автореферат (1169640), страница 5
Текст из файла (страница 5)
В этой связи обязательства «ВТО-плюс» и «ВТОминус» могут рассматриваться в некотором обособленном виде и быть внекотором роде вне системы, построенной пакетом соглашений ВТО.Апелляционный орган приходит к выводу, что нет никакого понятия«общих исключений» применительно ко всем соглашениям ВТО вообще. Каждоесоглашение само должно устанавливать свой «набор исключений или уступок»,которые будут применяться к каждому частному обязательству отдельногосоглашения.Однако положения статьи ХХ ГАТТ не могут и не должны иметь стольограниченную сферу применения, так как положения статьи XX имеют значениедля всех государств-членов ВТО вне зависимости от конкретного правового25режима, установленного тем или иным соглашением ВТО. Положения даннойстатьи предоставляют государствам определенные дополнительные права,включая право нарушить предусмотренные ГАТТ обязательства, в областизащиты общепризнанных человечеством ценностей и общественно значимыхсфер государства при условии, что реализация данных прав не будет служитьповодом для неоправданной и произвольной дискриминации при осуществлениимеждународной торговли, а также ее скрытым ограничением.Вместе с тем, «ценностная» составляющая положений статьи XX ГАТТнастолько велика, что применение института общих исключений не только недолжно требовать отдельного упоминания о возможности его распространения наположения нового заключаемого соглашения, но и сама возможность исключенияего применения в отношениях между государствами должна быть запрещена.Такое предложение не будет нарушать стабильность торговых отношений,поскольку институт общих исключений имеет собственный механизм егоприменения, который является самостоятельным способом защиты от скрытогопротекционизма (что можно увидеть даже в деле China-Raw materials, гдезащитный механизм сработал, и меры были признаны неоправданными по ст.
ХХГАТТ) и гарантией для государств-членов ВТО.Несмотря на негативную практику ОРС ВТО применения положений статьиХХ ГАТТ к обязательствам, вытекающим из Протокола о присоединении иДоклада рабочей группы, следует отметить, что прямого запрета на применениестатьи ХХ ГАТТ к обязательствам «ВТО-плюс» или «ВТО-минус» в докладах порассмотренным делам не содержится. Выводы о необоснованности применениястатьиХХГАТТкобязательствам,предусмотреннымПротоколомоприсоединении Китая к Марракешскому Соглашению о создании ВТО иДокладов рабочей группы о вступлении в ВТО, были сделаны в связи сконкретными фактическими обстоятельствами и, по мнению автора, не должныбезусловно использоваться при рассмотрении аналогичных дел.26Вовторомпараграфечетвертой главырассматриваютсяобщиеисключения из правил международной торговли в условиях евразийскойинтеграции.Институтобщихуниверсальногоисключенийсуществуетмеждународно-правовогонетолькорегулированиявсистемемеждународнойторговли, но и воспринят региональными интеграционными объединениями иЕАЭС.
Вместе с тем, количество существующих интеграционных объединений вцелом ставит вопрос о фрагментации международного права, существованииравных по юридической силе, но противоречащих по содержанию норммеждународного права.Членство Российской Федерации в ЕАЭС и ВТО ставит перед РоссийскойФедерацией дополнительную задачу обеспечения взаимодействия торговыхрежимов, функционирующих в ВТО и ЕАЭС.
Одновременное членство РФ в ВТОи ЕАЭС при отсутствии членства в ВТО других членов ЕАЭС налагает на РФдополнительное бремя несения ответственности за решения, принимаемыеорганами ЕАЭС.Согласно Договору о функционировании Таможенного союза (далее –ТС) врамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 года, с датыприсоединения любого из государств-членов Таможенного Союза к ВТОположения Соглашения ВТО, как установлено Протоколом о присоединении,включая обязательства, принятые данным государством-членом ТС как частьусловий присоединения к ВТО, относящиеся к вопросам, полномочия порешению которых в рамках Таможенного Союза государства-члены передалиорганамСоюза,международнымиатакжедоговорами,кправовымотношениям,составляющимирегулируемымдоговорно-правовуюбазуТаможенного Союза, становятся неотъемлемой частью его договорно-правовойбазы.
Как таковые, данные положения являются частью единого пакетаобязательств и частью соглашений Таможенного Союза, являющихся частьюединого пакета обязательств для каждого государства-члена Таможенного Союза.27Вопрос о соотношении правопорядков Таможенного Союза и ВТО внастоящее время является дискуссионным. Позиция Суда ЕврАзЭС, выраженная врешении суда ЕврАзЭС от 24 июня 2013 года по иску Новокраматорскогомашиностроительного завода, сводится к тому, что в соответствии с пунктом 1статьи 1 Договора о функционировании ТС международные договоры,заключенные в рамках ВТО и Таможенного Союза, являются частями правовойсистемы Союза, не находясь при этом в иерархической подчиненности другдругу. Далее, со ссылкой на п.
1 ст. 2 Договора о функционировании, Суд пришелк выводу о том, что положения Соглашений ВТО имеют приоритет надположениями договоров, заключенных в рамках Таможенного Союза, и решений,принятых его органами, только в случае противоречия с нормами ТаможенногоСоюза. И наконец, Суд ЕврАзЭС установил, что международные договоры,заключенные в рамках Таможенного Союза, являются специальными поотношению к договорам, заключенным в рамках ВТО, как регулирующиеотношения исключительно в рамках Союза, членами которого на моментвынесения настоящего решения являются Республика Беларусь, РеспубликаКазахстан и Российская Федерация.
