диссертация (1169272), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Сотрудничествовэтойсфере осуществлялосьстемикомпаниями, на которые у «отца» пакистанской ядерной программы АбдулКадира Хана был непосредственный выход благодаря его прежней работе вконсорциуме Уренко186. Чтобы избежать досмотра со стороны западныхтаможенных служб, для доставки материалов в Пакистан использоваласьдипломатическая почта. Попытки европейских стран пресечь утечку ценныхтехнологий и компонентов не увенчались успехом.В скором времени ядерная лаборатория в г.Кахуте начала делатьпервые успехи.
К 1978 г. его сотрудники сумели обогатить уран до 3%,необходимых для выработки электроэнергии. К 1982 г. уран был обогащен доуровня 90%, при котором можно было произвести смертоносное оружие. В20 января 1972 г. в г.Мултане, провинция Панджаб, состоялось секретное совещание премьера спакистанскими учеными и инженерами, на котором было принято решение об осуществлении военнойядерной программы.186После прохождения обучения за рубежом и получения докторской степени в области металлургииА.К.Хан начал работу в нидерландском консорциуме Уренко, занимавшемся производством центрифуг дляобогащения урана.185791983-1984 гг.
страна произвела две ядерные боеголовки. Первая была созданалабораториейг.Кахута,авторая–ееконкурирующейструктуройПакистанской комиссией по атомной энергии. Считается, что к тому моментуПакистан уже располагал одной пригодной для применения ядерной бомбой.В марте 1987 г. генерал Зия уль-Хак в интервью американскому журналу«Time» отметил, что «Пакистан может произвести бомбу, когда бы он этогоне пожелал. Что такого тяжелого в бомбе? Как только вы приобретететехнологии, которыми Пакистан располагает в настоящий момент, выможете делать все, что вы хотите»187.Следующий этап программы – разработка средств доставки ядерногооружия.
В апреле 1988 г. были проведены первые испытания двух версийракет Хатф-1 и -2 малого (до 80 км) и среднего (до 300 км) радиусовдействия, которые были произведены при сотрудничестве с китайскимиспециалистами. Однако они были неспособны перевозить ядерное оружие.После смерти Зия уль-Хака потребовалось ещё несколько лет для того, чтобыобеспечить ОМУ надежными и эффективными средствами доставки длясоздания достойного противовеса наступательному потенциалу Индии188.Исходя из сказанного, можно заключить, что правление режима Зияуль-Хака по времени совпало с заключительным этапом противостояниядвух военно-политических блоков, ареной столкновения стратегическихинтересов которых стал соседний Афганистан. Статус «прифронтового»государства позволял Исламабаду извлечь максимальное число преимуществи бонусов из сложившейся международной обстановки. Во-первых, генералуЗия уль-Хаку удалось укрепить позиции и обеспечить прочность своегорежима187врезультатекрупномасштабнойэкономическойивоенно-Doerner, William, Munro, Ross.
Pakistan Knocking at the Nuclear Door / William Doerner, Ross Munro //Time magazine. – March 30, 1987. – Vol.129. – №13.188Jones, Owen Bennett. Pakistan: Eye of the Storm / Owen Bennett Jones. – New Delhi: Penguin Books,2002. – P. 202-207.80техническойпомощирядазарубежныхгосударств.Во-вторых,международное сообщество в свете происходивших событий в Афганистанеизменило свой подход по многим вопросам, которые прежде вызывали с егостороны острую критику, в особенности соблюдение Исламабадом режимаядерного нераспространения.
Закрыв глаза на многочисленные нарушениярежима со стороны Пакистана, зарубежные партнеры тем самым позволилистране приблизиться к обладанию ядерным оружием.Успехи повстанческого движения в Афганистане вдохновляли режимна использование потенциала джихадистов для обеспечения своих интересовна других внешнеполитических направлениях, прежде всего на индийском.Считается, что именно тогда был разработан план по дестабилизацииситуации в индийском штате Джамму и Кашмир путем ведения диверсионнотеррористической войны с привлечением исламистских радикальныхгруппировок, однако практически он стал реализовываться лишь послесмерти диктатора.
При Зия стратегия ведения борьбы «чужими руками»довольноуспешноосуществляласьактивизировавшееся вооруженноедостаточнойвштатеПенджаб,гдесепаратистское движение пользовалосьматериально-техническойподдержкойсостороныофициального Исламабада. Такое вмешательство Пакистана во внутренниедела Индии привносило дополнительную напряженность и в без тогонепростые отношения между двумя государствами.******Как и его предшественники, с приходом к власти в 1977 г. военныйдиктаторМ.Зиянивелированияуль-Хаквсехстолкнулсясуществующихсостройрегиональных,необходимостьюполитическихикультурных противоречий для укрепления национальной идентичности.Однако его усилия на данном направлении также не увенчались успехом,81отчасти из-за оппозиции со стороны многообразных языковых и этническихобщностей.Помимоэтого,политикавсеобъемлющейисламизации,проводимая режимом для усиления национального единства, привела к ещеболее глубокому религиозному расколу и без того далеко не однородноймусульманской общины страны.Личность М.Зия уль-Хака до сих пор вызывает много споров в научныхкругах.
