Диссертация (1171785), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Индивидуальныйиммунитет к коррупции выражается в способности не просто противостоятьсоблазну получения или дачи взятки, но и препятствовать вымогательству взяткисамими сотрудниками, что определяется культурой, традициями общества иотношением к коррупционным преступлениям [25, с. 116].Потребность в безопасности, таким образом, находит свое отражение впотребности поддержки со стороны коллег или руководства, которая становитсярешающим фактором удовлетворения потребности в уважении и признании состороны окружающих [42]. В основе антикоррупционного поведения лежатнесколько взаимосвязанных потребностей разных уровней. А. Маслоу считал поэтому поводу, что любое поведение полидетерминировано и определяетсянесколькими или всеми базовыми потребностями одновременно, что являетсядоказательством сложной мотивации антикоррупционного поведения [122, с. 76].В рамках гуманистического подхода появилась теория профессиональной«Я-концепции» в контексте карьерного развития персонала.
Согласно даннойтеории, самооценка сотрудника государственной организации, восприятиесобственного «Я» как профессионала, антикоррупционные поведенческиереакции и ценностные установки находят свое отражение в профессиональной«Я-концепции». Данная теория объясняет, как индивидуумы понимают идеи отом, кем они являются в разных ролях и ситуациях, социальном взаимодействии[191]. Дональд Сьюпер использовал «Я-концепцию» как конструкцию дляисследования карьерного развития [190; 228].Развитие потенциального специалиста начинается еще в системе среднегообразования, где должны закладываться нормы антикоррупционного поведения иотрицательноеотношениеккоррупциикаккопасномусоциальному53преступлению в государственном масштабе. Основную профессиональнуюподготовку сотрудники государственных организаций приобретают, обучаясь ввысшей школе по специальности и в процессе непосредственной работы наопределеннойдолжности,гдесотрудникоказываетсяподвоздействиемкоррупционной или антикоррупционной корпоративной культуры.«Я-концепция»имееттриосновныхсоставляющих:когнитивную,оценочную и поведенческую, что обусловлено сложным, системным характеромотражения собственного «Я» в сознании человека [22].
«Я-концепцию» можнорассматривать как совокупность установок личности. Антикоррупционныеустановки также включают в себя три главных элемента: убеждения (когнитивнаясоставляющая установки), эмоциональное отношение к этому убеждению(эмоционально-оценочнаясоставляющая),соответствующаяреакция,выражающаяся в конкретном поведении (поведенческая составляющая).В когнитивную составляющую профессиональной «Я-концепции» входятидеальныехарактеристики,отражающиеустойчивыетенденцииантикоррупционного поведения. Эти идеальные характеристики являютсяориентиром, на который должны равняться сотрудники государственнойорганизации.
Оценочная составляющая «Я-концепции» неразрывно связана скодексом антикоррупционного поведения, который принято разрабатывать ивнедрятьвразличныхгосударственныхорганизациях[133;194].Этасоставляющая помогает сопоставлять образ реального «Я» сотрудника с образомидеального«Я»,основанногонатребуемыхнормахпрофессиональногоповедения, моральных принципах и действующих нормативно-правовых актах.Черезсопоставлениереального«Я»иидеального«Я»реализуетсяпрофессиональная самооценка сотрудника. Преднамеренное пренебрежениекачествамиидеальногопрофессионального«Я»создаетбазисдлякоррупционного поведения.В первоначальном применении «Я-концепции» в отношении к карьерномуразвитиюонапонималасьисключительнокаксамоописание,операционализированное через измерения или атрибуты.
Концепция расширилась54благодаря включению в ее содержание таких понятий, как самооценка исамоэффективность карьеры [204, p. 92].От антикоррупционного поведения зависит самооценка эффективностисотрудника, то есть его способности к успешной деятельности в выбранной имсфере. Она включает в себя компетентность (антикоррупционные навыки) и еесамооценку. Позитивная «Я-концепция» способствует достижению наилучшихрезультатоввпрофессиональнойдеятельности.Компетентностьявляетсяпоказателем эффективности, следовательно, наиболее компетентный сотрудникгосударственной организации, действующий в рамках антикоррупционногоповедения, является эффективным с точки зрения возложенных на негополномочий[74].Самоэффективностьявляетсяважнойличностнойхарактеристикой и может влиять на выбор антикоррупционного поведения вбудущем вместе с целями, знаниями и практическими навыками [171, с. 494].Один из исследователей проблемы самоэффективности А.
Бандура создалтеориюсоциальногонаучения,котораяметодологию бихевиоризма Б.Ф. Скиннера.продолжилаэкспериментальнуюСогласно взглядам А. Бандуры,коррупционное поведение формируется не только с помощью подкрепления, но ив процессе наблюдения за поведением других сотрудников и за последствиями отих действий [19].
Несмотря на влияние окружения, А. Бандура большое значениепридавал способности сотрудника к саморегуляции своего поведения.Антикоррупционное поведение зависит от взаимного влияния окружающейсредыисознания,точнееотсознательныхпроцессов,связанныхсантикоррупционными убеждениями, которые регулируют конкретные поступки идействия[171].Антикоррупционноеповедениевыступаеткакэталондеятельности, формирование которого происходит на мировоззренческом уровнев виде убеждений, помогающих выбрать мотив неподкупности в реализуемойдеятельности в случае возникновения конфликта двух конкурирующих междусобой мотивов.