В частности, судом применен принцип lexspecialis derogat lex generali.В настоящее время Договором о ЕАЭС механизм решения коллизий междуактами, функционирующими в рамках Таможенного Союза, установлен только вотношении самого Договора о ЕАЭС и международных договоров в рамкахСоюза.Статья 29 Договора о создании ЕАЭС содержит для участниковвозможность исключений из порядка функционирования внутреннего рынкатоваров. Аналогично статье ХХ ГАТТ, статья 29 Договора о создании ЕАЭСсодержит вводную часть и основания, по которым исключения возможны.Относительно оснований, содержащихся в статье 29 Договора о созданииЕАЭС можно отметить, что в своем большинстве они повторяют защищаемыестатьей ХХ ГАТТ цели.28Во вводной части статьи 29 закреплено, что государства-участники могутприменять «ограничения» необходимые для достижения целей, предусмотренныхв основаниях. В данном случае составители документа предпочли термину«меры» термин «ограничения», в связи с чем правомерным будет вопрос опоследствиях такого выбора.С целью защиты от злоупотреблений исключениями из действующихправовых режимов, вводная часть статьи 29 Договора о создании ЕАЭС содержитусловиеотом,чтоограничениянемогутявлятьсянеоправданнойдискриминацией или скрытым ограничением.
Условия о том, что ограничения недолжны по своей сути являться «произвольной дискриминацией» в статье 29Договора о создании ЕАЭС не содержится. Данный факт не может быть расцененкак ухудшение или улучшение действия механизма общих исключений ГАТТ,поскольку«скрытоготермины«произвольной»,ограничения»являются«неоправданной»дискриминациивзаимодополняемымиииотчастивзаимозаменяемыми.Анализ оснований, содержащихся в статье 29 Договора о создании ЕАЭС,позволяет отметить, что в своем большинстве они повторяют защищаемыестатьей ХХ ГАТТ цели. Так, статья 29 Договора о создании ЕАЭСпредусматривает шесть оснований.Первое основание: ограничения, необходимые для охраны жизни и здоровьячеловека. Как нам известно, такое же основание содержится в пункте «b» статьиХХ ГАТТ.
Второе основание – это ограничения по основаниям защитыобщественной морали и правопорядка. Третье основание - это ограничение,необходимое для охраны окружающей среды. Как мы понимаем, в ГАТТ такогооснования нет. Данное основание гораздо шире, чем совокупность оснований,касающихся охраны животного и растительного мира, а также охраныистощаемых природных ресурсов, предусмотренных статьей ХХ ГАТТ (пункты«b» и «g» статьи ХХ ГАТТ).29Основание, в соответствии с которым участникам ЕАЭС предоставляетсяправо введения ограничений с целью охраны окружающей среды, являетсяпреимуществом Договора о создании ЕАЭС перед ГАТТ.Четвертым основанием являются ограничения, введенные с целью охраныживотных и растений, культурных ценностей (подпункт 4 пункта 1 статьи 29Договора).Пятое основание, предусмотренное статьей 29 Договора о создании ЕАЭС,это ограничения необходимые для выполнения международных обязательств.ГАТТ аналогичного основания не содержит, и споры между соглашениями,входящими в пакет соглашений ВТО и другими международными соглашениями,ОРС ВТО разрешает в соответствии с положениями общего международногоправа.
Договор о создании ЕАЭС, напротив, указанным положением указывает наприоритет других международных обязательств над положениями Договора осоздании ЕАЭС.Наконец, последнее основание, предусмотренное статьей 29 Договора осоздании ЕАЭС, является аналогом статьи XXI ГАТТ и допускает ограничения,необходимые для обеспечения обороны страны и безопасности государствачлена.Таким образом, ряд оснований, содержащихся в статье ХХ ГАТТ, в Договоро создании ЕАЭС не вошли, однако, большинство наиболее применяемых напрактике оснований Договором о создании ЕАЭС все же было воспринято.В заключении хотелось бы отметить, что в рамках диссертационногоисследованияавторомбылпроизведенкомплексныйсистемныйанализположений статьи ХХ ГАТТ и практики ее применения ОРС ВТО.Результаты диссертационного исследования, выраженные в рекомендацияхи выводах данной работы, могут быть использованы государственнымивнешнеполитическими органами при защите интересов Российской Федерациипри рассмотрении ОРС ВТО дел с ее участием.
Положения диссертационного30исследования также могут быть востребованы в деятельности международныхорганизаций, в научно-исследовательской деятельности, в учебном процессе припреподавании лекционных курсов и спецкурсов международного права имеждународного экономического права, для подготовки учебных и практическихпособий для студентов юридических ВУЗов.III. Основные публикации по теме диссертацииОсновные научные положения и выводы настоящего диссертационногоисследования отражены в следующих публикациях автора общим объемом 2,61п.л., из них по теме диссертации 2,61 п.л.В журналах из списка, рекомендованного ВАК России:1.Бикмаметова Р.Р. Общие вопросы ограничения международнойторговли товарами в системе ГАТТ/ВТО // Евразийский юридический журнал. 2014 г.
- № 1(68). - 0,68 п.л.;2.Бикмаметова Р.Р. Статья ХХ(g) Генерального соглашения по тарифами торговле товарами в образе дела China-Raw Materials // Экологическое право. 2015 г. - № 1.- 0,97 п.л.;3.Бикмаметова Р.Р. Практика применения общих исключений ГАТТ кобязательствам, предусмотренным протоколом о присоединении к Соглашению осоздании ВТО // Евразийский юридический журнал.
- 2015 г. - № 1(80). - 0,96 п.л..