Диссертация (1173397), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Габдулина отстаивает научное положение о том, что степеньжизненной удовлетворенности связана с ощущением процесса собственнойжизни. Респонденты с высокой жизненной удовлетворенностью воспринимаютпроцесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненныйсмыслом, в целом характеризуются активностью субъектной жизненнойпозицией. По ее мнению, основанием для удовлетворенности жизнью человекаявляется полнота представленности и степень реализованности в его жизниосновных жизненных ценностей [40].Р.
Эммонс пришел к выводу, что полнота переживания удовлетворенностисвоей жизни и достигнутыми результатами зависит от личностных особенностейчеловека, большую роль в которых играют саморегуляция и ощущение полнотыжизни, осознание нужности другим людям, личностный рост и наличиежизненного смысла. Стремление к созиданию, определяемые как стремления ктворчеству, отдаче себя другим людям и оказанию влияния на будущиепоколения, связаны с показателями позитивной эффективности и высокимуровнем удовлетворенности жизнью [191].34П.П. Фесенко в своей исследовательской работе, проведенной на выборкелюдей молодого и зрелого возраста, показывает, что уровень удовлетворенностьжизнью личности связан с уровнем осмысленности жизни, структуройсмысложизненных и ценностных ориентаций, а также с субъективнымощущением возможности реализовывать значимые ценности [171].К.В.
Карпинский также высказывает мнение о соотношении смысла жизнии удовлетворенности жизнью. Его доводы заключаются в том, что осмысленностьжизни определяется наличием у личности смысложизненных ценностей, а такжекачеством выполнения этими ценностями смыслообразующей функции. В своюочередь, удовлетворенность жизнью зависит от продуктивности воплощения(практическойреализации)смысложизненныхценностейиопределяетсякачеством выполнения этими ценностями побуждающих и направляющихфункций и жизнедеятельности личности [80; 81].Итогиразличныхисследованийпозволяютговоритьотом,чтоопределенные сочетания тех или иных социальных и индивидуально-личностныхфакторов характеризуется своеобразным влиянием на субъективную оценкуудовлетворенности жизнью.
Так, Н.Ф. Дементьева выделяет следующие из них:уровень материального благосостояния, занятость, образование, религия, брак исемья, поведение и образ жизни, пол, возраст, биологические факторы,личностные характеристики, особенности темперамента и характера. При этом,как утверждает сам автор, ни один из указанных факторов не определяет целикомуровень удовлетворенности жизни, а лишь вносит свой более или менеесущественный вклад [50].Таким образом, рассмотренные выше факторы удовлетворенностижизнью можно условно разделить на две группы. Первая группа включаетсоциальные факторы: социальные условия жизни и условия удовлетворенияосновных жизненных потребностей (образ жизни, материально-экономическиеусловия) и социально-психологические детерминанты (взаимодействие ссоциальным окружением, семейно-статусные и профессионально-статусныехарактеристики).
Во вторую группу входят личностные детерминанты:35оптимизм, самоуважение, воспринимаемый контроль над обстоятельствами,экстравертированность,интернальность(локус-контроль),атакжесмысложизненные образования личности: наличие целей и смысла жизни,ощущение полноты жизни, уровень осмысленности жизненных событий ипродуктивность воплощения смысложизненных ценностей.М. Пинкуарт рассматривает вопрос о создании и поддержании цели в жизниу пожилых людей, поскольку считает наличие такой цели определяющей чертойпсихического здоровья, психологического благополучия и низкого уровнядепрессивных симптомов. Его исследование показало, что, высокая цель в жизнипожилых людей связана с улучшением здоровья, получением работы дляреализациипрофессиональнойкомпетентности,повышениемсоциально-экономического статуса и с браком.
Однако, по мнению автора, поддержаниевысокого уровня показателя «цели в жизни» может стать трудной задачей в связис увеличением «потерь» на завершающем периоде жизни (например, вдовства,вследствие смерти супруга или потери работы вследствие выхода на пенсию).[219].Зарубежные исследования К.М. Пренда и М.Е. Лахман, изучающие аспектыбудущей ориентации и планирования в жизни пожилых людей, обнаружили, чтопожилые люди, которые поддерживают будущую ориентацию, а также строятпланы на будущее, обладают более высоким уровнем удовлетворенности жизнью,и это не смотря на то, что люди в поздневозрастном периоде жизни становятсяболее ориентированы на настоящие события и имеют менее длительную будущуюперспективу, чем молодые люди [221].По мнению И. Кемпер, удовлетворенность жизнью среди пожилых людейпереживается как «состояние гармонии со своим внутренним и внешним миром».Приэтомавторполагает,чтовысокаяоценкапожилымчеловекомудовлетворенности жизнью основывается на удовлетворении от достиженияпоставленных целей, а также решимости, жизненной энергии, жизнерадостности,позитивной самооценке, включая отношение к состоянию здоровья, психики ифизических возможностей, социальному положению [82].36Следует отметить ряд зарубежных работ, авторы которых подчеркиваютвлияние на удовлетворенность жизнью в позднем возрасте развитие различныхкогнитивные способностей человека.