Среди специалистов отсутствует какая-либо однозначная оценка егоправления. По мнению американского профессора Чарльза Кеннеди, к концу1980-х гг. исламизация ни в коей мере не оказала существенного влияния надуховную жизнь пакистанского общества, на ее политическую, правовую исоциально-экономическую системы. По его мнению, религиозная риторикавоенного диктатора и критические замечания его оппонентов о реакционномхарактере принимаемых им законов были лишь пустыми словами, которые вреальности ничего не меняли.
По сути, данная политика лишь вывела нановый уровень отношения между военными и духовенством, властьпредержащими и исламистскими группами и расширила влияние клерикаловв различных государственных структурах189.ДругойученыйЛоренсЗиринг,занимавшийсяисследованиемпакистанской истории начиная с 1950-х гг., считает правление М.Зия ульХака судьбоносным для Пакистана, подчеркивая его большую значимостьдля дальнейшего развития страны. По его мнению, в рассматриваемыйпериод Пакистан превратился из аморфной исламской республики вавторитарное теократическое государство.
Данный процесс происходил вусловиях острых внутриполитических противоречий и соперничества,которые угрожали стабильности и самому существованию страны. Всложившихся условиях единственным спасением было строгое соблюдение189Kennedy, Charles H. Islamization and Legal Reform in Pakistan, 1979-1989 / Charles H.Kennedy //Pacific Affairs. – Vol.63. – №1. – 1990. – P. 62.82какой-либо доктрины. В основу такой доктрины была положена религия. Врамках соответствующей идеологии армии отводились господствующиепозиции при широком политическом участии богословов.
В целом,проводимая политика исламизации была не просто прихотью одногочеловека, отражением его личных убеждений. К тому моменту в военныхкругах было широко распространено мнение о необходимости укреплениярелигиознойидентичностинародакакфундаментанациональнойгосударственности190.Отчасти схожие с Л.Зирингом взгляды относительно значимостивоенного режима М.Зия уль-Хака для дальнейшего развития страныразделяюттакиеотечественныепакистановеды,какО.В.Плешов,В.Я.Белокреницкий и В.Н.Москаленко.
По мнению О.В.Плешова, «Пакистан,который М.Зия уль-Хак оставил, был пороховой бочкой, готовой взорватьсяот первой искры… А его смерть, похоже, избавила страну от большогокровопролития»191. В.Я.Белокреницкий и В.Н.Москаленко считают, чтовоенный правитель «оставил следующему поколению такое наследие (такиепроблемы, как религиозный экстремизм, терроризм и т.д.), которое еще долгомешало ему следовать своим путем, деформируя и искажая его»192.190Ziring, L.awrence. From Islamic Republic to Islamic State in Pakistan / Lawrence Ziring // Asian Survey.– Vol.24. – №9. – 1984.
– P. 31-46.191Плешов О.В. Ислам, исламизм и номинальная демократия в Пакистане / О.В.Плешов. – М.: ИВРАН, Крафт+,2003 г. – С. 196.192Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. История Пакистана XX век / В.Я.Белокреницкий,В.Н.Москаленко – М.: ИВ РАН, Крафт+, 2007. – C. 348.83Глава 2. Период «демократического просвета»(1988-1999 гг.)Развитие страны по конституционно-демократическому пути в конце1980-х и в 1990-е гг.
обусловлено позицией армейской верхушки на данномэтапе. Уставшее от длительного пребывания у власти офицерство решилоослабить«закрученныепреждегайки»,передатьвластьлегитимноизбранным представителям народа и дать возможность стране развиваться всоответствие с общепринятыми демократическими нормами и процедурами(пусть и формальными). Однако военные не могли полностью ограничитьсвою деятельность выполнением исключительно закрепленных за нимиконституционныхфункцииивоздерживатьсяотполитическоговмешательства. Сфера их интересов была в значительной степени расширенав предшествующие годы, в особенности, благодаря зияульхаковскому курсуна «милитаризацию» всех сторон жизни пакистанского общества.
В случаеабсолютного отказа от участия в политических процессах армия моглалишиться не только своих стратегических активов в национальнойэкономике, разветвленной системы льгот и привилегий, но и также своегосамостоятельного статуса и авторитета в обществе. Этим они не были готовыпожертвовать.84В целях защиты своих интересов генералитет сохранил за собойнекоторые рычаги влияния. В случаях возникновения непосредственныхугроз положению армии рычаги приводились в действие, что нередкоприводило к смене гражданских правительств. Так как политическиедеятели, опиравшиеся на поддержку своего электората, не хотели считаться сдругими центрами власти и порой проявляли чрезмерную самостоятельность,то «правительственная чехарда» была неизбежным феноменом для данногопериода внутриполитического развития Пакистана.§1.
Положение военных в странеЗаметное наследие зияульхаковского правления – политическое иэкономическое господство армейской верхушки, которое еще сильнееукрепилось благодаря целому ряду мер, предпринятых военным режимом. Вразличных сферах общественной жизни в рассматриваемый период былораспространено засилье военных, которые оказывали влияние на многиепроисходившие в стране события и процессы. С учетом этих особенностейвнутриполитического развития страны, а также принимая во вниманиезадачи моего исследования необходимым представляется более детальноерассмотрение такой темы, как положение и роль офицерства в обществе.По мнению пакистанского политолога Хасана-Аскари Ризви, в конце1980-х гг.