной в основу регулирования трудовых отношений), значительное внимание уделено моделям правового регулирования соци35ального обеспечения граждан, занятых особыми видами профессиональной деятельности.Таких моделей можно выделить три.