автореферат (1169640), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Основание, предусмотренное пунктом «d» статьи ХХ, служитподдержанию стабильности правового порядка внутри государства и являетсяпроявлением защиты его суверенитета.По результатам рассмотрения основания пункта «d» статьи XX ГАТТотмечается,чтопротиворечащиеобъектомположениямзащитыГАТТ,являютсягдепод«законыи«законамиправила»,инеправилами»понимаются не только непосредственно закрепленные положения правовыхактов, но и общая цель, преследуемая такими нормативными актами. Под«законами и правилами» в контексте пункта «d» ст.
XX ГАТТ могут пониматься имеждународные обязательства, ставшие частью национальной правовой системыгосударства, вводившего меры, но ни в каких случаях понятием не охватываютсямеждународные обязательства других государств-членов ВТО.Такой термин как «обеспечение соответствия» говорит овидах мер,которые участники ВТО могут применить в соответствии с пунктом «d» статьиХХ. Он относится к направленности принимаемых мер. По смыслу статьи ХХ(d),меры, не направленные на «обеспечение соответствия» законов и правил членаВТО, не могут быть оправданны.
Таким образом, термин «обеспечениесоответствия» не может расширять содержания меры и соседствующего понятия«законы и правила», не может включать в него международные обязательствадругих членов ВТО. Скорее наоборот, термин «обеспечение соответствия»служит ограничением сферы применения ст. ХХ(d).Кроме того, в рамках основания пункта «d» статьи XX ГАТТ закрепленоспециальное распределение бремени доказывания, при котором нормативные20акты считаются соответствующими ГАТТ до тех пор, пока не будет доказаноиное.В третьей главе работы анализируется механизм применения общихисключений ГАТТ, включая условия применения общих исключений ГАТТ итребования вводной части статьи ХХ ГАТТ.Защита от произвольного применения членами ВТО общих исключений изправил международной торговли в целях ограничения свободы торговлиобеспечивается механизмом применения мер, содержащимся в самой статье.В первом параграфе третьей главы рассмотрены условия примененияобщих исключений и обозначен алгоритм их применения, который представляетсобой следующие пошаговые действия: во-первых, введение государствомчленом ограничений, исходя из какого-либо основания, перечисленного в статьеХХ (пункты a-j); во-вторых, установление соответствия с содержанием вводнойчасти статьи, согласно которому меры не применяются таким образом, которыймог бы стать средством произвольной или неоправданной дискриминации междугосударствами, в которых преобладают одинаковые условия, или скрытым ограничением международной торговли.Только при одновременном наличии всех условий принятые государствомчленом меры по основанию общих исключений будут являться правомерными.Однако соблюдение одновременно всех требований статьи XX ГАТТ являетсятрудно достижимой задачей.Во втором параграфе третьей главырассматриваются требованиявводной части ст.
XX ГАТТ. Вводная часть (chapeau) выполняет функцию защитыотзлоупотребленийсостороныгосударствприиспользованииобщихисключений. Вводная часть, как указывает сам ОРС ВТО, представляет собоюкомпромисс между правом участника ВТО на применение общих исключений иуважением прав других государств-членов ВТО и является выражением принципадобросовестности в международном праве.21Важным моментом при оценке меры на соответствие требованиям,предъявляемым вводной частью статьи XX, является определение предметаоценки, рассматриваемого в рамках chapeau. Так, исследованию и оценкеподлежит не содержание меры, а то, каким образом эта мера применяется - способее реализации.
В свою очередь содержание и способ не нужно толковатьформально и технически, содержание меры может включать в себя ипредусмотренный способ её реализации.Задача chapeau – установить баланс между правом государств наприменение общих исключений и правами других государств, вытекающих изохваченных соглашений. Указанный баланс не является заранее определенным иможет меняться от различных обстоятельств, существующих на момент принятияоспариваемых мер.Три возможных обстоятельства могут привести к нарушениям прав другихучастников ВТО: произвольная дискриминация между странами, где преобладаютодинаковые условия; неоправданная дискриминация между странами, гдепреобладаютодинаковыеусловия;скрытоеограничениемеждународнойторговли. Вводная часть не требует совокупности существования указанныхобстоятельств, достаточно существования одного из них, чтобы признать мерунесоответствующей вводной части статьи ХХ ГАТТ.
Установление наличия«произвольной» и «неоправданной» дискриминации имеет свои особенности.При рассмотрении спора ОРС ВТО оценивает исключительно способприменения меры, не учитывая дискриминацию, содержащуюся в сущностиоспариваемой меры.Термины «скрытое ограничение международной торговли», «произвольнаяи неоправданная дискриминация», являются смежными понятиями и во многомтождественными.Понятие «произвольная» и «неоправданная» дискриминации не всегдарассматриваются ОРС ВТО отдельно друг от друга.