К таким способностям можно отнестиспособность к регуляции эмоций [201], самоэффективность убеждения ипозитивное умонастроение [226].С.Т. Чарльз занимался изучением эмоционального благополучия (понятие,сходное по значению с понятием субъективное благополучие) несколько лет.Автор разработал модель эмоционального благополучия (SAVE) (сила иуязвимостьинтеграции),демонстрирующуюфакторы,влияющиенаэмоциональное благополучие на протяжении всей взрослой жизни человека. Помнению автора, старение связано с развитием способности регуляции эмоций.Однако модель SAVE показывает, что поздний период жизни связан и с«уязвимостью»вэмоциональномрегулированиииз-засниженияфизиологической гибкости. С.Т.
Чарльз утверждает, что пожилые люди всегдабудут заниматься стратегией регулирования эмоций, которые приводят кувеличению аффективного благополучия в некоторых ситуациях, однаковозможность реализации этих навыков с возрастом становится более трудной,если не невозможной [201].Н.Стеверинкссоавторамисчитают,чтовпозднемвозрастепсихологическое благополучие в целом можно достигать и поддерживать до техпор, насколько это возможно. Авторы отмечают две важные когнитивныеспособности: самоэффективность убеждения и позитивное умонастроение.Самоэффективность убеждения помогает пожилому человеку поддерживать верув личную компетентность управления и достижения различных аспектовблагополучия. Позитивное умонастроение относится к способности сохранятьположительный настрой или позитивные ожидания даже в случае неуспеха ивносит свой вклад в общее благосостояние человека [226].Следует отметить исследование Д.К.
Мрозека и А. Спиро о возрастныхизменениях удовлетворенности жизнью у людей позднего возраста. Авторскиерезультаты показывают, что удовлетворенность жизнью достигает максимума в37возрасте 65 лет, а затем начинает снижаться, однако отмечают, что существуютзначительные индивидуальные различия в скорости ее изменения, зависящие отуровня экстравертированности человека [215].Е.А. Сорокоумова утверждает, что, если у пенсионера сложилисьустойчивые отношения с другими пенсионерами, то определенная общественнаядеятельность может серьезно увлечь их, и тогда они будут стремиться отдаватьсяэтой деятельности без остатка, особенно если такая деятельность представляетсястарикам общественно-значимой [158].Исследовательскиеработызарубежныхиотечественныхавторовпоказывают, что на удовлетворенность жизнью в позднем возрасте могутоказывать влияние внутриличностные свойства человека: позитивная самооценка,уровень самоуважения, жизнерадостность (оптимизм), решимость, уровеньэкстравертированности,атакжекогнитивныеспособностиличности:способность к регуляции эмоций, самоэффективность убеждения, позитивноеумонастроение и способность контролировать события.1.3.
Смысложизненные ориентации в структуре удовлетворенности жизни впериод поздней взрослостиВозрастные изменения при старении происходят на биологическом уровне,когда организм становится более уязвим, на социальном уровне – при выходе напенсию меняется социальный статус, социальные роли, паттерны поведения; напсихологическом – когда человек осознает происходящие изменения иприспосабливается к ним [93]. К психологическим изменениям старостиотносится интеллектуальный и эмоциональный уход во внутренний мир, впереживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни [196].Многие отечественные ученые (Г.С.
Абрамова, И.Г. Беленькая, Г.А. Вайзер,М.В.Ермолаева,Е.И.Исаев,О.В.Краснова,И.Г.Малкина-Пых,Т.Д. Марцинковская, М.Р. Минигалиева, В.И. Слободчиков, О.В. Хухлаева,38Р.С. Яцемирская) [3; 30; 59; 92; 113; 118; 124; 153; 175; 196] описываютвозрастной кризис, протекающий, как правило, в период выхода на пенсию ихарактеризующийся переосмыслением смысла жизни, и ценностей, подведениемитогов прожитой жизни. Так, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева,сущность этого кризиса заключается в том, что взгляд человека окончательнообращается вовнутрь, подготавливаясь к иному бытию [153]. Кроме того, каксчитают О.В.
Хухлаева и Т.Д. Марцинковская, человек пытается осознатьвозможностьвыполнениятехжизненныхзадач,которыеосталисьневыполненными на прошлых этапах жизни или принять невозможность ихвыполнения, в дальнейшем что-то изменить или компенсировать [117; 175].М.В. Ермолаева пишет о том, что во время возрастного кризиса пожилойчеловек осознанно или неосознанно осуществляет выбор стратегии старения, закоторым стоит поиск смысла и цели последующей жизни. Первая стратегияпредполагает возможность дальнейшего прогрессивного личностного развития.Она осуществляется при тенденции пожилого человека как к сохранению старых,так и к формированию новых социальных связей, дающих ему возможностьосуществлятьобщественнуюпользуипередаватьжизненныйопытпоследующему поколению.