диссертация (1169959), страница 9
Текст из файла (страница 9)
–2018. –С. 172-175.5340прочихглобальныхконцепцийвпротекционистскихцелях,повышениеимпортозависимости от инвестиционной продукции) и внутренние угрозы(неэффективность прогнозирования стихийныхбедствий, низкийуровеньвоспроизводства основных фондов, отсутствие отечественных заменителейимпортного оборудования, необоснованный рост издержек с их трансляцией втарифы для конечных потребителей, хищение сырья и основных фондов,дискоординация технологического управления энергосистемой).
Некоторыеэндогенные вызовы сосредоточены в институциональной среде: ошибкифискальной,тарифнойитаможеннойполитики,неразвитостьпредпринимательской сферы, отсутствие доступа к передовым информационными инновационным рынкам54.В Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации от2012 г.55 определены меры ответственности должностных лиц и субъектовэкономики с учетом территориальных факторов. Отдельное внимание уделяетсяразработке системы по выявлению и предотвращению различных угроз. Включевых постулатах подчеркивается основополагающая роль энергетическойбезопасности как движущей силы национальной энергетической политики, чтоотражается во всех стратегических директивах.
В перечень проблем включеныаспектыполноценногоприменениемполитикивоспроизводстваэнергетическогоимпортозамещения,обеспечениепотенциаласдипломатическойсоставляющей урегулирования кризисных явлений наряду с совершенствованиемколлективной системы противодействия чрезвычайным ситуациям.В Стратегии энергетического развития отображено следующие пониманиеконцепции:«Состояниезащищенностистраны,ееграждан,общества,государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению»56.Симония Н.А., Торкунов А.В. Энергобезопасность: ЕС и России // Вестник МГИМОУниверситета. –2015.
–№4. –С. 18-26.55Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденная ПрезидентомРоссийской. Федерации (Пр-3167 от 29.11.2012 г.)56Министерство Энергетики. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения:09.03 2018).5441При этом в предыдущей версии Стратегии данная проблематика представлялась вболее расширенном виде: «полное и надежное обеспечение населения иэкономикистраныэнергоресурсамиподоступнымивместестемстимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущениекризисныхситуацийвэнергообеспечениистраны»57.Такимобразом,основополагающими принципами концепций являются необходимость покрытиядолгосрочногоспросанаэнергоносители(ресурснаядостаточность),рациональность цен (экономическая доступность), а также допустимость с точкизрения экологических норм и технологических возможностей (технологическая иэкологическая допустимость).Весьма существенным представляются разработки США в даннойтеоретической области.
Так, значительный вклад в разработку положенийконцепции в США внесли Егрин Д. и Калиски Я. Современное видение даннойпроблематики Министерством энергетики США отражено в докладе Конгрессу от2017 г.58 Энергетическая безопасность в США трактуется как непрерывнаявозможность доступа к энергоносителям, необходимых для функционированиянациональнойэкономики,иреализациядоступного,надежногоидиверсифицированного снабжения нефтью и газом наряду с их будущимиэквивалентами с учетом вопросов формирования требуемой инфраструктуры. Приэтом отдельное внимание уделяется выстраиванию коллективных подходов ссоюзниками и странами-партнерами. Фактор доступности раскрывается черезстабильность и умеренность цен.
Надежность трактуется как постоянностьпоставок и их неподверженность срывам, что предполагается реализовывать черезобеспечение свободного доступа ресурсов на мировой рынок59. Пункты данногоЭнергетическая стратегия России до 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.cpnt.ru/userfiles/_files_normativ_energosafe_energostrategy.pdf (дата обращения: 10.032018).58U.S.
Department of energy. Valuation of Energy Security for the United States. –Washington:Report to Congress. –2017. –293p.59Nyman J. Rethinking energy, climate and security: a critical analysis of energy security in the USJournal of International Relations and Development. –2018. –№1. –P. 118–145.5742варианта концепции базируются на представлении о доминирующем положенииСША и их партнеров в системе координат мировой экономики.Вряденациональныхподходоввыделяютсяключевыепризнакиэнергетической безопасности США: диверсификация поставок, пониманиеединства нефтяного рынка, формирование достаточного порога безопасностичерез способность к адаптации и устранению перебоя, выстраивание кооперациис экспортерами и диалога с импортерами, развитие регуляторной базыобеспечения безопасного функционирования полной производственной цепочки,занятиепередовыхпозицийвНИОКРипереходкинновационнойповесткиэнергетическихтехнологической направленности в промышленности.Другимисточникомформированияновойпреобразований является Китай, политика которого сводится к обеспечениюбесперебойного и надежного снабжения энергоносителями с учетом темпов ростаэкономики.