Однако для случаев22независимогорассмотренияможноопределить,чтоподпроизвольнойдискриминацией подразумевается необъективная дискриминация, зависящая отволигосударства,котороевводитоспариваемыемеры.Неоправданнаядискриминация – это неразумная дискриминация.Как показывает практика ОРС ВТО, оценка меры на критерий «скрытогоограничения» не требует установления новых факторов. Показателем будутявляться уже рассмотренные в рамках конкретного основания и в рамкахпроизвольной и необоснованной дискриминации факты.Однако нельзя называть скрытое ограничение избыточным критериемвводной части статьи XX.
Например, только указанный термин подразумеваетскрытый характер дискриминации. Практика ОРС ВТО подтверждает, чтооднозначно в рамках указанного критерия проверке будет подлежать цель. Вслучае наличия притворности обозначенной цели, такое обстоятельство должнобыть установлено и оценено.С другой стороны, отсутствие точного определения скрытого ограничения ипрямое указание третейской группы на то, что рассматриваться могут любыедоказательства, приводят к выводу о том, что критерий «скрытого ограничения» всодержании вводной части, существует для того, чтобы третейская группа врамках него могла рассмотреть все те аргументы, которые ей не удалось оценитьв рамках критериев произвольной и неоправданной дискриминации.Ввиду того, что невозможно выделить универсально подхода прирассмотрении данной категории дел, само рассматриваемое дело будетопределять обстоятельства, которые важны для оценки меры на соответствиетребованиям, установленным в сhapeau.Третийпараграфтретьейглавыпосвященанализутребования«необходимости» введенных мер.
Три основания общих исключений статьи ХХГАТТпредусматривают,чтобывводимыегосударствоммерыбыли«необходимыми» для достижения указанных целей. Такими являются меры,23необходимые для защиты общественной морали (пункт «а»); меры, необходимыедля защиты жизни или здоровья человека, животных, растений (пункт «b»); меры,необходимые для обеспечения соответствия внутренним законам или правилам(пункт «d»). Критерий необходимости – это критерий, предъявляемый к мере,введенной государством, а не к предмету или характеристике основания.При оценке необходимости, мера должна быть оценена через процесс«взвешивания и балансирования» ряда факторов, которые включают анализотносительной важности интересов или ценностей; вклада меры в реализациюпреследуемых ею целей; степени, в которой мера является ограничительной дляторговли;наличияальтернативныхмер,ненарушающихобязательств,предусмотренных пакетом соглашений ВТО.Установление соответствия критерию «необходимости», как правило, недает основания полагать, что мера в конечном итоге будет оправданна ОРС ВТО.Как уже было отмечено, в рамках оценки меры на необходимость, мерарассматривается вне ее реалий применения, вне того как фактически былиприменены запреты.
Фактическая реализация мер всегда рассматривается приоценке введенной меры на требования, содержащиеся в вводной части статьи. Какпоказывает практика, практически всегда меры признаются необоснованнымиименно в свете их несоответствия критериям, предъявляемым вводной частьюстатьи.Четвертаяглавадиссертационногоисследованияпосвященапрактическим аспектам применения положений общих исключений из правилмеждународной торговли.В первом параграфе четвертой главы проанализирована практикаприменения положений об общих исключениях ГАТТ к обязательствам изПротокола о присоединении государства к Соглашению о создании ВТО.Применительнокобщимисключениямизправовогорежима,установленного ГАТТ, содержание Протоколов о присоединении и Докладов24рабочих групп, играет далеко не последнюю роль. Именно содержаниеПротоколов о присоединении позволяет установить объем обязательств новогогосударства, которое вступает в ВТО, и определить для него соответствующие егостатусу «обязательства ВТО-плюс» и «обязательства ВТО-минус».
Протокол оприсоединении по своей правовой природе является международным договором,причем международным договором, заключенным между государством, с однойстороны, и международной организацией, с другой. Правда, содержит этотдоговор только обязательства государства-члена ВТО, обязательств ВТО поотношению к государству Протокол не предусматривает, что указывает наодносторонний характер предусмотренных в Протоколе обязательств.
Правоваяприрода Доклада рабочей группы не столь очевидна.Апелляционный орган при рассмотрении дел применительно к Протоколамо присоединении и Докладам рабочих групп смоделировал определеннуюиерархию данных норм, поставив на первое место нормы Протокола оприсоединении и Доклада рабочей группы и только затем положения соглашенийВТО. Закономерным следствием нового подхода стало смещение акцентов впользу возможности установления соответствующих приоритетов обязательств«ВТО-плюс» и «ВТО-минус» над обязательствами, вытекающими из пакетасоглашений, в частности ГАТТ.