Будучи включенными в систему личностных ценностей,антикоррупционные составляющие поведения способствуют формированиюантикоррупционных побуждений, которые влияют на акты внутреннего выбора55личности, и в случае отклонения их от эталонов ценностей способны приводить кощущению состояния психологического дискомфорта [151].Антикоррупционныеубежденияпомогаютоценитьпреобладающиеориентации на их соответствие ценностям антикоррупционного поведения. Этиценности отражены в требованиях к уровню профессионализма сотрудникагосударственной организации и в запросах общества [198]. Если мотив поведенияличности соответствует ценностям антикоррупционного поведения, то онвключается в процесс построения социальных ценностных ориентаций даннойличности.
Если же мотив не согласуется в должной мере с содержаниемантикоррупционных ценностей, то убеждения личности выступает барьером,блокирующим ее участие в социально-ориентировочной деятельности [105, с.144].Антикоррупционная самоэффективность – это продукт сложного процессасамоубеждения личности, который основывается на когнитивной обработкеразличныхисточниковинформации,включающейвсебяпредписания,фиксированные напрямую или опосредованно, психологически обусловлено [131;224]. Ожидания самоэффективностисвязаны с уверенностью в способностиосуществления антикоррупционного действия, требующегося для достижениярезультата,невзираядаженатрадиции,сложившиесявсоциально-психологическом окружении [57, с. 98]. На самооценку и самоэффективностьтакже влияют различные должностные обязанности, выполняемые сотрудникомгосударственной организации в ходе служебной деятельности.
Сюда могут бытьвключены и бесполезные должностные обязанности, которые могут привести кпренебрежительному отношению к своей работе и нормам профессионализма (см.Приложение 1). Это происходит из-за неэффективности управления и средствконтроля над деятельностью сотрудника государственной организации состороны вышестоящего руководства, что может способствовать возникновениюпотенциальной среды коррупционных преступлений.Вместе с самооценкой меняется и сама «Я-концепция» субъекта труда впроцессе карьерного развития.
На карьерное развитие и изменение «Я-56концепции» влияют шкала ценностей и зрелость карьеры. Шкала ценностейпомогает человеку в понимании оценочной составляющей «Я-концепции». Крометого, существенное благоприятное изменение самооценки от низкой к высокойприводит к изменению в поведении, приближая его к эталонным нормам [207].В последнее время к исследованию коррупционного поведения возникинтерес с точки конфликтологического подхода в психологии, сторонникикоторогосчитают конфликт главным стимулом развитияобщественныхотношений, где участники конфликта – живые люди, имеющие противоречащиедруг другу потребности, цели и интересы [12, с. 196].
Очень часто в СМИ иофициально принятых законах о борьбе с коррупцией фигурирует такое понятие,как «конфликт интересов». Конфликтом интересов называют ситуацию, прикоторой личные интересы сотрудника государственной организации влияют илимогут повлиять на непредвзятость исполнения им должностных обязанностей[56]. Возникающее противоречие между личным интересом сотрудника изаконными интересами клиента приводит к нарушению регламента деятельностиорганизации, законодательства и прав клиента. Испанский психолог Хосе МигельФернандес Дольс приходит к выводу, что сущность коррупции заключается внеизбежности конфликта между индивидуальными интересами должностных лици коллективными интересами граждан [196]. Среди способов противостояниякоррупциионотметилнеобходимостьискоренениятолерантногоилибезразличного отношения к коррупционному поведению в обществе.Коррупцию можно рассматривать как конфликт между сотрудникомгосударственной организации и гражданином, вступающим или не желающимвступатьвкоррупционныевзаимоотношения.Конфликт–этовсегдапротивостояние разных сторон, принимающих в нем участие, причем этопротивостояние заканчивается с разрешением или снятием противоречий уучастников [53, с.
23]. В случае с коррупцией, рассматриваемой в качестве такогоконфликта, ее оздоровительная функция снижения социального напряженияминимальна, так как она, скорее всего, станет причиной новых конфликтов, еслине будет устранена.57Основным социально-психологическим фактором конфликтного поведенияявляется взаимодействие людей. Это подразумевает наличие, по крайней мере,двух субъектов конфликта. Взаимодействие людей рассматривается психологиейкак процесс влияния людей друг на друга, который приводит к возникновениювзаимосвязей, общения, отношений и совместной деятельности [136, с.
40].Учитывая специфику деятельности государственных организаций и их функциипередпотребителямисвоихуслуг(гражданами),исключитькомпонентвзаимодействия полностью довольно сложно, а значит, новые конфликты будутпрактически неизбежны. Антикоррупционное поведение не способно полностьюсгладить все конфликтные ситуации в обществе, так как нельзя отбрасыватьвторого участника конфликта, связанного с коррупцией, в лице граждан,имеющих интерес к обходу законных способов достижения своих целей путемкоррумпирования чиновников.Одним из современных подходов к исследованию антикоррупционногоповедениясотрудниковгосударственнойорганизацииявляетсяпсихосинергетический подход, взявший за основу теорию Германа Хакена [175].Центральнымвопросомпсихосинергетикиявляетсясамоорганизацияповеденческой системы сотрудников государственной организации в периодыпреодоления исторических кризисов и сдвигов в развитии общества [91].Антикоррупционное поведение с точки зрения психосинергетики – этосистема, основанная на подчинении закону, чья устойчивость определяетсяпараметрамипорядкаисполненияслужебныхобязанностей.Таккакантикоррупционное поведение является одной из форм существования порядка,то коррупция или незнание того, что хорошо, а что плохо с точки зренияслужебного поведения и морально-этических норм, соответствует понятию«хаос» (неупорядоченность поведения).