При этом наряду с внешними аспектами отдельное значениеприобретают вопросы оптимизации использования внутреннего энергетическогопотенциала,втомчислезасчетактивногопродвижениятехнологийвозобновляемой энергетики. Изменение подхода произошло в 1990-х гг., когданациональное хозяйство стало не в состоянии покрывать возросший спрос за счетопоры на собственные ресурсы, что привело к доминированию вопросабезопасности поставок во внешней политике КНР. Национальный подходориентированнадостижениестандартныхцелейнетто-импортерасозначительными запасами собственных ресурсов, что, однако, является лишьэлементомдостижениягармоничногосоциально-экономическогопреобразования60.Индия в качестве нетто-импортера углеводородов комплексом программ истратегий, включая документ «Интегрированная энергетическая политика» от2008 г. (Integrated Energy Policy), стремится разрешить несколько задач: повыситьуровень добычи локальных энергоресурсов через изменение институциональной60Yao L., Chang Y.
Energy security in China: a quantitative analysis and policy implications // EnergyPolicy. –2014. –№ 67. –P. 595-604.43средыиулучшениеинвестиционногоклимата,развитьальтернативнуюэнергетику; увеличить присутствие в зарубежных проектах, в том числе в сфередобычиуглеводородов,преобразованиетранспортно-энергетическойинфраструктуры. Национальная политика отражается в стандартном подходе кэнергетическойбезопасностивформатенетто-импортерасрастущейчисленностью населения и его доходом при недостаточном уровне запасов и ихповсеместного истощения.В Японии постиндустриальный тип экономики и развитый промышленныйкомплекс отражаются в высоком уровне потребления энергоресурсов, чтоискажено скудностью минерально-сырьевой базы.
С 2010-х гг. с точки зренияконцепции социально значимой энергетической инфраструктуры резко повысилсякритерий уязвимости народного хозяйства. Послекризисное восстановлениеусугубляется неопределенностью в принципах построения энергосистемы вдолгосрочном периоде по причине дезориентации в области ядерной энергетики.Системной государственной поддержкой обладают традиционные для стран–нетто-импортеровсферы:повышенияэнергетическойэффективностипроизводственных процессов, энергосбережения в коммунальном секторе,адекватного возрастания доли ВИЭ и финансирования изысканий в областиальтернативных энергетические технологии.В Зеленой книге от 2000 г.
были предложены базисные постулатыэнергетической безопасности ЕС. Главным постулатом является необходимостьобеспечения общественного благополучия и устойчивого экономического ростачерез бесперебойное снабжение рынка энергетическими ресурсами по доступнымценам при соблюдении экологических требований. Ключевые стратегии ЕС(Лиссабонская стратегия и Стратегия «Европа-2020») оказали непосредственноевлияние на формирование комплексного плана, сочетающего разносторонниецелевые ориентиры.
Система предписаний по энергобезопасности имеет дваконтура:вовнутриполитическихаспектахчерезповышениеэнергоэффективности, поддержание запасов и увеличение доли ВИЭ в ТЭБрегулируетсяспросипредложение,вовнешнемконтуреспомощью44перманентной гарантии доступа к энергоресурсам по адекватным ценамрегулируются вопросы снабжения из третьих стран. В методике определениявозможныхрисковвыделяютсядвекатегории:физические–угрозадолгосрочного сбоя в снабжении из-за исчерпания месторождений, прерываниепоставок в краткосрочном периоде из-за возникновения аварий, политических истихийныхфакторов;воспроизводство,экономическиерасширениеи–недостаточныемодернизациюосновныхвложениявфондоввинфраструктурных областях и резкие ценовые колебания61.Акцент на мониторинге политической конъюнктуры и институциональныхфакторах сделан в сложившейся системе предотвращения рисков развитых стран–нетто-импортеров и выражен следующими критериями: рейтинговые показателигосударства, уровень государственного и частного долга, общие экономическиериски, участие в союзах, доля государственной и частной собственности,репутационныеособенности,связанныеэнергетическихресурсовкачествевсвозможностьюполитическихиспользованияинструментов;типполитического режима, уровень развития гражданского общества, наличиезаключенных действующих соглашений, показатели предпринимательской средыи значение коррупции.Существует определенное сходство между подходами к энергетическойбезопасности, разработанными в России, США и ЕС.
Первостепенное значениеотводится способности физической реализации поставок и их коммерческойсоставляющей. При этом в ЕС особенно остро в аспектах сниженияимпортозависимости и переходу к новой энергосистеме затронута проблематикаэкологизациипроизводствавконтекстеустойчивогоразвития.Обилиеинтегральных агрегированных показателей и систем индикаторов, которыепозволяют осуществлять мониторинг продвижения в устойчивом развитии, атакже выявлять риски, связанные с энергетической безопасностью, в настоящеевремя сводятся к экстенсивным социально-экономическим показателям и61Communication from the Commission to the European Union. European Energy Security Strategy[Electronicresource].Modeofaccess:http://eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/ALL/?uri=CELEX%3A52014DC0330 (date of access: 10.03.2018).45ресурсным аспектам.